Консалтинговое агентство открыло офис в деревне. Приходит крестьянин и говорит:
— У меня куры дохнут. Что мне делать?
— А вы подсолите пшеницу.
Через неделю приходит снова:
— Я пшеницу подсолил, а они все равно дохнут.
Приходит крестьянин в агентство в третий раз:
— Я пшеницу подсаливал, воду подслащивал, а все куры подохли!
— Все-все? Жалко. У нас для вас еще много советов...
Это анекдот, но он сродни жизни. Пользователи соцсетей встречают на просторах интернета предложения разбогатеть без особого труда, запросто освоить профессию будущего и привлечь в свою жизнь идеального спутника. Легко и поначалу бесплатно. Количество онлайн-курсов, марафонов, игр-тренингов в сети зашкаливает. У одних пользователей к таким предложениям выработался стойкий иммунитет, другие тратят на них время и силы. Почему и зачем?
Как расстаться с миллионером
Однажды мне позвонили из центра имени молодого предпринимателя, прославившегося крупными доходами:
— Вы у нас оставили заявку на участие в онлайн-конференции. Трехдневная трансляция будет проходить в Москве, в Дубае, Тель-Авиве и в российских городах, — звучит мягкий женский голос.
— Смотрите, как все будет проходить, — голос становится все мягче и ласковее. — В Стерлитамаке создается та же атмосфера, что и в Москве, присутствуют руководители нашего центра, менеджеры и наставники. Мы организовываем мастер-классы во время этого мероприятия. В любом случае обратная связь будет, мы вас до результата доведем. На сегодня стоимость составляет 2000 рублей.
— Спасибо, на сегодня я отказываюсь от участия.
— А почему, Екатерин? — заметно грустнеет менеджер.
— У меня планы изменились.
— Так у вас же только что были планы участвовать! — с досадой упрекает меня собеседница.
— У меня появились более важные планы.
— А у нас акция: вы можете друга бесплатно привести, 2000 на двоих и плюс мастер-класс в подарок...
— Заманчиво, но нет, спасибо.
— У нас скоро будет мастер-класс по постановке целей, спикер — основатель школы лидеров, сертифицированный коуч, долларовый миллионер. Цена чисто символическая, 250 рублей...
— Нет, я считаю, что каждый сам себе лидер и цели поставить может самостоятельно.
— Да? — менеджер не выдерживает и нервно выпаливает: — Я вижу, вы еще не доросли до наших тренингов!
— Вы правы, не доросла, всего доброго, — смеюсь я и кладу трубку.
По природной наивности я думала, что имя долларового миллионера больше не будет попадаться мне на глаза. Не тут-то было. Письма от его имени стали каждый день приходить на мою электронную почту — вопреки моим попыткам пометить их как спам и отписаться от рассылки. Назойливые предложения, провокации и нытье — вот нехитрый инструментарий «миллионеров»:
— Жалко, что ты снова пропустишь мой марафон... Что променял творчество на рутину... Что ты опять выбрал своего «доброго начальника», душный офис и коллег, которые ничего в жизни не хотят...
— Семья — это тяжело, и семьи распадаются. Это правда. Но эта правда только тех, кто у нас на тренинге не был. За два дня вы поймете, что счастливая семья — это просто и радостно!
Так организаторы набирают себе клиентов. Семья — это тяжело, воспитать ребенка — непосильный труд, выжить без помощи коуча — нереально. Кто эти люди, готовые освободить нас от трудностей? Находчивые и предприимчивые, они умеют удивлять. Вот лысый мужчина с брюшком предлагает женщинам «расколдовать своего принца». Вот «матушка Людмила» обещает нам «библейскую технику приумножения денег и избавления от долгов». Зрелого человека это позабавит. А неопытного и доверчивого?
— Нужно отличать тренинги от мастер-классов, — рекомендует Артем Александров, один из организаторов популярного в городе молодежного семинара-практикума «Пространство развития». — Задача тренингов — поменять что-то у вас в голове. Поменять, сломать, перевернуть. На мастер-классах дают конкретные инструменты. Ведущий мастер-классов не скажет: «Сделайте так-то и так-то — и вы станете самыми успешными (или самыми любимыми)». Он назовет конкретные лайфхаки, с помощью которых люди могут облегчить себе жизнь. Это практические вещи. Спикеры-профессионалы, рассказывающие о личном опыте, а не коучи и не психотерапевты. Ведущие мастер-классов нацеливают на развитие навыков, а не на изменение психологических особенностей. Главным должен стать принцип «Не навреди». Зачастую тренинги представляют собой этакий психологический пинок, побуждающий к действию. На них очень легко подсесть как на эмоциональный наркотик.
Психическое здоровье: техника безопасности
Почему мы так легко откликаемся на предложения прокачать личностные качества в режиме онлайн? Зачем отдаем власть над своей жизнью незнакомым людям? Тренеры цепко держат руку на пульсе нашей жизни: поздравляют нас с первым днем весны, дарят «полезности» и щедро дают непрошеные советы.
Своими мыслями об этом феномене делится Анна Малолеткова, кандидат психологических наук, доцент Стерлитамакского филиала БашГУ:
— Эта тенденция меня и радует, и беспокоит. Радует то, что онлайн-обучение — очень благодатный формат для занятых людей. Беспокоит то, что порой халтурные проекты выдвигают как тренинговые, и это не поддается проверке. Недаром сейчас проблема медиабезопасности актуальна как никогда. Суицидальные группы — «синие киты» и прочие — это ведь по сути тоже тренинги, и, к сожалению, эффективные: участникам дают цепочку заданий, контролируют их — типичная для тренинга схема, только деструктивная. Таким образом, онлайн-тренинг — это способ воздействия, практикоориентированный и актуальный, достаточно действенный, но в плане этики контролируется он гораздо хуже, чем очные тренинги.
