— Мы богатые! — весело переглядываются супруги Низаевы.
Их богатство не хранится ни дома, ни в банке. Их сокровища живые, а напоминает о них висящая на стене в зале большая фотография с новогоднего вечера, на котором собралась вся семья — три дочери с мужьями, семь внуков и внучек и двухлетняя правнучка.
Лыжница и конькобежец
Вот уже 28 лет Савия Бакировна и Рим Сафуанович отмечают в октябре тройной праздник: День Республики, годовщину свадьбы и день рождения первого внука. Нынешняя осень особенная: супруги прожили вместе 50 лет. У них особенные отношения и со временем: с благодарностью вспоминая прошлое, они спокойно встречают будущее.
— Мы всю жизнь проработали на химзаводе, — Рим Сафуанович, сидя за столом-треножником, перебирает семена моркови — готовит задел на следующий садово-огородный сезон и рассказывает историю знакомства с женой. — Я пришел на завод электромонтером после армии, Савия — лаборантом после училища. Она была лыжницей, я катался на коньках. В составе химзаводской команды мы ездили на соревнования в Октябрьский, в Уфу. Летом, чтобы развиваться и поддерживать себя в форме, катались на велосипедах. Если ходить на лыжах ездили в Карасевку, то на велосипедах доезжали до Толбазов, а соревнования устраивали на уфимской объездной дороге. Спорт нас подружил: вместе тренировались, вместе ухаживали за инвентарем. Приду к Савие в общежитие, ее соседки по комнате меня встречают: «Рим пришел, сейчас будет или лыжи чинить, или велосипед!». Девушки в одной комнате вчетвером жили, но спортом только она занималась.
Через два года спортивной дружбы лыжница и конькобежец поженились.
— Катились, катились — и докатились до свадьбы, — смеется Савия Бакировна.
— Был хороший друг — и вот насовсем пригодился, — шутит Рим Сафуанович.
Среди людей
Размышляя о том, почему одним парам удается сберечь свое счастье на много десятилетий, а другим нет, золотые юбиляры приходят к выводу:
— Нам очень помог опыт родительского гнезда.
— Я была старшей из шести детей, муж — старшим сыном в семье, где росли семеро ребятишек, — рассказывает о детстве Савия Бакировна. — Я родом из Стерлибашево, он из Чишминского района. Нам в детстве и учиться надо было, и работать: гусей пасти, за коровой бежать. По лужам шлепать после дождя — тоже надо, а как же! И люльку качать год за годом. Родители на нас не кричали, отец посмотрит строго — мы все понимаем, слушаемся. Бабушек и дедушек очень уважали, заботились о них. Мы помним их как самых добрых и любящих. Жили мы в родительской семье дружно. Помню веселую игру «Птичка на дереве, собачка на земле». Мама с папой в кино уйдут — все соседские дети у нас. Мы привыкли, чтобы в доме было много людей, нам без людей скучно.
Гостеприимство Низаевых собирает вместе не только всю большую семью. Савия Бакировна больше полувека поддерживает теплые отношения с подругами по училищу, а Рим Сафуанович — с армейскими товарищами: бывшие сослуживцы ездят друг к другу в гости. Кстати, путешествуя поездом, Низаевы всегда выбирают плацкарт как возможность пообщаться с людьми, потому что знают:
— Хороших людей на свете много. И бескорыстная помощь, и открытость, и взаимовыручка — все это есть. Может, когда-нибудь и придется людям жить среди роботов, только без человеческого участия нам не обойтись.
Внуки Низаевых учатся в разных городах: Тимур в Уфе в нефтяном университете, будущий горный инженер Айнур — в Санкт-Петербурге, золотая медалистка Динара учится на геолога в Казани, Настя — на ветеринара в Иваново. Они всегда навещают бабушку с дедом на каникулах и часто радуют их своими успехами по телефону. Старший внук Артур работает, они с женой растят дочку.
— Не всегда все безоблачно. Без трудностей жизни не бывает, в каждом доме они свои, — признается глава семьи. — Самое тяжелое — когда болеют родные, а ты не можешь помочь. Стараемся вместе все преодолевать, чтобы наши трудности не ложились на чьи-то плечи.
— Никого не обижаем и ни на кого не обижаемся, — формулирует Савия Бакировна секрет счастливой жизни. — Я давно поняла: жить надо с улыбкой. Улыбка никого не портит, а всем помогает.
Жизнь продолжается
Ранний, еще солнечный осенний вечер. Третьеклассница Вика вернулась с занятий по английскому, 11-летний Роман собирается на тренировку по гандболу.
— Мы младших внуков встречаем, провожаем, помогаем их растить, — с удовольствием говорит хозяйка. — Зимой играем с детьми в лото, разгадываем сканворды, ходим на лыжах вдоль Стерли (жаль, прошлой зимой снега мало было). Мы легкие на подъем: посещаем концерты, спектакли. В День Победы вместе с внуками участвуем в шествии «Бессмертного полка». Летом работаем в саду. Я очень цветы люблю, у меня полсада ими засажено. Особенно мне нравятся желтые цветы: в них как будто много солнца.
— Дочери у меня капитальные, — не скрывает гордости отец. — Никогда не ждал, что родится сын. Мы всегда ждали просто здоровых детей и хотели воспитать их трудолюбивыми и человечными. Все три дочки получили высшее образование, состоялись в профессии, создали крепкие семьи.
— Удивительно: рождается ребенок, и вскоре ты уже видишь, к чему у него способности, — делится наблюдениями Савия Бакировна. — Лиля души не чаяла в куклах — стала педагогом. Гузель с малых лет тянулась к технике — сейчас она ведущий специалист на БСК. Помню, однажды ей для рукоделия срочно понадобился крючок, так она не растерялась: из моей спицы его сделала. Зарина очень любила все живое, просила: «Давайте лошадь на балконе заведем!». Каких домашних животных мы только не заводили — пожалуй, только лошади на балконе у нас не было! Доброе сердце привело Зарину работать воспитателем в Дом ребенка. Я очень благодарна мужу: всю жизнь я работала посменно, и он заботился о дочках наравне со мной: забирал из садика, кормил, купал, укладывал спать. Бывало, дети проснутся, зовут: «Ма... », а видят отца и договаривают: «...па». И наоборот: «Па...», а он уже на работе, я со смены вернулась, они: «...ма». Детям ласка нужна, криком ничего не добьешься, он губит и родство, и близость. И вся наша жизнь — бумеранг. Ты к ней с улыбкой, с любовью — и она к тебе тоже. Когда внуки были маленькими, мы часто возили их в деревню. Артуру лет семь было, он удивлялся: «Бабуля, неужели коровы совсем ничего не понимают? Им пастух все время: «Куда? Куда?». «Это, — говорю, — чтобы они не разбредались». Айнурик, помню, бежит к нам по склону: трава выше его... Много таких картинок семейного счастья вспоминается. Не верится, что полвека прошло. И как хорошо, что жизнь продолжается!