Скандал, разразившийся вокруг запрета для граждан США усыновлять детей из России, принятого Госдумой, не утихает, а, скорее, набирает обороты. Но если для целого ряда регионов этот вопрос очень даже актуален, то для нашей республики проблема носит чисто моральный аспект.
— В нынешнем году иностранные граждане усыновили четырех детей из республики, — пояснила заместитель начальника отдела специального образования и охраны прав детства министерства образования Татьяна Хурсан. — С США мы вообще никогда не работали, поскольку с этой страной не было соглашения о сотрудничестве в этой сфере. Пять последних лет наши дети уезжают в Италию (вторая по числу усыновлений из России страна — авт.) и Канаду. Работаем мы с аккредитованными агентствами, имеющими лицензию, процесс постоянно контролирует прокуратура. Проблем с наблюдением за тем, как живут наши дети в новых семьях, мы не имеем — агентства присылают ежегодные отчеты, и если они опоздают хоть на два дня, мы тут же этим занимаемся. У этих детей все нормально.
Регионы же, которые работали с США, таких отчетов не получали. Однако, что самое интересное, соответствующее соглашение между Россией и Штатами все-таки было ратифицировано Госдумой. Произошло это в июле нынешнего года, а действовать соглашение начало с 1 ноября. И практически тут же все та же Дума запрещает усыновлять детей американским гражданам. Такая вот последовательность.
Реально ли, чтобы всех сирот в нашей стране усыновили россияне?
— Желающих усыновить детей много, — комментирует ситуацию Татьяна Хурсан. — Здоровых детей разбирают через органы опеки и попечительства еще в доме ребенка. Если же устроить детей в семью не удается, то их данные передают в нашу базу. Здоровых в ней нет.
Размещена база на сайте министерства образования республики в разделе «Региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Найти ее можно и по-другому — зайти на портал федерального министерства образования и науки «Усыновление в России» по адресу usynovite.ru и выбрать нужный регион. В региональной базе около 170 детей. Каковы их шансы попасть в семью?
— Те, кто говорит, что инвалидов не берут в семьи, просто не в теме, — объясняет Татьяна Хурсан. — Их тоже усыновляют. Однако есть дети, брать которых наши граждане не решаются. Это дети с серьезными заболеваниями — поражениями головного мозга и центральной нервной системы, отягощенной наследственностью. Если уже 10 — 15 наших граждан отказались взять такого ребенка, то единственный шанс для него — международное усыновление.
Все это вполне объяснимо: такими детьми надо серьезно заниматься, однако в нашей стране это не так легко. Иностранцев же тяжелые заболевания не пугают — они научились с ними справляться.
Тем не менее международное усыновление как в стране, так и в республике постепенно идет на спад. Если в 2003 году из России уехало за границу более 7 тысяч сирот, то в 2011-м эта цифра в два раза меньше. Аналогичное снижение наблюдается и в республике. Нам придется самим растить своих сирот.
Вице-премьер правительства России по социальным вопросам Ольга Голодец в письме президенту раскритиковала «детскую» поправку в «антимагнитский» закон. Запрет на усыновление российских сирот в США противоречит положению Венской конвенции о верховенстве международных договоров, говорится в письме. Поправка нарушает Конвенцию о правах ребенка, по которой решения всех уровней власти должны исходить из приоритета наилучшего обеспечения интересов и прав ребенка. Кроме того, поправка противоречит Семейному кодексу, где право усыновления не ограничено. Наконец, поправка фактически отменяет недавно заключенное соглашение с США об усыновлении, аннулирование которого лишит Россию права контроля за 59000 уже усыновленных в США детей.
Против запрета на усыновление российских детей американцами выступили также министр иностранных дел Сергей Лавров и министр образования Дмитрий Ливанов.