Выходец из Белорецкого района Оскар Ситдиков принимает участие в президентской кадровой программе «Время героев», которая готовит руководителей для работы в органах власти и государственных корпорациях из числа участников СВО. Он подавал заявку в числе 44 тысяч желающих, и только 83 человека со всей России прошли отбор. Наставником белоречанина стал сам глава республики Радий Хабиров, сейчас Оскар стажируется в администрации главы Башкортостана. Мы связались с Оскаром Эхтибаровичем по телефону и задали ему несколько вопросов, а перед этим повстречались с его мамой и первой учительницей, которые живут в селе Узянбаш.
Зифа Гиниятовна Ситдикова вышла встречать машину редакции на не просыхающую от постоянных дождей дорогу.
— Далеко же вы забрались! — говорю я ей, скользя по мокрой тропинке.
Ее дом на окраине села. Дальше уже лес, где эта женщина многие годы собирала живицу. Кстати, чудесная это профессия: ходишь по лесу, даже живешь там в какой-нибудь лесной избенке и целый день собираешь золотистую смолу из приемников, установленных на вековых соснах, елях и лиственницах. Впрочем, это только со стороны такой труд кажется столь романтичным, потому что за день сборщик живицы должен пройти не один десяток километров. За сезон Зифа Гиниятовна сдавала государству до 17 тонн живицы! Но сегодня речь пойдет о другом.
Расскажу о сильных и настоящих людях, которые являются гордостью нашей страны. Они тихие и на первый взгляд незаметные, но именно на таких и держится наша огромная держава.
Зифа Гиниятовна приглашает в дом. Замечаю в палисаднике ухоженные клумбы с розами, пионами и георгинами. А в самом доме недавно прошел большой ремонт: это видно по новым ровным потолкам в комнатах и таким же ровным стенам с современной отделкой. А еще о переменах и комфорте говорит аккуратная печь со сверкающим кафелем.
— Это сын помог, — уточняет Зифа Гиниятовна.
Кроме сына Оскара у этой женщины есть еще дочь Лиана, которая тоже проявляет большую заботу о своей маме.
— Как вы воспитывали детей, что старались вложить в них в первую очередь?
— Я человек советский, — отвечает мама. — Меня учили любить труд и быть честной. Сына и дочь я воспитывала в таком же духе. Они у меня все умеют делать!
— Как Оскар учился?
— Отлично, только на четыре и пять.
— А что вы испытали, когда узнали, что ваш сын на СВО? — спрашиваю хозяйку.
— Я только молилась… Звонил он редко, новости я узнавала через его супругу Динару.
Зифа Гиниятовна рассказывает, что у нее уже две внучки — Дарина и София восьми и девяти лет.
— О чем вы мечтаете?
Зифа Гиниятовна вздыхает и тихо произносит:
— Мечта моя такая: чтобы возродилась Святая Русь…
Я смотрю на нее с удивлением: здесь, в глубинке Башкирии, среди сосновых лесов, живет женщина, которая верит в возрождение Святой Руси! Нет, я тоже верю, но Зифа Гиниятовна говорит о грядущем возрождении как-то очень сокровенно.
— Мечтаю о духовном единении всех наших народов, — уточняет она. — Чтобы не было распрей. Чтобы было мирное небо, чтобы не плакали матери.
Мы сразу находим общий язык. Потому что мы с ней — советские!
На столе стоит музыкальный синтезатор. Хозяйка замечает мой интерес:
— Это сынок подарил. Я люблю музицировать. Раньше играла на гармошке и гитаре, сама научилась. И на синтезаторе тоже сама…
Прошу ее продемонстрировать свои музыкальные способности, но Зифа Гиниятовна почему-то стесняется делать это: играет она лишь одной рукой, другая плохо действует после старой травмы. Подробно расспрашивать об этом не стал, чтобы не причинять женщине дополнительную боль.
Зифа Гиниятовна постоянная участница музыкальных мероприятий в сельском клубе. Прошу спеть ее любимую песню. Она тут же начинает: «Одна любовь над памятью кружится, как раненая птица над землей, и ей не повториться, ей никогда не встретиться со мной…»
Пытаюсь вспомнить эту песню.
— Ее пела Лили Иванова когда-то, — подсказывает Зифа Гиниятовна.
— Ну зачем грустить? Давайте что-нибудь более оптимистичное…
И мы вместе поем песню, которая стала для советских людей гимном светлой радости и оптимизма: «Надежда, мой компас земной…»
Такой же радостной была и встреча с Гульнур Курбановной Гумеровой, первой учительницей Оскара Ситдикова. Милейший она человек!
Она тщательно готовилась к встрече с представителем прессы и даже сделала наброски в своей старой тетрадке, чтобы не забыть какую-нибудь мысль. Гульнур Курбановна рассказала, что Оскар учился в башкирском классе, которые в середине девяностых только-только стали появляться в школах, где учились ребятишки разных национальностей.
Узянбаш — интернациональное село. И образовательная политика, когда детей приучают к своей национальной культуре и языку, является очень правильной и выверенной. Давно замечено, что человек, воспитанный в национальном духе, всегда более восприимчив и терпим к иным образцам национальных традиций, чем тот, кто оторван от национальной среды. Оскар учился, как уже говорилось, очень хорошо и с малых лет проявлял недюжинное упорство. Это у него от мамы.
