На сайте газеты «Республика Башкортостан» 28 мая Марат Саттаров сообщал о том, что в окрестностях Бирска, в селе Силантьево Бирского района, найден снаряд времён Гражданской войны (
http://resbash.ru/news/10121). И неделя не прошла, 4 июня тот же автор информирует, что 83-летняя жительница деревни Николаевка, что под Бирском, нашла артиллерийский снаряд в своём огороде (
http://resbash.ru/news/10287). В обоих случаях речь идёт о 76-мм артиллерийском снаряде, выпущенном, по всей вероятности, из т.н. трёхдюймовки, знаменитого в русской армии полевого орудия образца 1902 г. или 1909 г., которые были и у красных, и у белых. Вполне может также, что дислоцирующие в Бирске артиллеристы - белые просто выбросили бракованный снаряд, или кто-то притащил неразорвавшийся снаряд и выбросил… Как бы ни было, эти находки оказались кстати: ведь, 8 июня отмечают 95-летие освобождения Бирска красными, а 9 июня – Уфы.
Как известно, город Бирск в Российской империи входил в список статусных городов, будучи весьма известным по своему торгово-транспортному значению. В годы революции и Гражданской войны Бирск стал важным форпостом как для красных, так и для белых в силу своего стратегического положения. В начальный период Гражданской войны (май1918 г. – январь1919 г.) на территории Бирского уезда и города каких-либо крупных военных действий не происходило. Красные и белые в то время занимались мобилизацией и грабежами крестьян и горожан, а те, как полагается, активно сопротивлялись. Отсюда мелкие бунты, мятежи, восстания, которые жестоко подавлялись. На Соколке, например, сооружен мемориал в честь погибших бирских красногвардейцев, участвовавших в жестоком подавлении крестьянских выступлений в Андреевском, Новотроицком, Надеждинском, Бураевском и других волостях.
Значение города, как стратегического пункта, резко возросло во втором периоде Гражданской бойни (март – октябрь1919 г.). Командование Восточного фронта Красной армии во главе с С.С. Каменевым использовало удобное расположение Бирска между двумя группами армий белых – Западной и Сибирской, чтобы начать контрнаступление с целью взятия Уфы и Ижевска. Для этого специально был составлен план Бирской операции.
В директиве от 19 мая 1919 г. командование Восточного фронта предусматривало преследование Западной армии генерала Ханжина войсками Южной группы на Уфу и 5-й армии (командарм М. Тухачевский, начальник штаба П. Ермолин) на Бирск. Эти войска к 1 июня насчитывали 119,2 тыс. штыков, 11,2 тыс. сабель, 449 орудий и 2303 пулемёта; а войска белых – до 100 тыс. штыков, 29, 2 тыс. сабель, 397 орудий и 1437 пулемётов.
25 мая одновременно с наступлением основных частей 5-й армии и Туркестанской армии с юга в Уфу начинается Бирская операция (25 мая-20 июня1919 г.) – одна из самых успешных, но почему-то историками забытая, операция времён Гражданской войны. Силами в основном 26-й стрелковой дивизии под командованием советского военачальника, позже ставшего известным военным историком, Генриха Эйхе (1893-1968) была проведена такое контрнаступление в рамках всей Уфимской операции 5-й армии, что привело захвату Бирска 8 июня и плацдарма на правобережье Белой раньше, чем освобождение Уфы 9 июня. В дивизии Г.Х. Эйхе насчитывалось 18,7 тыс. штыков, 429 сабель, 52 орудия, 226 пулемётов. У белых в районе Бирска сосредоточены были 16 тыс. штыков, до 2 тыс. сабель и 202 пулемёта (части 2-го Уфимского и 6-го Уральского армейских корпусов). Чтобы не допустить выхода красных войск к устью реки Белая, командование Западной и Сибирской армий Колчака перебросило на это направление резервный Екатеринбургский ударный корпус (две пехотные дивизии – 6,6 тыс. штыков и сабель, 6-8 орудий, 80 пулемётов).
План командования 5-й армии состоял в том, чтобы, сосредоточивая главные усилия войск на бирском направлении, стремительно выйти к нижне-бельскому плацдарму, к устью реки, для чего нужно было форсировать Белую южнее и севернее Бирска, затем встречными ударами овладеть городом, наступая дальше на Красноуфимск, в тыл Сибирской армии.
Командарм М.Н. Тухачевский приказами от 2 и 5 июня 1919 г. уточнил войскам задачи по форсировании реки Белая. Ударная группа (27-я и 35-я дивизии) и резерв способствовали 26-й дивизии, наступая в сторону Ахлыстино и Бирска. Благодаря этому, дивизия Генриха Эйхе с ходу преодолела реку Белая юго-восточнее Бирска, в районе сёл Никольское и Костарёво, и овладела 8 июня городом. Ударная группа, преодолев упорное сопротивление колчаковцев, 8 июня же заняла излучину реки северо-западнее Бирска. Инженерные части навели понтонный и свайный мосты, создав тем самым условия для ввода в сражение второго эшелона армии.
В боях на Бирском плацдарме 9-10 июня ударная группа армии отбросила колчаковцев на 20-25 км на восток, но необходимость в наступлении 5-й армии на Красноуфимск отпала, так как 2-я армия к этому времени одной дивизией форсировала Каму в районе Сарапула и с занятого плацдарма развернула бои на Красноуфимском направлении. Командование фронта дало приказ Михаилу Тухачевскому оказать помощь Туркестанской армии. С 10 по 19 июня 5-я армия очистила от Уральской группы колчаковцев весь бирский регион и до устья Белой, установила связь со 2-й армией на севере и Туркестанской армией на юге, отразив контрудары противника, продвинулась к 21 июня на восток 80-90 км. Так, успешно завершилась бирская операция.
На территории близ Бирска подобные находки, о которых сообщает Марат Саттаров, обнаружатся и в дальнейшем. По книге Г.Х. Эйхе, который после войны много писал об этих событиях, орудия стояли на высоте в районе д. Новодесяткино и обстреливали город и окопы белых в пригородах. Неразорвавшиеся снаряды должны лежать под землёй вокруг города.
К сожалению, книга Генриха Христофоровича «Форсирование реки Белой частями V армии Восточного фронта в июне 1919 года», появившаяся в 1928 году к 10-летию Гражданской войны и специально посвящённая Бирской операции, давно стала букинистическим раритетом. Современные историки эту книгу не знают.