Все новости
Cоциум
28 Октября 2014, 16:42

Благополучие по контракту

Более 800 жителей Башкирии, вложив в дело государственную помощь, получили собственный источник дохода

Приобретенная по контракту корова стала для Суфияновых из Белорецкого района настоящей кормилицей.
Приобретенная по контракту корова стала для Суфияновых из Белорецкого района настоящей кормилицей.
Новая система господдержки с заключением социальных контрактов начала действовать в республике в июне. За три с половиной месяца, по данным минтруда, ею воспользовались 865 малоимущих семей и отдельных граждан. Большинство из них — 834 человека — получили средства на развитие личного подсобного хозяйства, 31 житель республики открыл собственное дело. Средний размер поддержки — 31,5 тыс. рублей на одного претендента. В большинстве своем это многодетные семьи.
Досье на корову

Десятилетний Тимур больше всех в семье страдал без привычного стакана молока — единственная корова покалечилась, пришлось ее зарезать. Скучали без домашней сметанки и младшие братья, Ранис и Салават. И чай теперь тоже приходилось пить без молока. Глава семьи, Азамат Суфиянов, ломал голову — где взять деньги на корову?

Работу Азамат найти пока не может — в свое время был худруком и директором клуба. Супруга Клара преподает в школе в Авзяне. До нее 80 километров, ближе работы нет.

— Когда узнали, что можно получить деньги по социальному контракту, сразу начали собирать документы. Хотя, если честно, не верили в благополучный исход, — признается глава семьи.

Но получилось так, что именно Суфияновы из деревни Азналкино первыми в Белорецком районе получили по программе 40 тысяч рублей.

— А корову где купили, сколько молока дает?

— Да у нас тут целое досье на нее есть, — вмешивается в разговор главный эксперт филиала Республиканского центра соцподдержки по Белорецкому району и Белорецку Марина Аверьянова. — И возраст, и порода, и упитанность — все чин-чином. И ветеринарская справка имеется.

Мало того, есть и справка, какую прибыль принесла семье эта корова — менее чем за полтора месяца Суфияновы продали продукции более чем на три тысячи рублей.

Интересно, что самое большое количество контрактов заключено именно в Азикеевском сельском поселении — участниками программы стали семь семей. И это не случайно — глава поселения Русим Баймухаметов всячески поддерживает претендентов. Всего же в Белорецком районе подписано 22 контракта: в 17 случаях деньги выделены на приобретение дойных коров, в остальных — на овцеводство и свиноводство.

Романовская — лучшая

В Ломовском сельском поселении счастливчиков оказалось двое. У Будаевых пятеро детей, в том числе трое несовершеннолетних.

— У нас уже есть кролики и свиньи, но мы хотим заняться еще и овцеводством, — поясняет хозяйка дома Аннета. — Нравится нам романовская порода — овечки дают приплод два раза в год, и посмотрите, какие симпатичные! Мясо не такое жирное, как у других овец, диетическое.

За овцами Будаевым пришлось ехать в Магнитогорск. На 40 тысяч рублей кроме пяти животных еще и корм приобрели. Возлагают на овец большие надежды — Аннета не работает, супруг на пенсии, а детей поднимать надо. Дети любят возиться с овцами, особенно младший, одиннадцатилетний Женя. Дали им клички. Та, что с белой мордочкой — Белка, примадонна маленькой отары.

— Ломовка недалеко от Белорецка, и люди не особо ориентировались на личное хозяйство, — поясняет глава сельского поселения Сергей Федоров. — Социальные контракты помогут изменить ситуацию. Тем более что многодетных семей у нас много. Стараемся их поддерживать, выделили 34 участка под строительство жилья, еще восемь участков дали семьям с детьми-инвалидами.

Без лишней волокиты

— Социальные контракты заключаются с семьями, среднедушевой доход которых за последние три месяца ниже прожиточного минимума, то есть 7 тыс. 243 рублей, — отметила директор филиала Республиканского центра соцподдержки по Белорецкому району и Белорецку Светлана Павкина. — Прежде чем выделять деньги, комиссия на месте изучала ситуацию вместе с главами сельских поселений.

В первую очередь средства выделялись многодетным. Есть среди получивших поддержку от государства и семьи с ребенком-инвалидом, а также те, в которых инвалидами являются родители. Суммы разные — от 25 до 40 тысяч рублей.

В целом по Белорецкому филиалу, в который входят отделы в Учалинском и Бурзянском районах, распределено 2 млн 360 тысяч рублей из выделенных 2 млн 732 тысяч. Подписан 71 контракт. В Учалинском районе лимит использовали полностью — по словам начальника отдела Лизии Мустафиной, заключено 30 контрактов на 847 тысяч рублей. Сейчас отдел ходатайствует по поводу еще пятерых граждан.

Те, кто получил помощь, отмечали, что бумажной волокиты было сравнительно мало — нужно представить пакет документов, который они и так собирают для получения пособий. Дополнительно требуется толь-ко план развития личного подсобного хозяйства. А отчитаться за приобретенную скотину при отсутствии кассового и товарного чека можно с помощью договора купли-продажи и акта передачи, заверенного в местной администрации.

