Все новости

Ростки профессии появляются за школьной партой

Чему учат в психолого-педагогическом классе?

Александр ДАНИЛОВ  Работа в команде — это тот полезный навык, который пригодится в любой работе.
Работа в команде — это тот полезный навык, который пригодится в любой работе.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Нынешняя среда для 10 А класса 113-й уфимской школы не обычная, а профессиональная. Вместо учебы в родной Деме — путешествие в центр города, в технопарк универсальных педагогических компетенций Акмуллинского университета.

Каждую «Профессиональную среду» здесь встречают школьников со всей республики, чтобы рассказать о мире профессий, познакомить с преимуществами учебы в БГПУ и привить ребятам навыки, которые пригодятся им, какое бы будущее они себе ни избрали. И все-таки встреча гостей из 113-й школы особенная: 10 А — один из 63 психолого-педагогических классов, которые сегодня работают по всей Башкирии. А значит, эти мальчишки и девчонки здесь практически свои.

Технопарк БГПУ открылся только в прошлом году, и все кабинеты здесь сияют свежей отделкой и оборудованы самой современной аппаратурой. Здесь есть чем удивить и заинтересовать школьников. Вот ведущий специалист технопарка Ильяс Янгизитов показывает лабораторию. Оборудование по генетике, аналитической химии, фундаментальной физике, рентгенографии школьники рассматривают с любопытством, но всеобщее внимание захватывает, конечно же, интерактивный анатомический стол «Пирогов», с помощью которого можно подробно изучить строение организма человека.

Студент третьего курса Института физики, математики, цифровых и нанотехнологий Дмитрий Шерышев предлагает ребятам надеть очки виртуальной реальности и ощутить себя героем видеоигры. Окунуться в компьютерный мир хочется каждому! А еще можно попрактиковаться в искусстве выразительного чтения с первокурсницей Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Иолантой Фазлыевой, придумать в команде проект футуристической технологии и презентовать его при помощи Анны Переверзевой с худграфа.

Ну и немного теории: специалисты вуза Азалия Горскова и Людмила Гиндуллина рассказывают ребятам, как выбрать профессию, какие направления подготовки существуют в БГПУ и как поступить на целевое обучение. Ведь в десятом классе самое время задуматься над тем, какое будущее тебя ждет.

Кстати, совсем не обязательно педагогическое, как следовало бы предположить из названия профиля класса. Как отмечают кураторы проекта, даже если в педвуз в итоге поступит один процент учащихся, это уже будет победой. А если профессия педагога — это не твое? Лучше понять это на этапе школы, чтобы потом не пришлось переучиваться или, не дай бог, занимаясь нелюбимым делом, причинять вред детям. В педагогике случайных людей быть не должно.

— В нашей школе психолого-педагогический класс появился несколько раньше, чем в других, и две выпускницы — студентки-заочницы — сегодня уже вернулись в родные стены: одна учителем начальных классов, вторая — физкультуры. Я вижу, что им педагогика по душе, и детям они нравятся, а значит, это маленькая победа! — рассказывает нам учитель русского языка и литературы школы № 113 имени Героя Советского Союза И. Рыбалко Елена Самигуллина.

Елена Евгеньевна признается, что работу учителя очень любит. Для нее это профессия, которая дает ей полное удовлетворение, потому что ты зримо видишь результаты своего труда. Поэтому и сегодня она с интересом присматривается к своим мальчишкам и девчонкам из 10 А, которые на занятиях в рамках психолого-педагогического профиля раскрываются по-новому.

— Мало кто из них пока знает, по какой специальности будет учиться, но вот недавно, выходя с очередной лекции, некоторые из девочек сказали: «Мне все больше нравятся эти поездки», а одна добавила: «Почему бы не попробовать...» А я объясняю им: обучение в педвузе открывает много возможностей, и такое расширенное образование точно никому не помешает, — замечает Елена Самигуллина.

Ребята из психолого-педагогического класса обучаются по стандартной программе, но по субботам приезжают в Институт педагогики БГПУ на лекции и интерактивные занятия. Так, недавно вузовские преподаватели рассказывали им о Льве Толстом как о педагоге, создавшем школу для крестьянских детей, в другой раз — о личности и трудах известного педагога Константина Ушинского. Здесь же проходят практические занятия по общению, умению налаживать отношения между людьми, презентовать себя. Все это расширяет кругозор школьников, помогает им обрести новые навыки и определить для себя, кем они хотят стать в будущем.

