Все новости
Cоциум
18 Июля , 13:15

Творческие каникулы

О разных дорогах к счастливому детству

Творческие каникулы

Лето — уникальное время: именно сейчас мы можем лучше узнать своих детей, наладить отношения с ними, прожить вместе множество счастливых событий и совершить большие и маленькие открытия. О своем опыте успешного общения с юными жителями цифровой эпохи рассказывают и делятся полезными советами победители и призеры республиканского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Танцы — это жизнь всей семьи

Зинаида ФЁДОРОВА, педагог образцового ансамбля спортивного бального танца «Фламинго», судья по танцевальному спорту:

— Нашим младшим воспитанникам — три года, старшим — 18. Родители приводят к нам детей осознанно, поэтому многое зависит от педагога: у него должны гореть глаза. Без сильнейшего стремления научить ребенка новому у педагога ничего не получится. Поколение Z другое, и мы были другими. Во все времена педагоги вовлекают детей в полезные занятия. Так, спортивные бальные танцы дают большие возможности как для развития мальчиков и девочек, так и для нашего совершенствования.

Выгорание нам, педагогам, не грозит: в период пандемии топовые тренеры выкладывают свои уроки в интернет — нам есть чем вдохновиться. У каждого нашего воспитанника есть разработанные специально для них дневники достижений, куда ребята записывают свои планы и результаты. Малышам мы раздаем наклейки как вознаграждение за их труд. Еще один лайфхак — термосы с мотивирующими фразами: ребята получили их за добросовестную работу на дистанте.

Каждую неделю группы выезжают на соревнования, зарабатывают очки для перехода из класса в класс, получают разряды, завоевывают места, дипломы и медали. Только за первую половину этого года наши танцоры одержали более 180 побед. Успехи детей и педагогов — это результат большой работы дружной команды ансамбля «Фламинго». Недавно я прочла очень точную фразу: «Бальные танцы — это жизнь всей семьи». Родители быстро становятся помощниками и экспертами в любимом деле своего ребенка, они полностью погружены в процесс.

Летом мы рекомендуем ребятам хотя бы полчаса в день уделять внимание своей физической активности: если в каникулы этого не делать, то прогресса не будет и осенью нам придется возвращаться к проделанной работе заново. Летом, конечно, особенно важны физический труд и спорт: ролики, велосипеды, самокаты — нужно только не лениться и вести активный образ жизни всей семьей. Мы с мужем, например, любим утренние пробежки, а зимой — бассейн, лыжи, коньки.

Если семья занимается спортом или другими совместными делами, детям зависимость от гаджетов не грозит.

О мудрой человеческой природе

Марсель АРАСЛАНОВ, педагог дополнительного образования Центра детского (юношеского) технического творчества:

— За 27 лет работы с детьми я убедился: чтобы бороться с зависимостями любого рода, нужно заинтересовать человека полезным делом. Это не педагогическое изобретение — такова природа человека. Кем хотят стать сегодняшние школьники? Блогерами? Банкирами? Нам, педагогам дополнительного образования, работать легче, чем школьным учителям: на наши занятия дети приходят без принуждения, они увлеченные. Есть ребята, которые ходят не в один кружок, а в несколько.

У меня семь программ: четыре — по электронике, робототехника, веб-дизайн и судомоделирование. Последнее направление выросло из моего детского хобби: отец служил в морфлоте, и я мастерил корабли. Учился судомодельному делу по книгам и журналам. Яхту, тральщик, десантный корабль мальчишки могут изготовить из картона за 6 — 7 занятий, эсминец — за месяц — два.

Чтобы лето прошло не зря, нужно приучить ребят к труду: пусть посещают мастер-классы и профильные лагеря, работают с родителями в саду. Отдых — это не бездействие, а смена деятельности. Сегодняшним мальчишкам не хватает мужского внимания. Счастливы те, у кого трудолюбивые отец, дядя, дедушка. Мы с младшим братом с раннего детства поливали огород, ухаживали за скотиной, заготавливали сено, а в 8 классе с отцом уже рубили баню. Совместный труд со взрослыми отлично воспитывает, дети видят реальные результаты своей работы. Разумеется, у детей должны быть обязанности по дому. Современным детям не хватает ответственности, ее можно воспитать, оставляя детям, например, списки дел на день.

Помню, мы с братом договаривались: сегодня я мою посуду, ты пылесосишь, а завтра меняемся. Мы пропалывали на собственных грядках горох и редиску, носили дрова, чистили коровник и только потом шли играть с друзьями в футбол.

Я уверен: родителям очень важно учить детей думать. На занятиях я не только показываю и рассказываю, но всегда предлагаю самостоятельно осмыслить ту или иную техническую проблему. Могу познакомить с примерами решения задач, но готовых решений не даю. К сожалению, порой даже 8 — 9-классники не умеют работать простейшими инструментами — отверткой, пилой, ножовкой, напильником. В Центре технического творчества они и пилят, и строгают, и паяют, и сверлят.