— Обращаются ли к вам за психологической помощью после такого обучения?
— Обращаются пострадавшие от тренингов — как личных, так и онлайн-тренингов. Подписываясь на них, люди не знают, кто их ведет, какова квалификация этого человека. Им обещают золотые горы (стопроцентную гарантию от проблем, повышение самооценки и т.д.), но ни один квалифицированный психолог этого делать не станет по одной простой причине: это клиент будет действовать, а не он. Он только помогает. Если обстоятельства сложились так, что заявленное ведущими тренинга для вас актуально, вы клюнете на эту наживку. Вы 50 раз можете увидеть рекламное объявление, и оно пройдет мимо сознания, а в 51-й раз может вызвать у вас отклик.
— Самый легкий ущерб — разочарование, потраченное время и потерянные деньги. Обидно, что разочарование распространяется на психологов — происходит дискредитация их профессиональной позиции, непонимание пользы их работы. А в тяжелых случаях мы имеем дело с деструкцией личности (срывы, психозы, депрессии вплоть до суицидов). Возможно, у человека была предрасположенность к этому, и тренинг сыграл роль спускового механизма. Склонность ведущих тренингов к спецэффектам, категоричность, жесткие требования к участнику — все это ломает человека. Бывают и случаи классического мошенничества: вы оплачиваете обучение и ничего не получаете. Приходится, к сожалению, работать и с людьми, пережившими после тренингов так называемый откат: на смену вдохновению приходит отсроченная реакция, и человеку становится тяжело.
— Как научиться соблюдать психологическую гигиену и не бросаться на все, что нам предлагает интернет?
— Во-первых, интересоваться квалификацией того, кто хочет с вами работать. Если этой информации нет или она не подтверждена документами, или документы представляют собой «радужные сертификаты» без базового диплома, у вас должны возникнуть вопросы. Бывало, что люди, успешно прошедшие тот или иной тренинг, прибегали вдохновленные: «А давайте теперь сами проведем такой тренинг!». Это то же самое, как если бы больной после излечения объявлял себя врачом и вызвался исцелить других. Нужно внимательно относиться к себе и беречь свое психическое здоровье. Если в ходе тренинга вам предлагают привести с собой еще участников либо немотивированно настаивают на каких-либо ограничениях (например, чтобы вы спали не больше 4-х часов в сутки) либо дают какие-то непонятные задания, это весомый повод задуматься: что происходит? Наиболее безопасны так называемые тренинги умений. Это тренинги, в результате которых человек обучается, формирует и развивает новые умения. Результат таких тренингов легче проверить. Но если тренинг обещает изменить личность, трансформировать установки или ценности человека и т. п., то нужно понимать, что ответственность за результат несет только сам клиент.
А вы созидатель или потребитель?
Сергей Бойков, главный врач Стерлитамакской психиатрической больницы:
— Эти эксперименты над собой могут нанести вред, причем колоссальный. Во-первых, все тренинги так или иначе воздействуют на психику. Во-вторых, законодательно деятельность психологов фактически не регламентируется, и любой человек, получивший диплом, решивший, что он «состоявшийся психолог», может начать свою практику и пытаться зарабатывать. Данная позиция очень ярко видна на примере медицинской организации: деятельность врача — лицензируемый вид деятельности, врач несет ответственность, вплоть до уголовной, за свою работу или бездействие. Психолога же невозможно призвать к ответственности из-за отсутствия регламентации профессиональной деятельности. Организаторы тренингов набирают людей, которые имеют проблемы с психикой. Качественной диагностики при этом явно не происходит, а бывает и того хуже — просто зарабатывают на них деньги. Впоследствии, когда у клиентов заканчиваются деньги или организаторы вынуждены признать, что сделать ничего не могут, этих людей отталкивают. Горе-тренеры своей некомпетентностью порой готовят нам пациентов-инвалидов.
— Почему тренинги так популярны?
— Мы сами усложняем себе жизнь. Рефлексируем по поводу и без, придумываем себе что-то худшее, в лучшее верить не хотим... Для того чтобы делать в своей жизни важные шаги, не нужен коуч. Нужно реально оценивать себя и свои возможности, ставить перед собой адекватные, достижимые и конструктивные цели. Коучи пользуются тем, что человек хочет переложить ответственность за решения с себя на кого-то и поэтому с легкостью нанимает «учителя» и расстается с деньгами. Чтобы самореализоваться, не нужен коуч — нужно верить в себя. Условно есть две категории людей: одни думают и делают, другие пробуют, ошибаются, делают выводы и предпринимают следующий шаг. Но некоторые даже на миллиметр не сдвигаются, зато хотят заиметь тренера, который их чему-то научит. Самодостаточный человек не станет искать себе коуча, ведь такие поиски — это зависимая и достаточно инфантильная позиция.
— Откуда родом столь массовый инфантилизм?
— Все дело в особенностях устройства современного мира. Если из нас формируют общество потребления, то подразумевается, что мы не должны задавать вопросы, мы должны просто потреблять. В том числе и психологический, и псевдопсихологический контент. А ведь для жизни человеку много не надо. Но люди почему-то стараются приобрести как можно больше. Информационное поле переполнено предложениями: ешьте, покупайте, путешествуйте... Человек вдумчивый спросит себя: а мне это надо? Но такой человек в современном обществе — редкость. Отчасти это дефект воспитания: чтобы потреблять, нужно создавать, а такой привычки у многих нет.