2019 год в Башкортостане объявлен годом обязательной чипизации животных: коров, лошадей, коз, овец, пчел, кошек и собак. Департаментом по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза РБ провозглашаются весьма благовидные цели и задачи кампании: чипирование позволит проследить путь продуктов животноводства от производителя до потребителя, бороться с болезнями, повысить качество продукции.
С чипизацией лошадей, коров, коз и овец все ясно. Поставленный один раз чип действительно позволяет проследить весь жизненный путь животного. То есть в данном случае — вещь полезная и нужная. Чипирование кошек и собак практикуется давно и должно быть завершено в ближайшее время. Про аквариумных рыбок, черепах и хомячков пока молчат. А вот пчеловодам явно не повезло. На каждую пчелу чип не повесишь, поэтому чипировать предлагается ульи. Но! Улей — лишь изобретение человека, предназначенное для защиты пчелосемей от неблагоприятных факторов окружающей среды. На самом деле вся жизнь пчел с самого рождения проходит на соторамках, количество которых непостоянно и колеблется от 10 до 50 штук в зависимости от времени года и работ, выполняемых пчеловодом.
Пасека — это постоянно живая система. Начиная с ранней весны все приходит в движение: ульи, соторамки, инвентарь, пчелы и, конечно же, сам пчеловод! Все перезимовавшие пчелосемьи в обязательном порядке весной пересаживаются в чистые продезинфицированные ульи. Освободившиеся чистят, моют, ремонтируют, красят и снова пускают в оборот.
Еще более интенсивный оборот ульев и инвентаря происходит в период формирования отводков и при роении. Опуская другие тонкости пчеловодства, лишь заметим, что почти каждый улей за сезон совершает несколько оборотов, и ничего, кроме неразберихи, чип на ульях не внесет.
С болезнями пчел ситуация еще более парадоксальная. Сегодня известно более 120 болезней и вредителей пчелосемей. Болеют сами пчелы, трутни, пчелиные матки и их расплод. Для примера возьмем одно из самых сложных заболеваний — варроатоз, который из года в год, уже около 50 лет, диагностируется на всех пасеках России.
Чип им (пчелиным семьям) на ульях для чего? Лекарство им нужно, ветеринарные препараты двух-трех видов, и чем современнее и безопаснее, тем лучше. А также надлежащий уход и внимание со стороны пчеловода необходимы, а не чипы на ульях. Аналогичная ситуация и с другими заболеваниями пчел.
Проследить путь завозимых на территорию республики южных пород пчел чипированием ульев также нереально.
Пчелиных маток с юга привозят в клеточках размером в два-три спичечных коробка, а пчел — в четырех- или шестирамочных фанерных пакетах. Как с такими пчелами быть — совсем непонятно. Кто их будет контролировать? Сам «нарушитель», который завозит, ветеринар, зоотехник, полицейский?
Проблема чипизации пчел обширная. Решение ее — процесс длительный, затратный, со многими неизвестными, и одним наскоком всех вопросов никак не решить.
На протяжении тысяч лет пчелы собирали нектар и всегда делали из него только правильный мед. Если даже весь улей облепить чипами, испортить или улучшить продукты пчеловодства они не помогут. Количество меда, прополиса, пыльцы, перги, маточного молочка зависит только от пчеловода или от человека, который эти продукты перерабатывает. Принудительная обязательная чипизация средств производства вообще не решает ни теоретически, ни тем более практически ни одной проблемы, кроме финансовой, да и то лишь для чиновника.
Стоимость чипа 70 — 100 рублей. Оплатить его предлагается самому пчеловоду. Если на пасеке 100 пчелосемей, получается 7 — 10 тысяч рублей, а если тысяча пчелосемей — 70 — 100 тысяч рублей. А в масштабах республики?
Липовые леса рубят — только щепки летят, пчелам скоро кормовой базы не останется, так еще и пчеловодов как липку ободрать хотят. Кто остановит эту глупость, доведенную до абсурда, пока непонятно.
Анатолий ПРОСВИРНИН, зооинженер-пчеловод, и еще 16 подписей.
Нуримановский, Иглинский, Альшеевский, Благовещенский и Мишкинский районы.
P.S. На днях несколько десятков пчеловодов пригласили в минсельхоз республики на встречу с заводчиком пчел Михаилом Куцым, гражданином России, который уже 20 лет живет в Канаде и имеет там свой бизнес. Так вот, среди прочих вопросов его спросили и про чипизацию ульев. Оказалось, Михаил Иванович слышит об этом впервые. Из бочки берут мед, делают анализ и выносят вердикт — годится эта партия для продажи или не годится. Вот и вся «чипизация» по-канадски.