Вот, например, работы школьников по электронике: звонок, цветомузыка, измеритель уровня воды и даже электронная канарейка.

Совершить прорыв

Ильдар КАЗНАБАЕВ, учитель физики Башкирского лицея-интерната № 3, педагог дополнительного образования Центра детского (юношеского) технического творчества:

— Я ориентирую школьников на умную активность в цифровом пространстве. Мы с ребятами создали сообщество олимпиадных групп и проектных команд. Сообщество интересно школьникам, которые участвуют в олимпиадах по физике и информатике, робототехнике, электронной инженерии и программированию. Мы работаем «по вызову», понимая под вызовом любое мероприятие, олимпиаду, конкурс или образовательную программу. Объединяемся и помогаем друг другу.

Деятельность организуем, используя принципы Agile-методологии: определяем архив задач, отображаем их на scrum-доске — в каждом недельном забеге (sprint) группа выполняет определенную задачу, регулярно собираясь на короткую оперативку (daily scrum) или на совещание с наставником (scrum-master). В конце спринта команда проводит рефлексию и подводит итоги забега.

Не нужно отрицать гаджеты — нужно помочь детям увидеть в них эффективный инструмент для саморазвития. Благодаря современным информационным технологиям лучшие материалы по электронике, робототехнике и другим сферам знаний теперь общедоступны. У многих моих учеников дома есть собственные 3D-принтеры, это становится обычной практикой для человека XXI века. Именно дополнительное образование сегодня помогает ребенку сориентироваться в выборе профессии.

Особенно меня радует то, что в стране и в нашем городе проводится все больше проектных олимпиад: будущий специалист должен быть готов трудиться в стремительно меняющемся мире над определенной задачей — и работать именно в команде, состоящей из разных специалистов. Самый эффективный формат такой работы — хакатон. Например, для школьников по этому принципу организована олимпиада кружкового движения НТИ — в сфере новейших технологий, на фронтире, имеют шансы на успех не только теоретики, но и практики — возможно, они совершат прорыв. В современных реалиях мало уметь решать задачи — важно уметь самому находить задачи в жизни и трудиться над ними.

Самая большая тайна планеты

Елена ГОЛОВАЧ, руководитель театрального объединения в детско-подростковом клубе «Дружба» ЦВР «Надежда»:

— Каждые 4 — 5 лет к нам, педагогам, приходит будто совершенно другое поколение. Сегодняшние ребята, возможно, более закрыты, но им так же, как их сверстникам из 90-х годов, интересно узнать, какие они, что они могут, что им под силу. Раньше дети приходили в объединение в сентябре и уже через месяц чувствовалось: они одна большая семья. Устанавливались добрые, по-домашнему уютные отношения, дети вместе отправлялись в походы и праздновали дни рождения.

Сейчас все несколько иначе. Я не совсем согласна с тем, что виной тому цифровая эра и смартфоны. Выросло поколение родителей, детство которых пришлось на непростые годы, последовавшие после развала СССР. Им трудно устанавливать доверительные отношения в семье, а дети, не видя образца дома, несут способ общаться в кружки и секции. Зачастую трудно их переубедить и доказать, что бывают другие отношения. И на конкурсе в испытании «Педагогические ситуации» мне достался вопрос именно о том, что общество воспитывает лидера, но не человека. Об этом я говорю ребятам на занятиях: не узнав себя и того, как взаимодействовать с другими людьми, невозможно стать лидером. Наш театр — психологический. Мы, педагоги, не ставим цель вырастить актеров и известных людей. Наша главная задача — проиграть социальные роли, в том числе с помощью сказкотерапии, и понять, как преодолевать те или иные конфликты. Мы развиваем эмоциональный интеллект детей и взрослых, и им становится легко жить и взаимодействовать в обществе. Дома родителям важно дать ребенку пример последовательного, честного поведения. Необходимо объяснять детям, для чего мы предпринимаем наши действия. Шкала ценностей поможет ребенку понять, чего от него хотят в семье, школе и т.д. Я вижу спасение от цифровой зависимости в чтении. Меня очень радует тенденция, захватившая и моих выпускников, которым уже по 20 лет, и сегодняшних ребят: многие погружены в книги. Моя старшая группа — это девятиклассники, все они много читают. Летом на первом плане у них — самообразование и самовоспитание. Я всегда говорю им: «Ребята, самая большая тайна нашей планеты — это то, что никто вас не воспитывает — ни родители, ни учителя. Вы сами. Мы даем вам ориентиры, намечаем пути, как GPS-навигатор, но именно вы выбираете, по какому пути идти».

г. Стерлитамак.

Фото из открытых источников.

Автор:Екатерина ЯКОВЛЕВА