Все новости

Экстремалка Чистякова

Художник вдохновляет, учитель — заводит

Альберт ЗАГИРОВ  Фантазия детей безмерна.
Фантазия детей безмерна.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Почему некоторые дети приходят в кружок или секцию и остаются надолго, а некоторые перебирают увлечения годами, но так и не могут ни на чем остановиться? Факторов несколько: характер ребенка, позиция родителей и еще один, по-моему, самый главный: личность педагога.

Дети тянутся к тому, кто их «заводит», показывает путь — за такими педагогами идут, где бы они ни работали, куда бы ни переезжали.

— Детям нужен живой пример, когда преподаватель не только говорит, но и показывает, что умеет сам, — считает педагог с почти полувековым стажем Светлана Чистякова.

Свое собственное мастерство Светлана Леонидовна демонстрирует на персональных выставках, которые можно увидеть на разных площадках Уфы. Я впервые увидела ее картины перед концертом в фойе ГКЗ «Башкортостан» и запомнила их в первую очередь благодаря яркости и жизнерадостности. Недавно в Музее Уфы открылась выставка Чистяковой «Уфимский калейдоскоп».

Так называется и одна из ее картин, мимо которой не пройдет ни один уфимец. На ней, как в стеклышках калейдоскопа, по кругу, отражаются знаковые места Уфы: мечеть «Ляля-Тюльпан», монумент Дружбы, мост через Белую, здание театра, кафедральный собор. «Бренды» столицы на ее картине выглядят не холодно-монументальными, а родными и близкими спутниками жизни каждого уфимца. Если приглядеться, в этом калейдоскопе можно увидеть и маленькие фигурки жителей города в их повседневных делах: кто-то гуляет с ребенком, кто-то с собачкой, кто-то идет с палочкой или с коляской. И все это в вихре желтых осенних листьев. Неудивительно, что эту картину художница часто пишет на заказ.

Старая мечеть, Сергиевский храм, Крестовоздвиженский храм, дом, где жил Шаляпин, — все, что на картинах выставки, знакомо и показано через чувства автора — любовь и восхищение окружающим миром. Кто-то называет такой стиль наивным, сама же художница характеризует его как декоративный.

— Дотошный критик может придраться и сказать, что где-то не соблюдены пропорции, не так легла тень, но все, кто бы ни увидел работы Светланы Леонидовны, говорят, что это художник со своим особым почерком, добрый художник, — говорит организатор творческих проектов, директор объединения «АртПуть» Виктория Самарина. — Ее очень любит зритель. Почему? Не знаю, может быть, потому, что ее работы будто пахнут детством...

Светлана Чистякова много лет преподавала рисование и черчение в школе, была директором подросткового клуба, сейчас продолжает заниматься с детьми в изостудии, где, по ее наблюдениям, их становится все больше. Она объясняет это недостатком духовной пищи и необходимостью для ребенка в чем-то самовыражаться, что понимают современные родители.

— Я люблю детей. Они и раньше были очень хорошие, а сейчас просто гениальные, думающие. Они видят всю шаткость современной жизни и быстро взрослеют. И где им излиться, выговориться, как не через рисунок? — говорит педагог. — Фантазия их безмерна. Хотя все дети разные: есть быстрые, а некоторых приходится «подзаводить».

Был один случай: однажды в изостудию пришли три уже взросленьких мальчика из спецшколы, так называемые солнечные дети. Я с ними снисходительно поговорила. Ну, пришли рисовать — рисуйте... И когда они стали рисовать, я была просто потрясена тем, какой у них богатый внутренний мир: там такое вышло на бумагу! Бумага ведь — это средство арт-терапии. Если хочешь, чтобы что-то выплеснулось из твоей души, не важно, хорошее или плохое, — садись рисуй, все выйдет, и ты очистишься. Когда я сажусь рисовать, у меня проходят все болячки, я забываю про давление — все налаживается!

Капельки застывшей краски на стене, складки на шторах — маленькой Свете во всем виделся какой-то сюжет, необычный поворот, и она бежала зарисовывать его в альбом, и на ее рисунке капельки краски на стене превращались в ножки танцовщицы. Когда она училась в шестом классе, учитель рисования пригласил ее в изостудию. Она «заболела» рисованием и ничем другим уже не хотела заниматься.

— Учитель играет огромную роль в жизни любого ребенка. Много лет назад меня впечатлил один пример. В 51-й школе был молодой преподаватель химии Чигрик. Мы с ним мало пересекались, но я помню, с каким восхищением о нем говорили дети. Химия — предмет, который далеко не каждому дается, но у Чигрика четверки и пятерки по химии были даже у заядлых двоечников. Он мог заинтересовать детей так, что они хотели учить химию. И я тогда сделала для себя вывод, что можно научиться всему, если хочешь, если горишь, и как много в этом зависит от учителя. Детям не нужно наше сюсюканье, им нужна интересная информация, которую необходимо уметь до них донести, — говорит Чистякова.

Но и для взрослых педагог ох как важен, потому что начать учиться чему-то никогда не поздно, убеждена Светлана Леонидовна:

— Когда бабушки приводят ребенка в изостудию, я предлагаю: садитесь рядом и рисуйте! И в итоге бабушки так увлекаются, что остаются рисовать после детей. Если в тебе сидит это солнышко, этот птенчик, надо его выпускать. Я вообще считаю, что он есть в каждом из нас, просто кто-то слишком плотно захлопнул клетку. Никогда не поздно начать!

Сама Светлана Чистякова начала работать именно как художник уже в зрелом возрасте. Как-то ее попросили нарисовать картину на заказ, потом еще и еще, и ее это «завело». Вскоре она стала продавать свои картины и в Москве, вошла в творческие объединения художников. Одним из них стал «АртПуть», который организовывал творческие поездки для художников. Чистякова дважды побывала в Китае и один раз в Сербии. Сербия художницу не зацепила, а вот Китай так впечатлил, что целых два года она рисовала только Поднебесную и не могла ею насытиться.

— О Китае я могу рассказывать часами. Он меня потряс, я поняла, что это очень сильный народ, особенно своей дисциплиной. Однажды я проснулась в 5.30 и вижу в окно, как народ повыскакивал на улицу. Подумала, может, что-то случилось, может, война? Оказалось, что все вышли на зарядку! Это же надо так организовать, настроить людей!

В Китае придается огромное значение развитию культуры. Наше пребывание обеспечивал миллиардер, известнейший китайский художник-сюрреалист. И он говорил: «Я буду делать все, чтобы моя нация стала величайшей в мире!» Когда мы приехали в Китай в первый раз, он привез нас, можно сказать, в чисто поле и сказал, что здесь будет город масляной живописи, мастерские для художников всего мира, фонтаны, дворцы. И через год, когда мы снова приехали в Китай, мы увидели этот город! Там были и мастерские, и художники из разных стран.

Туда приехали и художники с Западной Украины. И мы, и они немножко напряглись, потому что не знали, как общаться. Спасибо нашим руководителям, которые сказали: «О политике ни слова!» В итоге мы очень сдружились с украинцами и тепло общались, переписывались после поездки...

Чистякова — человек очень жадный до творчества, она может не есть, не спать, только рисовать. Выбирает яркие цвета, может использовать в одной работе акрил, гуашь и масляные краски.

— Так я вижу мир. Я оптимист. И экстремалка, — говорит она о себе. — Могу влезть в любую заваруху, если кого-то обижают.

А может, она не экстремал, а просто неравнодушный человек? Хотя по нынешним временам это, пожалуй, одно и то же…

— Может, вы и экстремальными видами спорта увлекаетесь?

— Никогда не занималась, даже в школе была освобождена от физкультуры. А вот в Китае попробовала. Рафтинг! Ух какие мы гонки устроили с украинскими художниками! Я пищала, визжала, но такой кайф получила! Мне тогда 63 года было.

Сколько мне сейчас лет? Господи, прости, я нечасто вспоминаю свой возраст, — не на шутку задумалась художница... — Год рождения... 1955-й.

Мужа Светланы Леонидовны нет больше года, но она продолжает ставить на своих работах инициалы «Н.» и «С.» — Николай и Светлана.

— Он не имел к искусству никакого отношения, никогда не ходил на мои выставки, и картины мои, наверное, ему не так уж и нравились. Но он был так воодушевлен оттого, что я вдохновлена тем, что делаю, так радовался моей радости! Делал рамы, натягивал холсты, грунтовал — все, чтобы облегчить мою работу. Удивительное дело, но после его смерти я начала писать стихи — слова сами складываются в рифмы…

Что такое любовь? Может быть, именно это: радоваться радости близкого, вдохновлять и самому вдохновляться его свершениями...

Если стихи появились недавно, то сказки художница пишет давно. Печататься пока не рискует, но друзьям ее сказки нравятся, и они читают их детям и внукам, говорят, что всегда интересно, что же будет дальше.

— А дальше у меня будет жизнерадостная серия картин на тему национальных костюмов, — говорит художница. — Я очень люблю фольклор, особенно русский.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: