Все новости
Cоциум
29 Октября 2013, 20:03

Волчатник — гроза браконьеров

Ришат Каримов привык «воевать» с нарушителями словом

Откуда кошке знать, что рыси ее хозяина пуще огня боятся.
Откуда кошке знать, что рыси ее хозяина пуще огня боятся.
По деревенской улице носились четыре девчонки с одинаковыми прическами, а платья и резиновые сапоги явно были куплены в одном магазине и совсем недавно. Отличались они только «калибром», самая мелкая, в обуви не на ту ногу, постоянно спотыкалась, еле поспевая за старшими. Заприметив редакционную машину, модницы застыли, словно на подиуме, с удовольствием демонстрируя обновки редким в этом медвежьем углу гостям.

Как-то не верилось на фоне такой безмятежной идиллии, что рядом может проживать лучший волчатник республики.

— Не подскажете, где дом Каримовых? — обратились мы к детворе.

Модели помолчали, затем тычками исподтишка вытолкали вперед малую.

Это была Аэлита, четырехлетняя внучка егеря Ришата Каримова. И сразу из ближайшего дома появился на улице дед, а следом и все домашние.
— А кем мне еще работать, если предки мои всю жизнь занимались охотой, рыбалкой, пчеловодством? — вопросом начал рассказ о своем бытии Ришат Шакирович, житель деревни Аюпово Мечетлинского района. В свое время пришлось ему немало поколесить. В армии служил в Венгерской Республике командиром танка. Потом в Туле работал фрезеровщиком на заводе. Но тоска по родным краям в конечном итоге вернула обратно. Взял в жены одноклассницу красавицу Каусарию, и нажили с ней пятерых детей и троих внуков.

Хозяйство впечатляет не столько размахом, сколько качеством. Мед, мясо, овощи — все свое, натуральное. Вкусовым усилителям здесь и взяться негде, и ни к чему они тут. Например, довольно бледного цвета плов без ярких пряностей и подозрительных приправ «улетел» буквально со свистом.

Без малого четверть века работает хозяин егерем. С 2000 года — ведущий специалист-эксперт по охране, контролю и использованию животного мира. Самое главное в этом деле сейчас — борьба с браконьерством.

Сразу видно, что такой егерь — гроза браконьеров. Хотя на Шварценеггера нисколько не похож. Напротив, тихий и скромный, не особенно могуч, но чувствуется, что он из тех, чья сила — в спокойной убежденности в собственной правоте.

Браконьеры в эти края наезжают со всех сторон: из Челябинска, Екатеринбурга, Уфы и в лесах ведут себя как хозяева жизни. И уж если законы для них — что «дышло», то требованиям егеря подавно подчиняться не желают.

— Они ведь на охоту с оружием едут, а у нас табельного нет, свое по таким случаям не берем. Приходится «воевать» словом — убеждать, объяснять, что необходимо иметь лицензию, про уголовную ответственность и другие прописные истины рассказывать. Разговаривать стараюсь исключительно вежливо, до конфликта не доводить, но всякое может случиться... Первым делом такие «охотники» начинают грозить увольнением, грубить, оскорблять нецензурно. Уж сколько раз меня так «увольняли» — не счесть. Но все равно работаю. Нарушителей доставляем в отдел, составляем протокол. Случалось, до восьми человек вдвоем брали. При любом раскладе пытаюсь решить проблему мирным путем. Когда постоянно работаешь с людьми, уже знаешь психологию их поведения в таких ситуациях, и это помогает. Хотя, если что — имеем право применить физическую силу, и наручники у нас имеются для особо буйных. Ну а вычислить браконьеров нетрудно: где больше дичи — там и они. Тем более местное население охотно нам помогает. Это раньше было трудно работать, а сейчас, когда есть сотовые телефоны, — милое дело. Наобум-то много не набегаешь по лесу!

Ему практически без труда удается находить общий язык с людьми. Однако Ришат Каримов считает, что звери ведут себя куда логичнее, в том плане, что их поведение почти всегда можно просчитать. Даже хищник первым никогда не нападает, если только не страдает бешенством. Только один случай и сумел вспомнить из своей практики, когда человек пострадал от животного. Было это в Дуванском районе. Отец с сыном пошли в лес вешать «вешенки» — ловушки для пчел. Старший залез на дерево, а мальчишка пошел за проволокой, чтобы ловушку завязать, и наткнулся на медведицу с медвежатами. Видно, сработал материнский инстинкт, и подрала она пацана, но в живых оставила. Выходили его потом в местной больнице.

Ришат Каримов — один из лучших волчатников республики, первые и вторые места по добыче волков брал не раз. В 2003 году за сезон охоты подстрелил 16 волков, на следующий год — уже восемнадцать. Бывало, по несколько дней приходилось идти по следу, спать прямо в снегу — для настоящего охотника это обычное дело.

В последнее время Каримов работает над увеличением популяции сибирских косуль. Для этого надо исключить возможность нападений на лесных красавиц волков, рысей и бешеных собак. И защитить от браконьеров. По учетным данным этого года, здесь около 400 косуль.

В 1997 году в районе проходил мировой чемпионат по трофейной охоте. Мечетлинцы заняли второе место, уступив первенство охотникам из Курганской области. Тогда приезжали гости из Австрии, им очень понравились эти места. Говорили, что такой красивой природы нигде ни видели.

А мы ехали сюда и видели, как на проезжей части стояла косуля. И удивились, что не убегает. Оказывается, она дожидалась своего детеныша. Он выскочил к ней из леса, и они пересекли дорогу. Вам не жаль их убивать, спросили мы егеря.

— Во-первых, не убивать, а добывать. И потом, охота есть охота. Главное, с разумом к этому делу подходить и сохранять природу для детей, внуков.
Читайте нас: