Коронавирус не спешит отступать. В этой схватке главное — личная ответственность за свою безопасность и забота о здоровье окружающих. Те, кого напасть обошла непосредственно, кто избежал больничной койки, все равно ощущают на себе ее «дыхание». Работники пассажирского транспорта — не исключение.
Непривычно выглядит в эти дни Нефтекамский автовокзал. В зале, где порой протиснуться было сложно, а очереди к кассовым окнам змеились чуть не до выхода, полупусто. Можно спокойно посидеть на скамейке в ожидании рейса. Или побродить по залу, где большинство коммерческих киосков со всякой всячиной закрыты. У скучающих при входе полицейских работы практически нет. Уточним: практически. Хотя бывает всякое.
— Пассажиропотоки снизились в разы, — вздыхает начальник автовокзала Рита Ахмадишина. — Можно сказать, пассажиров практически нет. Бывает, что на ранее переполненные рейсы приобретается десяток билетов, а то и меньше. Спрос заметно снизился особенно в последние две недели. Конечно, это связано не только с пандемией. Закончился садово-огородный сезон, на дистанционный график работы перешли многие учебные заведения, а люди старшего поколения стараются сидеть дома. Но главная причина все же — коронавирус. Мы со своей стороны делаем что можем. Постоянно обходим зал, посадка в автобусы без маски запрещена. Ситуации при этом возникают разные. Недавно наша работница сделала замечание женщине и предложила надеть маску. Что тут началось! Дама буквально разбушевалась, успокаивали ее чуть ли не всем автовокзалом. Даже маску предложили из своих запасов, но та ни в какую. «Хочу — ношу, не хочу — не ношу!», и все тут. В конце концов, была вынуждена вмешаться полиция, женщину увели, составили протокол. Или вот еще пример. В ответ на требование надеть маску мужчина начал перечислять нам все статьи Конституции РФ и различных кодексов, которые мы якобы нарушаем. «Мы — свободные граждане свободной страны», — утверждал он. «Вы не вправе требовать от меня делать то, чего я не желаю», — и весь разговор. Опять же полицейским пришлось разъяснять ему права и обязанности пассажиров. И этот случай далеко не единичный. Совместно с работниками администрации города, Роспотребнадзора, санэпидемслужбы постоянно проводим рейды непосредственно на автобусных маршрутах. Рейды без скандалов редко обходятся. «Вот вам билет, чего еще надо? А мое здоровье вас не касается», — самый частый ответ.
— Но ведь в автобус без масок не пускают.
— Так-то оно так, но многие, пройдя в салон, тут же маски снимают. Были случаи, когда особо рьяных приходилось выводить вон. Меня удивляет, почему людей не пугает штраф и даже прямая опасность подцепить заразу?..
На одном из внутригородских маршрутов пришлось стать свидетелем сцены, прямо подтверждающей слова Риты Султановны. Девушка-кондуктор попросила двоих молодых людей надеть маски. Чего только в ответ не наслушалась!
— А че, мы собаки, чтобы в намордниках ходить? Ты лучше билеты иди продавай. А мы — студенты, у нас на маски денег нет.
Пассажиры тоже пробовали увещевать недорослей — без результата. Черту подвел остановивший автобус водитель:
— Что ж, раз так, вызываю полицию, — и начал набирать номер на мобильном.
— Да мы ж ниче, щас наденем, — друзья-товарищи нехотя вытащили из карманов маски. Им невдомек, по всей видимости, что число заболевших в республике приближается к 14 тысячам человек, нескольким десяткам из которых маски уже никогда не потребуются... А Нефтекамск — в числе городов антилидеров по числу заболевших.
Билетный контролер Римма Файрузова пояснила:
— За соблюдением масочного режима следим строго, но люди разные бывают. Зашла на днях женщина с двумя детьми. А где же маски? Оказывается, так торопилась в детсад, что забыла дома. Сейчас вот в магазин едут, там и купят. Что-то сильно я сомневаюсь, что купит. На себя наплевать — так хотя бы о детях подумай. Отведи их домой и ходи без маски, пока не оштрафуют.
На автовокзале идет посадка на очередной рейс. Во время нее разговорились с водителем Валерием Устиновым. Тема — проверки на дорогах.
— Да, их стало больше, — кивает он. — Бывает, что из графика выбиваемся. Но ничего не поделаешь, так надо, я согласен, мои коллеги тоже. Только вот в чем дело. По команде контролера приготовить билеты для проверки все тут же надевают, как положено, маски, до этого спущенные на шею. Кого хотят обмануть? Не себя ли?
Те же проблемы и на железной дороге. В Янаул прибывает поезд Москва — Екатеринбург. Проводница Алла Евсеева вышла из вагона только потому, что так положено: ни высадки, ни посадки. За время недолгой стоянки пояснила:
— Вагон полупустой, вы спрашиваете? Были бы рады, случись такое. Скорее, даже трети не наберется. Ежедневно приходится воевать с вахтовиками: запрутся в купе, маски долой, бутылки на стол. Хотя и полиция, и другие органы ходят с проверками постоянно. А ведь раньше билетов было не достать.
На обратном пути в Агидель пришлось еще раз вспомнить слова Риты Ахмадишиной. Едва войдя в автобус, большинство пассажиров немедленно освобождаются от масок. Первая проверка — прямо за городом. Автобус еще не остановился — все в масках, натянутых чуть не до глаз.
Вывод из сказанного выше один. Сколько бы ни твердили на самых разных уровнях о том, что победить пандемию можно только сообща, наши сограждане в большинстве своем более чем уверены: уж с ними-то ничего не случится. Хотя почти у каждого (исключения автору неизвестны) кто-то из родных, друзей, просто знакомых побывал на больничной койке со страшным диагнозом. Зато уж свои права мы заучили наизусть, козыряя этим знанием направо и налево. Забыв напрочь при этом, что есть еще и обязанности. Одна из них — помнить, что живем мы в обществе. И если нет дела до своего здоровья, стоит подумать о других.
Конечно, пандемия не вечна, рано или поздно она сойдет на нет. Но пока поводов вздыхать с облегчением не видится.
Работники общественного транспорта — люди, которым ежедневно приходится контактировать с народными массами. Но что показательно: заболевших среди них минимум. Впрочем, удивляться не стоит. Вам доводилось видеть водителя или кассира, кондуктора без маски?
Нефтекамск — Янаул — Агидель.