— Мне очень нравятся эти занятия, — делится с нами впечатлениями Илья Иванов. — Здесь интересные преподаватели, они поднимают любопытные темы. Я выбрал психолого-педагогический класс целенаправленно. Хотя в большей степени интересуюсь нейросетями и кибербезопасностью — сам изучаю дома. Но еще не определился, кем стану в этой сфере — специалистом или учителем информатики. Возможно, совмещу то и другое.

— А мне нравится, что большой уклон делается на изучение гуманитарных предметов. У нас сильные учителя, — добавляет Эльвина Каюмова. — Педагогический класс дает определенные навыки, которые нам пригодятся, даже если мы не станем учителями. Лично мне очень помогли полученные здесь навыки по коммуникации. Раньше я была зажатой, общаться не любила. А здесь у нас класс сформировался по интересам, мы друг друга узнаем, и мне это нравится.

— Недавно нам прочитал лекцию об Ушинском доцент кафедры педагогики — очень хороший преподаватель, было интересно его слушать, — рассказывает Дарья Бабкина. — Занятия по профориентации тоже очень полезны, как мне кажется. Хотя я пока не знаю, на кого буду учиться. Но всегда есть педагогический университет как вариант.

— Важнейшей целью проекта психолого-педагогических классов стало восполнение потребности в педагогических кадрах, — подчеркнула в беседе с нами начальник управления рекрутинга и карьерного развития БГПУ имени М. Акмуллы Наталья Илюшина. — Уфа и другие города Башкирии сегодня активно застраиваются, появляются новые школы, и в них очень нужны учителя. Хотя сегодня 75 процентов наших выпускников успешно находят работу, далеко не все они идут в свою профессию.

Акмуллинский педуниверситет начал разрабатывать проект по собственной инициативе в 2021 году. Практически одновременно с этим министр просвещения России Сергей Кравцов поставил аналогичную задачу перед всеми педвузами страны, поручив к 2024 году открыть не менее пяти тысяч профильных классов во всех регионах. Идея буквально витала в воздухе.

Первыми образовательными учреждениями Башкирии, где апробировали новую программу, были уфимские Аксаковская гимназия и школа № 113. Затем к ней подключились еще 14 участников, и сегодня это число выросло до 40. Еще шесть школ планируют войти в проект в ближайшее время.

— Есть примерные общероссийские методические рекомендации, как строить учебный план в психолого-педагогических классах, но они очень вариативны, и каждый регион исходя из своих особенностей создает собственную модель обу­чения, — пояснила Наталья Степановна. — Так, согласно общим рекомендациям в профильных классах необходимо усиливать блоки по русскому языку, литературе и истории, включая в них, скажем, произведения, связанные с личностями педагогов.

Это пока наша задача на перспективу, а сейчас мы идем немного другим путем: создали внеурочный блок, в который входят лекции, практические занятия, интенсивы по психологии, онлайн-сопровождение, профориентационные экскурсии.

Делаем акцент на развитие «мягких» навыков, чтобы ребята могли как можно раньше определиться с будущей профессией. А классные руководители психолого-педагогических классов бесплатно проходят курсы повышения квалификации.

Сожалеет Наталья Илюшина только об одном: законодательно пока никак не регламентировано, чтобы выпускники психолого-педагогических классов получали дополнительные баллы для поступления в профильный вуз, что было бы логично.

Впрочем, кураторы проекта стараются помогать им другими способами. Так, ребята могут поучаст­вовать в Акмуллинской олимпиаде или конкурсах «Моя земля в цифровой проекции» и эссе по обществознанию. Все они приносят победителям заветные дополнительные баллы к ЕГЭ. К тому же ученики психолого-педагогических классов, как, впрочем, и любых других, могут получить направления на целевое обучение в университете. Сегодня БГПУ рассматривает более 300 заявок целевиков со всей Башкирии.

Разработчики проекта из БГПУ регулярно обмениваются опытом с коллегами и нацелены на то, чтобы дорабатывать программу психолого-педагогических классов. Так, в конце марта в Уфе прошел республиканский научно-методический форум «Учитель будущего поколения Башкортостана». Директора и учителя обсудили, что поменять в программе обучения, как включить в нее региональный компонент, и даже предложили использовать этнопедагогику (воспитательные традиции народов). Также они подняли вопрос наставничества: как будущих педагогов по отношению к старшеклассникам, так и самих школьников — к младшим детям.

Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: