Все новости
Cоциум
21 Декабря 2017, 22:45

Расправить грудь

Врождённые дефекты уфимские хирурги исправляют с помощью металлоконструкций

Через минуту начнется операция. В центре Жильбер Массард.
Через минуту начнется операция. В центре Жильбер Массард.
Двадцатилетний юноша многого не мог из-за своего диагноза. Ходить на пляж, в бассейн или тренажерный зал, да просто загорать в людном месте. Молодой человек стеснялся своего тела, а точнее впалой, будто специально кем-то вдавленной груди. Всего за полтора часа врачи раз и навсегда избавили его от многолетнего комплекса. Расправили грудину с помощью металлической пластины. Причем завели ее внутрь через два небольших боковых разреза в области ребер. Разве не чудо?
Заболевание это очень давнее, можно сказать, древнее — по сведениям ученых, упоминание о нем найдено еще в летописях 1600 года. Медики называют такую патологию воронкообразной грудной клеткой. В народе же она известна как болезнь сапожника. Раньше люди считали: впадина связана с особенностями профессии, сапожник ведь работает с обувью, упирая каблук в грудь.

— На самом деле ни сапожник, ни каблуки тут ни при чем, — говорит заведующий отделением торакальной хирургии клиники БГМУ Артур Авзалетдинов. — В подавляющем большинстве случаев воронкообразная грудина — это врожденный дефект, связанный с наследственностью. Болезнь имеет несколько степеней: от легкой вдавленности, приводящей исключительно к косметическим изменениям, до тяжелых форм, при которых нарушается работа легких и сердца. Встречается она редко: не более чем у одного процента детей. В 70 случаях из ста — у мальчиков.

По словам медиков, даже незначительная патология грудины оборачивается для больных, особенно если речь идет о молодых людях, эмоциональными и даже психологическими травмами, серьезным барьером в общении с противоположным полом. Но все эти проблемы решаются, и весьма успешно.

В очередной раз это доказала международная бригада хирургов, прооперировавшая в клинике БГМУ двадцатилетнего жителя республики. Руководил процессом профессор Страсбургского университета доктор Жильбер Массард, а помогали ему коллеги университетской клиники. В Уфу ведущий хирург-трансплантолог Европы привез новую, более совершенную технологию лечения. Одинаково ценную для Башкирии и для Франции.

— Еще недавно подобные операции делали открытым способом, открывая всю грудь и вставляя для ее распрямления металлическую пластину, а лет пять-шесть назад, с появлением малоинвазивной хирургии, появилась возможность проводить их с помощью небольших боковых разрезов, — рассказал Жильбер Массард. — Оба вмешательства довольно рискованны, требуют очень точной работы: пластину надо разместить так, чтобы не повредить ребра, а рядом еще и сердце. Сами пластины делали из титана — материала надежного, но очень травмоопасного. На этот раз мы использовали сплав титана и никеля, так называемый нитинол — не менее прочный, зато более гибкий и податливый, способный гнуться под воздействием температуры. Хирургам работать с ним намного проще.

Спустя несколько дней после операции мы поинтересовались состоянием юноши.

— Все в порядке, — сообщил хирург Евгений Ионис. — Больной идет на поправку, причем без корсета, носить который раньше после подобных операций было обязательно. Если пластина приживется и не вызовет никаких осложнений, ее даже не надо будет убирать. С таким металлическим «помощником» можно провести всю жизнь. А мы готовим к операции очередного, на этот раз 19-летнего пациента.
Заполучить новую методику, как и ее автора — «легенду мировой торакальной хирургии», как называют коллеги Жильбера Массарда, удалось благодаря научно-практической конференции «Современные технологии в хирургии легких и грудной клетки», прошедшей в клинике Башгосмедуниверситета. Интересно, что выступая на ней, французский профессор, владеющий четырьмя языками, не считая родного, на хорошем русском извинился: «Жаль, что не могу говорить на башкирском».

Организаторам этого сугубо официального мероприятия удалось вдохнуть в него жизнь. В прямом смысле этого слова. На конференции хирурги больше делали, чем говорили. Помимо Массарда, гостем мероприятия стал также директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии, главный торакальный хирург России Петр Яблонский. Он привез с собой коллегу Андрея Нефедова, который провел в качестве мастер-класса еще одну малоинвазивную операцию — через один небольшой разрез удалил 55-летнему мужчине верхнюю часть легкого, пораженного раком.

— Тренды современного здравоохранения таковы: туберкулез уменьшается, зато рак легкого растет. Да так, что к 2025 году заболеваний грудной клетки будет не меньше, чем сердечно-сосудистых патологий, лидирующих сегодня среди причин смертности, — сказал Петр Яблонский корреспонденту «РБ». — Причины этого — не только курение, но и неправильное питание, стрессы, увеличение продолжительности жизни. Поэтому мы должны владеть самыми современными высокотехнологичными методиками лечения подобных болезней. В нашем институте за последние полтора года 90 процентов всех удалений при онкологии, тяжелых воспалительных процессах и других заболеваниях проведены через проколы или небольшие разрезы, с помощью малотравматичных операций. В 2005 году мы сделали первую пересадку легкого. Сегодня для таких трансплантаций нет никаких ограничений, за исключением организационных. Конференции, подобные той, что прошла в Уфе, дают врачам возможность общаться, собирать лучший опыт по всему миру и использовать его во благо пациентов.
Читайте нас: