Как-то так получилось, что за последний месяц мне как жильцу обычного уфимского дома не раз приходилось обращаться в разные организации. Стал с перебоями работать интернет, и требовалось перепрошить роутер — техник приехал через час. Пришла пора менять газовую плиту — специалисты принялись за дело на следующее утро. И даже ЖЭУ, которое традиционно принято ругать, оказалось на высоте: вечером подали заявку, что в нескольких квартирах дома пропала горячая вода, а уже в 11.00 на следующий день сантехник по телефону рапортовал: ситуация под контролем, вопрос решается. Тепленькая пошла уже к обеду... На фоне этого совсем не приходило в голову, что столь же элементарная замена электросчетчика выльется в настоящую «опупею».
В прямом смысле этого слова черная метка пришла в ноябре: в квитанции на оплату электроэнергии номер так называемой «точки учета», или, проще говоря, счетчика, был затемнен, а внизу мелким почерком значилось: «В связи с истечением срока эксплуатации ЭСКБ переходит на расчеты объемов электроэнергии исходя из среднемесячного объема потребления в срок не более трех расчетных периодов. Далее расчет будет производиться исходя из нормативов потребления».
Можно было, конечно, выразиться попроще и полюбезней: мол, поменяйте, уважаемый потребитель, счетчик. Да не суть: соседка, например, металась как ужаленная, когда ей год или два назад пришла квитанция вообще без строчки, куда надо было вписывать показания. Догадаться о смысле тонкого намека, мол, срок у прибора учета вышел, жильцам предлагалось самим.
Как бы там ни было, а счетчик менять было надо, и 24 ноября, в пятницу, я позвонила по указанному в квитанции номеру контактного центра Энергосбытовой компании. Уже само начало разговора меня несколько смутило. «Вы можете поменять счетчик самостоятельно», — сообщила сотрудница центра. Сразу вспомнились прочесывающие подъезды представители сомнительных контор, настырно предлагающие свои столь же сомнительные услуги (об этом «РБ» писала в номере за 2 июня 2017 года). Тогда по этому поводу ЭСКБ давало комментарий, выдержку из которого просто не могу не привести.
«В последние месяцы увеличилось количество обращений от жителей республики о том, что их вынуждают заменить электросчетчики под угрозой отключения электроэнергии или оплаты ее по завышенному тарифу.
Как правило, сотрудники компаний-мошенников представляются контрагентами ЭСКБ и предлагают заменить прибор. При этом зачастую правила установки счетчиков они не соблюдают, акты допуска в эксплуатацию не оформляют. В результате данные не доходят до гарантирующего поставщика и не попадают в счет-извещение».
В общем, от «самостоятельной» замены я отказалась сразу, и девушка стала составлять заявку. В завершение разговора она заверила, что в течение пяти рабочих дней позвонит менеджер и согласует дату замены.
Немалый срок, честно говоря, удивил — обычно организации, оказывающие услуги, перезванивают максимум в течение пары часов. И я подумала, что это просто фигура речи. То, что я жестоко ошибалась, стало ясно уже на следующей неделе.
В среду, 29 ноября, снова звоню в контактный центр, однако мне говорят, что слишком рано — день заявки, пятница, не считается, и отсчет начался с понедельника. Жду положенные пять рабочих дней и на закате последнего набираю номер: «Ждите сегодня до 20.00, а если не позвонят, звоните завтра».
На следующий день, в субботу: «Вы звоните слишком рано, рабочий день с 10.00». Звоню в одиннадцатом часу: «Ваш абонентский участок сегодня не работает. Но заявка ваша есть, ждите, позвонят».
Всю следующую неделю я принципиально не звонила — не оставляло чувство, что я не счетчик поменять хочу за свои же, заметим, деньги, а чего-то нудно клянчу. И до такой степени всем надоела, что от меня уже не знают как отделаться. Наконец в пятницу снова набираю номер. «Вам так и не позвонили? Давайте составим обращение», — предлагает девушка.
На этот раз реакция была более быстрой — уже в понедельник раздался звонок из ЭСКБ. «Вы обращение подали, что вам ни разу не звонили, — напористо начала сотрудница. — Вам звонили 27 ноября, но вы не брали трубку».
Пытаюсь объяснить, что в этот день из Энергосбытовой компании звонков не было, но женщина продолжает настаивать на своем: «Электромонтер звонил вам не менее пяти раз. Но вы не отвечали, и он заявку снял».
— Но если это было 27 ноября, то почему мне никто об этом не сказал, ведь я звонила после этого четыре раза?— ошалело спрашиваю я.
Ответ был просто гениальным:
— Вы звонили в контактный центр, а это другая служба.
— Так вы поставите мне счетчик или нет?
— Подавайте новую заявку, — свернула она разговор и повесила трубку.
От этого театра абсурда пребываю в состоянии шока. Родственники уже предлагают отступиться и заказать замену счетчика у сомнительных контор, которые, к слову сказать, продолжают кружить у электрощитка, как вороны над падалью. Но смелый эксперимент надо продолжать, и я вновь набираю номер контактного центра.
— Можно подать новую заявку на замену счетчика? — начинаю я очередной «день сурка».
— А что случилось со старой? — вежливо интересуется девушка. Но заявку, тем не менее, принимает и опять говорит про пять рабочих дней.
На этот раз я тупо отсчитываю указанный срок и никуда до его окончания не звоню. Ну и, как вы уже, наверное, догадались, мне тоже никто не звонит. Хотя с телефоном я уже хожу даже в туалет: а вдруг счастье неожиданно привалит.
В тот же день заказываю детализацию звонков за 27 ноября у сотового оператора. Список длинный, но всех, кто мне звонил, я знаю. И никакой электромонтер ни во входящих, ни в пропущенных, и тем более пять раз, здесь не вырисовывается.
15 декабря, когда с момента первой заявки минуло три недели, отправляю жалобу в Госкомжилнадзор. 20 декабря на электронную почту падает сообщение из этого ведомства: мою жалобу переслали руководителю Энергосбытовой компании с просьбой «рассмотреть и дать разъяснения по существу изложенных вопросов».
Снова звоню в ЭСКБ. Восемь минут жду ответа оператора и еще девять минут специалист «уточняет информацию». Итогом стало еще одно составленное обращение и очередное обещание, что в ближайшее время мастер перезвонит.
На следующий день в обед действительно раздается трель телефона. Сначала слушаю «старую песню о главном»: что мне якобы звонили 19 декабря. Но после этого — о чудо! — сообщают телефон мастера и его имя. Смешно, но я сама должна звонить ему и договариваться о замене счетчика.
Мастер долго не брал трубку, а потом включился автоответчик. Пришлось разговаривать с ним. Через некоторое время электромонтер перезвонил и, выслушав, что мне надо, сказал звонить в 19.00. Вечером, как будто делая большое одолжение, он сообщил, что придет в понедельник после обеда и попросил прислать смс с адресом, датой и временем. Этим я занималась на родительском собрании в школе, а потом еще часа два с замиранием сердца ждала, когда придет вожделенная смс-ка «доставлено».
После выходных я с ужасом обнаружила воскресный вызов от мастера, хотя специально поставила рингтон самый резкий и громкий. В душу закрались недобрые подозрения: а вдруг из-за того, что ему не ответили, он опять снял заявку?
Сразу с утра в понедельник набираю номер мастера:
— Вы мне звонили вчера… Вы придете сегодня?
— Мы же с вами обо всем договорились, — подтверждает он.
Электрик оказался единственным белым пятном во всей этой истории: приехал вовремя, сменил счетчик, заполнил акт ввода в эксплуатацию, распечатал чек и пожелал безбедно пользоваться новым прибором последующие 16 лет.
А теперь подведем итоги. На то, чтобы заменить прибор учета, ушел месяц плюс один день. Понадобились добрый десяток звонков, две заявки, два обращения, жалоба в жилнадзор. Даже если отставить в сторону такие понятия, как репутация и уважение к клиентам, все равно непонятно, какой от тягомотины прок. Будем надеяться, что ответ на этот вопрос даст надзорный орган.
P.S. Поделилась проблемой с редактором, мол, месяц не могу заменить счетчик. «Месяц? — ничуть не удивившись, переспросила она. — А я уже почти полгода не могу свой счетчик в саду на учет поставить». Заявку подали еще в феврале, однако вопрос оказался неразрешимым: не помогли ни телефонные звонки, ни обращения по интернету. А в ноябре пришло уведомление, что электроэнергию отключают, поскольку счетчик не поставлен на учет.
P.P.S. 10 января пришел ответ из ЭСКБ:
«Нормативный срок исполнения заявки составляет 10 рабочих дней. В течение этого срока исполнитель заявки осуществил несколько безуспешных попыток дозвониться по указанному номеру телефона. В связи с этим заявка на замену прибора учета была отменена.
Поступившая 11 декабря в контактный центр ЭСКБ жалоба на неисполнение заявки была перенаправлена на Кировский абонентский участок. На основании жалобы оформлена повторная заявка, которая была выполнена 25 декабря».
За последнее время ЭСКБ отметилась в двух скандальных историях. Первая —
с незаконным начислением ОДН жителям уфимских домов. Когда суд принял решение о возврате жильцам денег, компания предложила всем желающим лично явиться в офис и подать заявление. Уфимцы хлынули за перерасчетом, давясь в очередях. Позже компания ввела предварительную запись. Что мешало сделать перерасчет автоматически, осталось за кадром.
Вторая громкая история — отключение за долги городского электротранспорта. 23 ноября была обесточена контактная сеть в южной части города, и это длилось почти неделю. 15 декабря трамваи и троллейбусы встали во всем городе, на этот раз на пять дней. Без транспорта остались десятки тысяч уфимцев, в том числе в районах, где других вариантов перемещения просто нет.