Пожалуй, ни одно из гражданских и уголовных дел не отличается таким накалом страстей, как те, где идет речь о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Тем более, если когда-то их связывали близкие отношения. Даже известное выражение «От любви до ненависти — один шаг» не способно в полной мере отразить, на что способны некогда близкие люди. Свидетельством тому — эти истории, которые произошли в минувшем году в различных уголках Башкирии.
Супруги Андрей и Валентина Красновы (все имена и место жительства изменены — авт.) прожили вместе без малого полтора десятилетия. Последние несколько лет они провели в доме родителей Валентины. Хотя у них и была собственная квартира в Туймазах, после смерти матери молодая женщина побоялась оставить больного отца одного. Так они и жили вчетвером — пожилой мужчина, молодые и их ребенок. И все бы ничего, но со временем женщина начала все сильнее третировать мужа — брала на себя решение всех важных вопросов, требовала от Андрея беспрекословного исполнения ее указаний. Если же он пытался ослушаться, осыпала его бранью, а то и распускала руки. «В этом доме у тебя нет никаких прав!», «Как мужчина ты — абсолютное ничтожество!» — то и дело слышал он в свой адрес. Мужчина не раз приходил на работу с расцарапанным лицом, а сослуживцам приходилось делать вид, что они ничего не замечают. Если становилось совсем худо, глава семейства уходил в их общую квартиру. А когда жена успокаивалась, наступал период примирения, и он возвращался обратно. Увы, спустя время все начиналось сначала.
В какой-то момент терпение мужчины лопнуло, и он отказался жить в ненавистном ему доме. Состоялся серьезный разговор, в ходе которого он заявил: «Между нами все кончено». А вскоре познакомился с молодой женщиной Светланой. Она вела себя совсем иначе: советовалась с ним по любому поводу, искренне радовалась малейшим знакам внимания с его стороны и всячески показывала, что в их паре он — главный. Сначала они вместе гуляли по улицам, потом Света все чаще оставалась у него ночевать.
Очень скоро об этом узнала законная супруга Андрея. И начала всячески препятствовать их встречам: угрожала убийством не только мужу, но и его новой пассии, подсылала к супругу каких-то маргинальных личностей на предмет «поговорить». Дальше — больше. В январе этого года посреди ночи она пришла в их общую квартиру. Увидев соперницу, схватила ножницы и бросилась к ней. К счастью, мужчина сумел разоружить супругу — она успела нанести Свете лишь один удар в кисть. Далее разбушевавшаяся жена накинулась на девушку и несколько раз ударила ее кулаками. Лишь после этого ее удалось выставить за дверь. Андрей и Светлана постарались поскорее позабыть о случившемся. Через несколько дней Андрей получил повестку в суд, как фигурант уголовного дела. Валентина заявила, что супруг... периодически ее избивает и она опасается за свою жизнь. Лишь когда адвокаты мужчины представили суду видеозаписи и смс-переписку, доказывающие обратное — именно Валентина оскорбляла мужа и не раз поднимала на него руку, женщина отозвала свой иск.
Другая крайность — когда женщина сдувает с мужа пылинки и при этом годами закрывает глаза на его похождения. Жители Октябрьского Расим и Роза Гумеровы недавно отметили серебряную свадьбу, у них выросли дети, появились внуки. При этом долгое время мужчина фактически жил на две семьи. Его жена об этом знала, но о разводе даже не помышляла: мол, мы уже столько лет вместе, люди нас просто не поймут.
А мужчина настолько увлекся «параллельными» отношениями, что начал чуть ли не в открытую встречаться с неофициальной пассией: отдохнул с ней на море и даже купил для нее автомобиль. Увидев, что ситуация вышла за все рамки приличий, законная супруга решила поговорить с соперницей и хоть немного ее пристыдить.
Увы, беседа не задалась с самого начала. Любовница к ее визиту отнеслась чрезвычайно агрессивно. Вначале все отрицала, потом перешла к оскорблениям, затем и вовсе устроила драку. В результате женщины нанесли друг другу легкие телесные повреждения. А вскоре Роза узнает, что соперница собирается привлечь ее к уголовной ответственности. Мол, в ходе потасовки жена Расима раздела ее догола и собиралась физически унизить и оскорбить. Слова «жертвы» были готовы подтвердить свидетели — ее сестра и подруги.
— Я столько лет молчала, а когда попыталась восстановить справедливость, нахваталась синяков и ссадин. А теперь меня собираются судить?! — возмутилась Роза. И обратилась в суд. В итоге в ходе судебного процесса из подозреваемой она быстро получила статус потерпевшей. С процесса Гумеровы вместе вернулись домой. И решили попробовать начать свои отношения с чистого листа.
А вот история уфимки Нурии Ахметовой закончилась не столь радужно. Пару лет назад женщина познакомилась с таксистом Василом. Получасовая поездка до места назначения переросла в дружбу, а затем и в совместный бизнес. В какой-то момент Ахметова решила продать свою квартиру, которая находилась в столице республики, и купить на ее окраине дом. Узнав об этом, Васил потребовал оформить на него 1/4 доли в новом жилище. Свое требование аргументировал просто: «Я же твой бизнес-партнер — покажи, что ты мне доверяешь». Несмотря на то, что у него была своя квартира, Нурия согласилась.
После этого мужчина перебрался в новое жилье и… его словно подменили. Он начал устраивать скандалы, поднимать руку на Ахметову. Обращения в полицию не давали результата: стражи порядка журили буяна и уезжали восвояси. Когда тот почувствовал полную безнаказанность и избиения стали регулярными, несчастная женщина перевезла в дом свою мать и 15-летнюю дочь. Говорит, надеялась, что хотя бы их присутствие образумит мужчину. Однако вскоре Васил начал терроризировать и пожилую женщину, и девочку-подростка.
— Фактически Нурия стала заложницей этих отношений, — говорит адвокат Радик Хабибуллин. — Она не могла ни продать дом (кто же купит 3/4 жилья?), ни выгнать из него Васила.
В какой-то момент озверевший мужчина обезумел от вседозволенности и средь бела дня изнасиловал Ахметову. Истерзанная полуодетая Нурия добежала до ближайшего отделения полиции и, рыдая, рассказала там о случившемся. Лишь после этого против мужчины было возбуждено уголовное дело.
— Но даже в этой ситуации он угрожает нашей подзащитной и пытается не упустить свою выгоду, — продолжает Хабибуллин. — В частности, в качестве моральной компенсации за содеянное предлагает ей вернуть долю в доме, но... требует компенсировать стоимость ворот и забора, которые он якобы установил на собственные средства.
Еще больше обостряется ситуация, когда предметом спора становятся дети. Молодой и обеспеченный мужчина приехал в Туймазы, познакомился с не менее успешной бизнес-леди. Очень скоро оба поняли — это любовь. Они стали жить вместе, у них родилась дочь. Отношения пары были доверительными настолько, что, купив престижный автомобиль, женщина оформила его на своего избранника. Но шло время, и в какой-то момент недавние влюбленные осознали — прежних чувств больше нет. И решили разойтись. Тем более что они не успели оформить отношения официально.
После расставания мать ребенка была не против общения отца и дочери. Однако свои отцовские права мужчина понимал своеобразно: забирал трехлетнюю малышку и вместе с ней исчезал в неизвестном направлении на неделю, а то и больше. Женщина, которая все эти дни не находила себе места, звонила ему на мобильный, пыталась найти по месту прописки. Но в квартире его не было, а сотовый телефон исправно сообщал, что «абонент временно недоступен». Спустя время «абонент» появлялся на пороге и невозмутимо сообщал, что они гостили у друзей (ездили к родителям на дачу, летали в Сочи...). И вскоре все повторялось сначала.
Женщина отказалась мириться с подобной ситуацией: мало того, что недавний гражданский муж невесть где проводит время с малолетней девчушкой, так он еще и ни копейки не дает на ее содержание. И через суд потребовала определиться с местом жительства ребенка, порядком его общения с отцом и выплатой алиментов.
Вместо того чтобы решить вопрос цивилизованно, мужчина опять-таки повел себя весьма оригинально: устроил за недавней возлюбленной тотальную слежку и добился возбуждения против нее уголовного дела.
— Три года назад наша подзащитная продала свой автомобиль, мама добавила ей недостающую сумму, и она купила иномарку представительского класса, — поясняет адвокат. — После этого влюбленная женщина оформляет покупку на своего избранника. Проходит немного времени, и уже он делает широкий жест: «Давай оформим сделку купли-продажи, якобы я продал тебе эту машину. Таким образом ты снова станешь ее собственником. Вот только времени у меня нет — распишись в графах «Продавец» и «Покупатель» сама. Ведь ты знаешь мою подпись». Женщина согласилась. А сейчас, когда возник спор по поводу ребенка, ругает себя последними словами. Ведь формально она действительно смошенничала, расписавшись за мужа. И любая графологическая экспертиза подтвердит его слова.
Из этих четырех историй очень сложно вывести какую-то мораль. Да, наверное, и незачем это делать. Но очень хочется верить в одно — что, прочитав это, люди сделают какие-то выводы и не наступят на грабли, по которым от души «прогулялись» пострадавшие стороны.