Все новости
Cоциум
12 Января 2021, 14:10

Дорожная карта для особенного человека

Как людям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе?

Сегодня фразу «дорожная карта» мало кто употребляет в первоначальном значении — бумажной карты, помогающей найти дорогу из точки А в точку Б. Все чаще имеется в виду некая схема, план для достижения конечной цели применительно к социальному или бизнес-проекту. Впрочем, для нашей темы это понятие тоже подходит: ведь социализация человека с инвалидностью — это самая настоящая дорога, со своими промежуточными остановками и препятствиями. Без нее в мире людей, которые не имеют ограничений по здоровью, придется непросто.
Пока маленький человек растет в семье, всю нагрузку по его воспитанию и обучению принимают на себя родители. Взаимодействие с людьми начинается, когда малыш идет в детский сад, потом — в школу, продолжает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении и, наконец, поступает на работу. Эти жизненные этапы наполнены заботами, кризисами, которые каждый из нас так или иначе должен преодолеть, чтобы жить полноценно, общаться с людьми и в идеале получать от этого удовольствие.
Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Но совершенно точно особенным этот путь оказывается у людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ведь в дополнение ко всему им приходится доказывать, что они так же полноценны, как и окружающие. Недаром сегодня на смену расхожему выражению «человек с ограниченными возможностями» приходят фразы «человек с дополнительными потребностями» и даже «с дополнительными способностями».
Сегодня для организации единого информационного пространства инклюзивного и специального образования в сети интернет работает портал инклюзивного профессионального образования Республики Башкортостан (https://inc.uksivt.ru/). В 2020 году на его базе был создан навигатор инклюзивного образования: на нынешнем этапе это карта, на которой отмечены 601 детский сад с группами для детей с различными нарушениями здоровья, 1 тыс. 236 инклюзивных и коррекционных школ, обучающих детей с особыми потребностями по адаптированным образовательным программам, 96 профессиональных организаций, где уже обучаются или готовы принять на обучение данную категорию абитуриентов, 18 вузов с филиалами и 10 центров дистанционного обучения детей-инвалидов.
Кроме того, по сведениям Министерства образования и науки РБ, с 2018 по 2020 год в республике реализовывался пилотный проект «Детский сад — школа — ссуз — вуз», направленный на то, чтобы инклюзивное образование детей с ОВЗ и инвалидностью осуществлялось непрерывно. Он помогал специалистам и родителям определить траекторию развития ребенка, начиная от выбора детского сада и заканчивая его трудоустройством. В 2020 году на смену ему была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в РБ на 2020 — 2025 годы.
А мы решили сами «пройти» по всем этим этапам социализации людей с ОВЗ и рассказать о них нашим читателям.
Этап 1. Детский сад

По индивидуальному маршруту

Уфимский детский сад № 233, на первый взгляд, ничем от других садиков не отличается: в колонну по два малыши под орлиным взором воспитателей выходят на прогулку, в коридорах пахнет супом, а за стенами слышатся гвалт и смех. Впрочем, за одной из стен — чуть громче обычного.
— Вчера было новолуние, — замечает Валерия Бойкова, заведующая дошкольным учреждением. — А наши детки очень метеочувствительны. Да и новые люди…
«Наши» — это о десяти воспитанниках с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые посещают две ресурсные группы, единственные в своем роде в Уфе.
— Ресурсная группа — это инклюзивная модель включения детей в образовательную среду детского сада, — рассказывает Валерия Георгиевна. — Здесь каждый ребенок осваивает собственную программу по индивидуальному маршруту развития. Первая группа у нас открылась в 2017 году, в январе 2020 заработала вторая — был такой запрос от родителей.
В группе один мальчик забрался в кресло-мешок, другой играет с кубиками, девочки занимаются с тьюторами. Здесь каждого ребенка «ведет» свой педагог, который помогает ему адаптироваться в группе, проводит индивидуальные занятия, встречает с утра, провожает после занятий и обсуждает с родителями прошедший день.
Дети, хотя и находятся в одном помещении, почти не общаются друг с другом, особенно поначалу. Все-таки РАС — очень серьезное нарушение коммуникации. И чтобы помочь им привыкнуть друг к другу, начать взаимодействовать не только в своей группе, но и с детками из общеобразовательных групп, от педагогов — тьюторов, дефектологов, психологов, логопедов — требуется максимум чуткости и терпения.
— К нам приходил один мальчик, который поначалу не мог даже зайти в садик — был очень привязан к маме, — рассказывает Надежда Болонина, учитель-дефектолог. — Родители первое время гуляли с ним вокруг детского сада, чтобы он немного привык. Потом мы сидели по полчаса в раздевалке, мама ходила с ним на занятия (дело было до появления коронавируса в нашей жизни — авт.). Через какое-то время мы на свой страх и риск попросили ее незаметно выйти, и он остался играть в группе. Тут тоже все было непросто: он категорические не переносил музыку, уши зажимал, если было для него громко. Тогда наш педагог во время занятий начала фоном потихонечку включать мелодии, делали под музыку физические упражнения. Постепенно он начал повторять движения и однажды встал со всеми в хоровод, хотя до этого с другими детьми практически не общался. Это был очень длительный процесс, конечно.
Некоторые ребята посещают по одному — два занятия в обычных группах, ходят на лепку, рисование, аппликацию, музыкальные занятия и физкультуру. Кто-то заходит в соседние группы буквально на пять минут — привыкнуть к обществу шумных детсадовцев им непросто. Все — опять же по индивидуальному плану.
Специально для них в группах оборудованы ресурсная зона, где проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа, зона сенсорной разгрузки.
А еще педагоги очень плотно общаются с родителями, в условиях нынешней обстановки в основном, онлайн или индивидуально.
Выпускники детского сада № 233 продолжают обучение в Центре образования № 40, общеобразовательной школе № 100 — в этих учреждениях открыты ресурсные классы.
Справка
По данным управления образования администрации Уфы, в столице республики действуют 130 детских садов, на базе которых проводится коррекционно-образовательная работа. Здесь работают 168 групп и 101 логопункт. Квалифицированную помощь получают более 4 тысяч детей с различными нарушениями в развитии, в том числе 761 ребенок-инвалид.
Этап 2. Школа

«Лучший класс» 9 А

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» ребята с ОВЗ сегодня могут обу­чаться и в специальных коррекционных школах, и в общеобразовательных, и на дому. Куда пойти учиться, определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая прописывает, какие коррекционные занятия и в каком объеме должен посещать будущий ученик, с какими педагогами заниматься.
Сегодня в Башкирии работают 36 коррекционных школ и школ-интернатов, в которых учатся 5 тыс. 943 ребенка. Еще 554 человека получают общее образование в Республиканском центре дистанционного образования для детей-инвалидов.
И все-таки действующая образовательная политика РФ ориентирована прежде всего на инклюзию — то есть непосредственное включение человека с инвалидностью в общество сверстников. Инклюзивное образование дает возможность ребенку с особенностями развития учиться в обычных школах вместе с другими детьми. К тому же специальные школы-интернаты, в которых дети не только учатся, но и проживают, — это расставание с родителями, а значит, дополнительный стресс.
бщеобразовательная школа — вот она, рядом с домом. Да и для здоровых детей инклюзия — это несомненный плюс: по наблюдениям специалистов, они становятся более терпимыми, учатся сопереживать своим одноклассникам.
В этом учебном году в муниципальных школах РБ обучаются 26 тыс. 925 детей с ОВЗ (из них 3 тыс. 476 дистанционно), в том числе 3 тыс. 119 детей-инвалидов (582 дистанционно).
Одной из первых общеобразовательных школ в республике, которая начала обучать детей с ОВЗ и инвалидностью, стала уфимская школа № 87. Она еще в 2011 году приняла участие в программе «Доступная среда», которая позволила организовать здесь безбарьерное пространство: был отремонтирован первый этаж, открыты сенсорная комната, тренажерный зал, кабинет ЛФК, кабинет для коррекционной работы. В 2018 году благодаря помощи общественной организации «СоДействие» в школе появилась ресурсная комната — для специальных занятий.
— Сегодня у нас учатся 77 детей с ОВЗ и инвалидностью, — рассказывает Екатерина Камышлова, директор школы № 87. — 34 из них — в общеобразовательных классах, 43 ученика — в четырех коррекционных. 19 человек по решению врачебной комиссии обучаются на дому по индивидуальному учебному плану. Однако мы приглашаем их участвовать в школьных мероприятиях, кто-то приходит в школу на занятия с логопедом или психологом — важно, чтобы они не были полностью изолированы от общества, общались с одноклассниками и взрослыми.
Когда знакомишься с коррекционным 9 А классом, поневоле проникаешься уважением к педагогам, которые провели огромную работу с ребятами, и к самим ученикам, добившимся в чем-то даже больших успехов, чем их сверстники. Они все очень разные — смешливые, задумчивые, целеустремленные. И все — уже сложившиеся личности со своими интересами и увлечениями, которые вот-вот перерастут в профессию.
Тимур Халиуллин, длинноволосый симпатичный юноша, любит химию и собирается учиться на фармацевта. Лусьяна Шагимуллина, которая почти все детство была парализована, собирается поступать в медицинский колледж — это дань уважения врачам, которые подняли ее на ноги. Хотя и творческие задатки у нее развиты прекрасно: она рисует, плетет из бисера. Саша Нефедьев — звезда школы, он защитник республиканской команды по следж-хоккею «Пираты Башкирии». И хотя точные науки ему даются сложновато, в спорте он мастер, и, вполне возможно, сможет в будущем сам тренировать ребят.
— Мы с самого начала понимали, что нашим детям обязательно нужно найти свою нишу в жизни, — рассказывает Светлана Степанова, классный руководитель 9 А и педагог-психолог. — И уже со второго класса к этому их потихоньку готовили. Сначала старались понять, в чем их сильные стороны, поддерживали их увлечения, потом подыскивали учебные заведения, в которые они могут пойти учиться после школы. Конечно, огромная заслуга в этом родителей. Они очень активные, и сообща мы добиваемся прекрасных результатов. Пробуем все, участвуем с ребятами в различных олимпиадах, конкурсах — они сами этому рады и благодаря своим успехам совершенно не чувствуют себя инвалидами. Мы три года подряд становились лучшим классом года!
Эти успехи — результат огромной системной коррекционной работы педагогов. Для каждого ученика с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с которым он посещает индивидуальные и групповые занятия у психолога, логопеда, дефектолога, различные кружки, участвует во внеурочных проектах.
Школа № 87 активно сотрудничает с БГПУ имени М. Акмуллы, АНО помощи детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра «РАССВЕТ» и другими организациями, является республиканской стажерской площадкой по организации инклюзивного образовательного пространства. Закономерно, что она была признана лучшей инклюзивной школой сначала в городе, затем в республике, а на федеральном этапе VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», который завершился в ноябре 2020 года, стала лауреатом.

Окончание следует.
Читайте нас: