Все новости
Cоциум
17 Октября 2013, 15:41

Симфония колокола и души

Как возрождается искусство, утраченное за десятилетия безверия

Валерий Петровский: «Колокольный звон будит дивную силу сердец».
Валерий Петровский: «Колокольный звон будит дивную силу сердец».
В тот день известный в России мастер колокольного звона Владимир Петровский занимался настройкой колоколов звонницы Свято-Троицкого кафедрального собора и готовился к воскресному концерту. Благодаря этому человеку в стране и за рубежом воссоздается практически утерянное уникальное искусство колокольного звона.
— Владимир Марьянович, какая судьба привела вас в Бирск?

— У меня сложилось плодотворное сотрудничество с колокольными заводами. Поэтому когда поступил заказ целого колокольного ряда для бирского Свято-Троицкого кафедрального собора, меня порекомендовали в качестве профессионального мастера по монтажу и обучению колокольному звону. Директор благотворительного фонда «Бирск», куратор объекта Владимир Дудин и протоиерей Сергей Рыжаков решили пригласить вашего покорного слугу.

— Можно сказать, вы контролировали ход строительства колокольни?

— Да. С профессиональной точки зрения это очень правильное и разумное решение, избавляющее от переделок, перестроек и головной боли. Для современных архитекторов установка колоколов — белое пятно в их познаниях. Да, они выводят храмы с золотыми куполами, крестами, апсидами, трапезной. А что делать с колоколами, до сих пор не знают, идут по наитию. Это, конечно же, не их вина. На звоннице Свято-Троицкого собора мы заблаговременно приняли конструктивное решение: какая будет балка, где она будет стоять, как ее закрепить. Колокола — тот же музыкальный инструмент, важно их настроить. Многие удивляются: «Можно настроить балалайку, фортепьяно. Но колокол?!». Настройка колоколов не означает смену тона, это их верное расположение по отношению друг к другу. Тут необходимо учитывать всю архитектуру здания. Люди в старину не дураки были, понимали, что все работает на звук. Например, жесткость здания. У вас на соборе купол, поэтому колокола басовой группы мы приподняли, чтобы они не «били» в пол, а «цепляли» звуком остальные колокола. Бывает, сейчас по незнанию ставят колокола по принципу «юбки» — один на другой. Звук есть, а красоты и мощи нет.

— А для чего вообще колокола и звоны?

— Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Колокольный звон нужен для того, чтобы созывать верующих к богослужению, выражать торжество церкви, отмечать время совершения особенно важных частей службы. Звонарь — тот же церковнослужитель.

Во всем, что раньше делалось, присутствовала функциональная красота. Мне как музыканту, разбирающемуся в акустических системах, понятно расположение низких, средних и высоких частот. Поэтому симбиоз архитектуры, развески, акустики, ландшафта и дает красивый, гармонический колокольный звон. Иногда меня спрашивают: «Ну, как мы звоним? Красиво?». Отвечаю честно: «Ну да, бренчите…». Колокола достойны большего. В свое время мне посчастливилось услышать записи колоколов Троице-Сергиевой лавры, Псково-Печерского монастыря — это важнейшие знания для современных звонарей. Ведь от влияния современности никуда не деться. Тем более я отдал джазу 20 лет. Во мне все это долго боролось, влияло друг на друга: джаз, современная музыка, старинные колокольные звоны. Долгие годы помаленьку я отщипывал прежние музыкальные пристрастия. Это компьютер можно отключить, перезагрузить, установить новую программу. Человеку перестроиться сложнее — прошлое не дает.

— Если джаз предполагает импровизацию, то что такое настоящий колокольный звон? Ведь это искусство было утрачено за долгие годы безбожия. Как вы восстанавливали эти знания?

— Православный колокольный звон предполагает смирение, никаких излишеств, чрезмерностей. Звон должен быть ритмичным, благозвучным и содержательным, чтобы это было красиво и задевало невидимые струны в душе каждого человека.

— Как вы заинтересовались колоколами?

— Через музыку. Во время оно я закончил курсы экскурсоводов и пришел работать в музей. Много поездил по стране, познакомился с Валерием Лоханским и Иваном Даниловым. Валерий Лоханский — известный дирижер, преподавал в музыкальной школе, работал экскурсоводом и первым заинтересовался звонами. Изучал колокольные звоны в творчестве русских композиторов. Данилов шел в свободном полете, самобытным самоучкой. Я шел за ними, в фарватере, соединяя академизм, самобытность, импровизацию, современность, знание ритмики. В 1988 году вышло мое первое пособие для начинающих звонарей. Я писал для них ноты.

— Что необходимо для обучения звонарному мастерству? Желание, музыкальный слух, профессиональное образование или что-то еще?

— Желание, благословение и чувство ритма. Знание нотной грамоты необязательно.

— Сколько сейчас у вас обучается человек?

— У меня две группы по 7 — 10 человек. Больше и не нужно. После теории сразу же идут практические занятия. Работаю по принципу «Рассказал — покажи». (Тут же я прошла тест на профпригодность. Валерий Марьянович порадовал: звонарицей могу быть — авт.).
P.S. 29 сентября, после божественной литургии Владимир Петровский вместе со своими бирскими учениками порадовал горожан забытым за сотню безбожных немых лет колокольным звоном с колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора. Концерт из различных композиций — «Малиновый», «Пасхальный», «Будничный» и другие — вызвал бурю восторга, у многих зрителей наворачивались на глазах слезы радости: наверное, это плакала невидимая душа, услышавшая звуки своей небесной родины.
Читайте нас: