Он был человеком внимательным, скромным, мягким. При встречах или разговоре по телефону не забывал спросить о делах и семье, всегда находил теплые слова. Однажды Муса Гайсинович позвонил мне на работу: «Ты сможешь сейчас зайти ко мне?» Дома поблагодарил «за оперативность» и, улыбаясь, вручил только что вышедшую в свет, еще пахнущую типографской краской книгу «Штурмовики идут на цель» с автографом. Из подаренных им книг эта была вторая. Первую («Ветераны остаются в строю») он вручил мне когда-то в Доме офицеров.
Каждый мог стать последним
Родился прославленный летчик в татарской деревне Илякшиде Илишевского района. Прожил всего 65 лет — его не стало в 1987 году. Когда думаешь о том, что в огненные дни и ночи жестокой войны он совершил на штурмовике 250 боевых вылетов, из которых любой мог оказаться последним, понимаешь истинную цену жизни.
В Военно-Воздушные Силы его зачислили в декабре 1940 года. Первый боевой вылет на Ил-2 Гареев выполнил в 1942-м над пылавшим Сталинградом. В воздухе преимущество было за самолетами противника. Муса летал уверенно, успешно выполнял задания. Молодой, еще необстрелянный летчик 76-го штурмового авиаполка, он в Сталинградской битве совершил девять боевых вылетов по железнодорожным станциям, аэродромам и переднему краю вражеской обороны. Тогда наш земляк получил первую, наверное, самую дорогую боевую награду — медаль «За отвагу».
Придонские степи, особенно Миус-фронт, были следующей ступенью мастерства и воинской доблести молодого летчика, его умелые, мужественные действия над полем боя неоднократно отмечались командованием. Штурмуя танковую дивизию «Мертвая голова», Гареев произвел семь боевых вылетов. В результате групповой атаки наших летчиков было уничтожено 58 немецких танков. Как безусловно отличившемуся в этих боях ему присвоили офицерское звание, представили к ордену Красной Звезды, назначили командиром звена.
В период боев за освобождение Донбасса Гареев стал лейтенантом. Не зная усталости, летал по 3 — 4 раза в день на штурм отступающих вражеских колонн, снижаясь до бреющего полета, уничтожал живую силу и технику противника. В один из дней с шестеркой «Илов» на аэродроме противника навсегда вывел из строя полтора десятка немецких самолетов. На Южном и 4-м Украинском фронтах в должности командира авиационной эскадрильи Муса Гареев водил группы, личным примером увлекая за собой ведомых, в боевой обстановке учил подчиненных наносить бомбовые и штурмовые удары. Тогда он совершил 95 успешных вылетов.
Над небом Белоруссии и Литвы эскадрилья капитана Мусы Гареева произвела 655 боевых вылетов, не имея ни одного случая потери экипажей. В его летном документе появляется новая запись: «В бою решителен, смел и вынослив. В любой воздушной обстановке ударами наносит врагу большой урон в живой силе и технике...» В конце 1944 года командир эскадрильи 76-го гвардейского штурмового авиационного полка первой воздушной армии 3-го Белорусского фронта гвардии капитан Муса Гареев «за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими оккупантами, за успешно произведенные 164 боевых вылета на самолете Ил-2, в результате которых противнику нанесен большой урон», был представлен к высшей правительственной награде. Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 февраля 1945 года ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. В дни прорыва группировки немецких войск в Восточной Пруссии, командуя эскадрильей, майор Гареев «показал себя мастером штурмовых ударов и без усталости водил в бой группы штурмовиков... По своей боевой работе его эскадрилья является одной из первых в полку...» (из боевого документа). Так, в небе Пруссии ему пять раз приходилось вести воздушные бои с превосходящим числом самолетов противника. Врезаясь в строй вражеских истребителей, он расстраивал их боевые порядки, заставляя оставлять поле битвы».
19 апреля 1945 года Гареева, штурмана авиационного полка, наградили второй медалью «Золотая Звезда». В ясный солнечный день 1 мая 1945 года на бетонной полосе военного аэродрома близ Ростенберга (Германия), перед строем личного состава полка командующий воздушной армией генерал-полковник Т. Т. Хрюкин зачитал два указа о присвоении звания Героя Советского Союза и привинтил к гимнастерке Гареева сразу две «Золотые Звезды» — в горячие дни боев не успели вручить первую «Звезду» и орден Ленина. В тот счастливый день его ожидал еще один сюрприз. Комполка, извиняясь, вручил герою еще два ордена — Александра Невского и Отечественной войны I степени.
В послевоенные годы полковник М. Г. Гареев командовал авиационным полком, окончил Военную академию имени Фрунзе и Академию Генштаба. Он освоил новейшие типы самолетов, вновь бороздил воздушные просторы, совершая ответственные авиарейсы за пределы Советского Союза, с высшими военными чинами и государственными деятелями страны на борту. Нередко случались ситуации не менее опасные, чем в военное время.
Муса Гайсинович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР и Башкирской АССР.
О подвигах рассказывать не любил
Последняя его военная должность — председатель Башкирского обкома ДОСААФ. Здесь в 1965 — 1977 годах он проявил себя умелым организатором военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Этому святому делу он посвятил множество очерков и статей в периодической печати и ряд книг.
В Уфе на бульваре Славы ему установлен бронзовый бюст, перенесенный в 1967 году из его родной деревни Илякшиде. Могила М. Г. Гареева находится в парке Победы на берегу реки Белой.
Наш знаменитый земляк не страдал звездной болезнью, он не любил рассказывать о своих подвигах. А когда случалось такое, то в рассказах чаще всего можно было слышать слова «работа» или «труд» — так он нередко называл свою яркую боевую службу, ратный труд на фронте.