Переехали из города в деревню

— Никак вы нам зиму привезли? — улыбается Анна Дмитриева, скрипя валенками по первоснегу. — Дело хорошее, дожди да грязь надоели, если честно. Чайку с дороги? Или сразу владения наши осмот-рите? Тогда мужа позову, подождите.

Николай появляется не сразу — пару лет назад стал инвалидом, пришлось отнять ступню ноги.

— Я, когда инвалидом стал, приуныл: кому теперь нужен, на работу никто не возьмет, — делится хозяин. — Спасибо добрым людям, устроили вахтером в Нефтекамске. Но как жить на вахтерскую зарплату и пособие по безработице жены, когда трое детей? Узнали про социальный контракт, решили попробовать. Дом этот — моих родителей, сюда только летом на выходные приезжали. А теперь совсем переехали из города. Проходите, не бойтесь! В хорошем свинарнике порой чище, чем в ином доме.

Свинарник у Дмитриевых действительно хороший — всякие приходилось видеть, есть с чем сравнивать. Капитально отремонтированный, утепленный. А поросят Дмитриевы купили как раз на деньги, полученные по соцконтракту.

— Еще и на корма хватило,— уточняет хозяйка. — Работаем всей семьей. Дети из школы придут, уроки выучат — да нам помогать. Пока понемногу, пусть привыкают, в городе ведь росли. Я когда-то, до сокращения штатов, бухгалтером работала. Поэтому все просчитала перед переездом. Года полтора-два придется работать на перспективу, самим мало что оставаться будет. А там, если все получится, уже и прибыль пойдет. Должно получиться, люди мы не ленивые. Пока же надо поголовье наращивать, летом свинарник расширять будем.

— Контракт заключили, в общем-то, без препятствий, — снова берет слово Николай. — Проблема одна была: у нас ведь, чтобы бумажку нужную получить, полдня надо в очереди провести. В остальном все гладко прошло. Теперь дело за нами. Приезжают к нам, проверяют, как дела. Что ж, сами видите — дела идут!

Мёд в упаковке

Для Валеевых из села Гафурово Туймазинского района купленная по соцконтракту корова стала поистине неоценимым подарком.

— Литр молока стоит 40 рублей, и за ним еще нужно ехать в Туймазы — на нашей улице буренок мало кто держит, — говорит хозяйка. — Поэтому радость не могу описать словами. Самостоятельно скопить сумму на корову мы не смогли бы — доход едва превышает 20 тысяч рублей.

Валеевы — одна из 34 туймазинских семей, которым государство выделило помощь по социальному контракту. Другие участники программы, а это в основном сельчане, на полученные деньги покупают кур, овец, семена овощей… Или корову, которая становится в полном смысле слова кормилицей. Именно так случилось в семье Урмановых, где трое детей, а доход мамы — 686 рублей 88 копеек. Или у Валеевых из Тирян-Елга, где эта цифра едва превышает 525 рублей.

Отдельно от многочисленной когорты владельцев личных подсобных хозяйств стоят без пяти минут предприниматели, которым также положена госпомощь. В Туймазинском районе таких трое.

— Я всегда мечтала работать на себя, а не на «дядю», — говорит жительница села Серафимовский Румия Сайфуллина. — Вот только возможности стать предпринимателем у меня, матери-одиночки, прежде не было. Да, сбор справок оказался хлопотным делом, но зато деньги я получила уже через две недели после подачи документов. Планирую приобрести установку по фасовке меда и продавать его в местных магазинах. Благо, у моих родителей собственная пасека.

— О программе адресной помощи по социальному контракту мы рассказали людям еще в начале лета. Реакция большинства была одинаковой: они приходили к нам, дотошно выпытывали, что это за программа и… уходили восвояси, — говорит директор филиала Республиканского центра соцподдержки по Туймазинскому району и Туймазам Альмира Фаттахова. — Желающие заключить контракты появились только в последнее время, но их число сейчас растет в геометрической прогрессии. За короткое время туймазинцы получили в общей сложности 1 млн 778 тысяч рублей. А с учетом Буздякского, Шаранского районов и города Октябрьского, которые также обслуживает наш филиал, речь идет о 3,6 млн. Лимиты, выделенные до конца года, мы уже израсходовали, будем просить дополнительные средства.

По словам Альмиры Фаттаховой, «добро» получили практически все претенденты. Отказать пришлось только одной семье, в которой трое собственных детей и шесть приемных. Как выяснилось, их среднедушевой доход превышает установленный минимум.

— Конечно, деньги не даются просто так — претенденты на помощь должны представить план развития подсобного хозяйства, предприниматели — бизнес-план, а потом ежемесячно отчитываться о его выполнении, — поясняет А. Фаттахова. — К работе подключаем администрации сельских поселений, иначе недобросовестные люди могут выдать уже имеющуюся у них живность за купленную по контракту либо «арендовать» к нашему приезду буренку у соседа. А еще стараемся довести до каждого получателя помощи мысль: деньги даются не на покупку «рыбы», а на приобретение «удочки», при помощи которой они будут эту «рыбу» ловить.

В заключение всех этих историй добавим, что программа продолжает действовать. Претендентов ждут еще 25 млн рублей (общая сумма на 2014 год — 52,5 млн). Но желающим стоит поторопиться и успеть оформить контракт до конца года.
Читайте нас: