В столетний юбилей пограничной службы России кармаскалинец Фанис Мухаметьянов собственный вклад сделал еще в прошлом году: в райцентре на средства его предприятия открыли памятник защитникам рубежей страны. По общему мнению жителей района, он украсил Кармаскалы, став местом, которое зарождает новую традицию, — все больше людей приходят сюда по разным поводам.
Фанис Мухаметьянов пограничником служил в Советской Армии — в 70-е годы в Крыму. Тогда это была наша общая родина, никому и в голову прийти не могло, что лет через сорок вокруг полуострова начнут кипеть страсти, а сам он станет разменной монетой в геополитике.
— Мне повезло служить в благодатном месте, — вспоминает он. — И климат отличный, и провокаций никаких. Те времена я вспоминаю с ностальгией: все же это моя молодость. Часто бывал там после окончания службы и в советское время, и после того как полуостров стал украинским, а теперь сам бог велел ездить в Крым.
На память о службе в погранвойсках у Фаниса Мухаметьянова до сих пор хранится зеленая фуражка. «Еще много было служебных наград, но их за это время дети растащили, так они и потерялись», — вспоминает он.
Фуражку надевает ежегодно в мае, встречается с такими же «погранцами», но в позорящих форму ныряниях в фонтаны никогда замечен не был. Как-то несолидно было бы отличному специалисту, уже в 25 лет ставшему руководителем предприятия, участвовать в подобном.
После службы в армии Фанис отучился на энергетика, стал работать в Стерлитамаке. «Там меня быстро по карьерной лестнице стали продвигать, — вспоминает он. — Но хотелось на родину, поближе к родным». Вернулся, а тут и новое предприятие «Сельхозэнерго» стали создавать. Молодой специалист утверждал для него устав, готовил документы. Так случилось, что директор долго на посту не задержался, вот Фанису Гильмутдиновичу и предложили возглавить предприятие — более тридцати лет уже здесь и работает.
— За все время мы ни разу не банкротились, не укрывались от налогов, даже в лихие девяностые, — с гордостью говорит он. — Только ООО стали, и то по представлению прокуратуры, потому что такой формы, как межхозяйственное предприятие не стало в новое время. Разные были времена, очень тяжелые. Признаюсь, даже торговлей приходилось заниматься: продавали колбасу, колготки, а вырученные средства в развитие предприятия, поддержание сетей вкладывали.
Сельским энергетикам, работавшим даже в трудные времена на зависть другим, передали в управление все районные электрические сети. А пять лет назад и часть сетей в Благоварском районе кармаскалинцы приняли.
Работают кармаскалинские энергетики, как сейчас принято говорить, для людей. В смысле, делают все, чтобы людям было удобно. К примеру, обычная картина для сельских новостроек: землю под индивидуальное строительство выделили, бедолаги вручную месят бетон, потому что электрическую мешалку подключить некуда. Кармаскалинцы одними из первых в стране стали подводить сети, прямо скажем, в пустое поле: еще колышки торчат, заборов нет, а столбы вдоль будущих улиц с проводами натянутыми есть. И к участкам подводят электричество, вешают счетчики — подключайся, строй гнездо свое. Очень удобная система. Не так давно в район приезжал глава республики, его с ней познакомили, он одобрил такой подход.
— По правилам, для подключения к сети сначала должен прийти заявитель, а потом мы приступаем к работе. Но это же абсурд, затягивается весь процесс жилищного строительства, — считает Мухаметьянов. — Мы предложили сельсоветам заранее готовить план будущих улиц, и заполняем их электрическими опорами — инфраструктура есть, работайте. Деньги на это берем из собственного оборота, а потом уже восполняем за счет платы за подключение. И все довольны.
...Идея поставить памятник кармаскалинцам-пограничникам появилась не у него, признается Фанис Мухаметьянов, но он ее сразу поддержал.
— Инициаторы проекта обратились ко мне с просьбой выделить на обелиск тысяч 10 — 15, — поясняет он. — Они, видимо, по списку обходили всех бывших пограничников. Я спросил: а сколько всего нужно? Они говорят: тысяч 300 понадобится. Так они до морковкиного заговенья ходили бы. Говорю, давайте проект, обоснование, будем все оплачивать. Для меня это тоже немалые деньги, но помочь в добром деле нужно. Так мы, наше предприятие, помогало многим — в строительстве мечети, обустройстве кладбища и другом. Люди должны друг другу помогать, если они настоящие люди.