— Он был особенным, — сказала Гульнур Курбановна. — У мальчика аналитический склад ума, он всегда умело решал нестандартные задачи, которые я любила давать своим ученикам. Очень усидчивый был. Поэтому я даже не удивилась, что он успешно окончил военное училище, стал офицером и участвовал в боевых действиях. Хотя мы всем селом переживали и молились за него, как до сих пор молимся за других наших ребят. Они все — наши родные! Я помню всех своих учеников, они постоянно поздравляют меня со всеми праздниками. Приезжают, мы встречаемся, вспоминаем школьные годы, вместе песни поем…
Вновь услышав о песнях, я попросил исполнить одну из них: захотелось песенного продолжения после встречи с музыкальной Зифой Гиниятовной. Гульнур Курбановна несколько растерялась, услышав такую просьбу. Она явно не ожидала такого поворота встречи. Тогда я решил ей помочь и вспомнил песню своего школьного детства: «Чей портрет мы видим дома в светлой комнате своей...» Учительница тут же подхватила: «Это Ленин наш родной, это Ленин дорогой!»
— Но когда Оскар учился, мы уже другие песни пели, — уточнила она и тихо напела: «Как они быстро летят, их не воротишь назад, разве они пролетят без следа? Нет, не забудет никто никогда школьные годы!»
На фоне этих радостных встреч на меня нахлынули некоторые мысли. Сегодня появились люди, которые от всего впадают в уныние и пытаются отстраниться от происходящего. Даже непрекращающийся дождь способен вывести их из равновесия. Они сутками сидят в соцсетях, выискивая информацию, которая по духу соответствует их настрою. Хочется сказать им: «Все только начинается!» Да, начинается новая эпоха, когда наша Россия становится центром традиционного мироустройства, единения и сплочения народов. Собственно, она уже и является таковой. И пусть все это звучит несколько пафосно, но факт остается фактом: наша страна сегодня борется за свое право быть! А в этом праве ей открыто, без стеснений и излишней политкорректности отказывают многие державы.
Посмотрите: вчерашние мальчишки, которые в обычной жизни не проявляли никаких признаков героизма и высокой патриотичности, вдруг на СВО начинают совершать подвиги. Они демонстрируют чудеса воинского братства. Извините, но всего лишь за деньги люди так не воюют… Значит, в их душах открылось какое-то высокое историческое начало, которое пришло к ним от далеких предков.
А взять наших женщин. Они изготавливают маскировочные сети, вяжут носки, перчатки для бойцов, собирают огромное количество посылок. Из всей необъятной России ежедневно на передовую поступают десятки, тысячи тонн гуманитарных грузов. Такое же единство духа наблюдалось и во времена Великой Отечественной войны.
Наши храмы, мечети стали центрами волонтерского движения. Наши производственные предприятия выходят на мощность, сравнимую с лучшими советскими показателями. Цифры просто потрясают: объем продукции на ключевых предприятиях России вырос даже не в два-три раза, а в двадцать!
Наши народы пытаются поссорить, устраивая подлые вылазки и теракты, но мы становимся еще дружнее.
Мы верим в свою страну, верим в ее незыблемое величие! Повторюсь, что мы живем на историческом перепутье, где вопрос стоит ребром: или Россия останется в этом мире и будет единой, неделимой и светлой державой, или она навсегда исчезнет из исторического потока, оставив после себя разруху, локальные войны и куски враждебных друг другу территорий.
Зифа Гиниятовна, ее сын Оскар Эхтибарович, а вместе с ними огромная и подавляющая часть нашего многонационального народа верят, что эпоха России только начинается. Верят тихо, без надрыва и пафоса…
И еще один нюанс. Задайтесь вопросом: почему Советский Союз уже через шестнадцать лет после Великой Победы над фашизмом сумел запустить первого человека в космос? Ведь это просто уму непостижимо: каких-то шестнадцать лет, и вдруг — такой прорыв! Страна лежала в руинах, люди ели крапиву, лебеду и хлеб, который выдавался по карточкам. Никто в мире не верил, что наша страна сможет быстро оправиться после разрушительного нашествия фашистов, но… Мы полетели в космос! Почему? Многие кивают на жесткий сталинский режим экономии и дисциплины, но, на мой взгляд, это совсем не является главным фактором. Все просто: к власти на местах и в центре пришли фронтовики, вернувшиеся с войны. Они были безупречно честными; у них была высокая норма справедливости и ответственности перед своим народом. Главное, что все они были единым целым, с едиными целями и задачами. Помню, что тогда само понятие «фронтовик» всегда наполнялось каким-то особым смыслом значимости и доверия к человеку.
Сегодня в рамках проекта «Время героев» новые фронтовики начинают управлять нашей страной на местах. Среди них — Оскар Эхтибарович Ситдиков.
Человек он занятой, но нам удалось связаться с ним по телефону. Он вкратце ответил на вопросы.
— Помогает ли в работе боевая выправка и тот опыт, который приобретается в ходе СВО?
— Любая война — это своего рода жизненный зачет, который проходит каждый солдат, — ответил Оскар. — Главное — пройти его успешно, с честью.
— Какие качества вы взяли от вашей мамы, что помогает вам в жизни? Как она вас воспитывала?
— Моя мама — сильный, мужественный и очень цельный человек, она меня до сих пор продолжает воспитывать. Мне было три года, когда у нее случилась частичная парализация, но она выдержала все: работала, держала скотину, радовалась жизни и радуется до сих пор! Она любому здоровому человеку на деревне фору даст. Я беру с нее пример.
— О чем мечтаете?
— Я не мечтаю, а ставлю цели. Одна из них — быть полезным родному Башкортостану и своей малой родине.
— Мы победим?
— Несомненно! Побеждать — это в наших генах.