Газета «Республика Башкортостан»

Четверть века по пути преобразований

Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств.
Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств.
Автор: Рашит ГАФУРОВ
версия для печати
Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств.

Осенью 1993 года были сделаны решительные шаги на пути формирования современной российской государственности: в течение нескольких месяцев подготовлены и проведены выборы депутатов Совета Федерации и Государственной Думы первого созыва, всенародное голосование по проекту Основного закона и принятие новой Конституции. Одновременно с этими процессами складывалась новая избирательная система страны, которая в текущем году отмечает свое 25-летие. Юбилейные торжества, посвященные этому знаменательному событию, состоялись в октябре в столице страны. Праздничные мероприятия, связанные с юбилеем, прошли во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в нашей республике. Своим видением состояния избирательной системы страны, ее региональных особенностей и перспектив совершенствования делится председатель Центризбиркома Республики Башкортостан Х. А. ВАЛЕЕВ.

— Хайдар Арсланович! Вы можете назвать конкретную дату, которая считается днем появления избирательной системы России?


— Возникновение современной избирательной системы в стране не было и не могло быть одномоментным событием. Несколько указов президента России, изданных с сентября по декабрь 1993 года, положили начало становлению новой избирательной системы. Процесс был запущен в сентябре 1993 года, когда в преддверии первых многопартийных выборов президент Российской Федерации Борис Ельцин сформировал Центральную избирательную комиссию по выборам в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На эту комиссию впоследствии были возложены и полномочия по проведению всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. По завершении избирательных кампаний 1993 года и принятия новой Конституции Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года «О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации» вышеназванная комиссия была преобразована в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, действующую на постоянной основе.


— Как бы вы оценили состояние сегодняшней избирательной системы?


— Она полностью основана на демократических принципах и в своих основных чертах стабильна. В то же время, будучи живым организмом, постоянно совершенствуется. Избирательная система должна адаптироваться к росту политической культуры, развитию современных технологий, соответствовать запросам и ожиданиям общества, уровню его развития. При этом, как особо подчеркнул в ходе встречи с организаторами выборов 30 октября текущего года президент России Владимир Путин, любые изменения в избирательной системе должны укреплять принципы открытости, честности и прозрачности всего выборного процесса, его независимости от какого-либо вмешательства. Никто не вправе препятствовать свободному волеизъявлению граждан, искажать заявленную ими на голосовании позицию.


Хотел бы заметить, что, несмотря на свою относительную молодость в сравнении с государствами с многолетними традициями проведения демократических выборов, российская избирательная система имеет собственные достижения. Так, международные эксперты не раз отмечали, что в России наработан уникальный опыт массового применения видеонаблюдения за ходом выборов. Большим шагом вперед стала разработка не имеющей аналогов в мире государственной автоматизированной системы «Выборы», которая сегодня успешно используется в ходе избирательных кампаний любого уровня.


— Какое место в избирательной системе России занимает Башкортостан?


— По численности избирателей — 3 050 303 человека и количеству участковых избирательных комиссий — постоянных 3 391 — республика входит в первую десятку субъектов России. Все это позволяет утверждать, что Башкортостан играет заметную роль при проведении федеральных и региональных референдумов, формировании представительных органов власти разных уровней. Не случайно наша республика несколько раз выбиралась площадкой для обобщения опыта работы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Так, на нашей базе в 1995 году был проведен обучающий семинар по вопросам выборов депутатов Госдумы второго созыва для председателей и секретарей окружных комиссий Урала и Поволжья, в 2014 году — семинар-совещание председателей избирательных комиссий Приволжского и Уральского федеральных округов. Эти мероприятия Центризбиркома России оказали большую помощь избирательным комиссиям страны в их повседневной работе. Также напомню, что в декабре 2013 года ЦИК РБ выступила инициатором заключения Соглашения о межрегиональном взаимодействии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, которое подписали председатели избирательных комиссий 12 российских регионов.


— Каковы, на ваш взгляд, наиболее ощутимые достижения ЦИК РБ за прошедшие четверть века?


— Прежде всего это время накопления, в том числе методом проб и ошибок, бесценного практического опыта. На этом пути мы достигли, безусловно, и определенных успехов. Так, нынче на федеральном уровне все чаще и чаще стали звучать предложения о необходимости кодификации законов РФ о выборах и референдумах. В нашей республике работа в этом направлении началась еще во второй половине 1990-х годов. И, напомню, 1 сентября 1997 года был принят Кодекс Республики Башкортостан о выборах. Позднее была утверждена новая редакция Кодекса, составленная с учетом изменений в современном российском обществе и избирательном законодательстве.


Избирательная система республики часто становилась испытательным полигоном при внедрении различных технологических и технических новшеств. Так, еще в 2003 году в ходе выборов президента Республики Башкортостан и депутатов Государственной Думы четвертого созыва на 22 избирательных участках были использованы только-только появившиеся к этому моменту электронные устройства для подсчета голосов избирателей — комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). В частности, ими тогда были «закрыты» все участковые комиссии Демского района Уфы. Для сведения: в период с 2003 по 2011 год КОИБы применялись только в 34 субъектах Российской Федерации.


— Насколько выборы в России, и в Башкирии в частности, можно считать прозрачными? С какими трудностями сталкиваются избирательные комиссии?


— Хочу отметить, что выборы в республике проходят в соответствии с действующим законодательством, все они признаны состоявшимися. Работа избирательных комиссий осуществляется гласно, открыто, на любом заседании комиссии вправе присутствовать представители СМИ. Мы целенаправленно и настойчиво увеличиваем количество КОИБов, что также немаловажно для обеспечения прозрачности выборов.


Я далек от мысли, что движение вперед может быть простым, тем более в таком сложном деле, как становление и развитие избирательной системы страны. Этот путь сопряжен с постоянным преодолением различного рода трудностей, исправлением допущенных ошибок. Как известно, в периоды выборов имели место случаи незаконной агитации, скупки голосов, распространения предвыборной «чернухи», использования так называемого административного ресурса. В связи с этим была проведена большая работа по преодолению таких негативных явлений, совершенствованию законодательства о выборах. Так, сейчас ужесточены наказания для нарушителей избирательного законодательства — вплоть до уголовного преследования; повышены требования к участникам предвыборной гонки, к «чистоте» биографий кандидатов, прозрачности финансовой составляющей выборов.


Взять другой, чисто человеческий момент, связанный с составом избирательных комиссий, насчитывающих сегодня в своих рядах около 30 тысяч членов. Это конкретные люди, разные по уровню образования и профессиональной подготовки, возрасту и национальной принадлежности, мировоззрению и политическим пристрастиям. В такой ситуации мы не застрахованы от ошибок и недочетов, случаются, к сожалению, и отступления от законодательства. Однако смею заверить, что в нашей практике они никогда не были критичными и не влияли на общие итоги голосования. Каждый такой случай обязательно становился предметом разбирательства, виновных привлекали к ответственности, предусмотренной законодательством.


— Насколько совершенна законодательная база выборов? Есть ли необходимость в новых изменениях?


— Сейчас законодательство достаточно подробно регулирует избирательные процедуры на всех этапах выборных кампаний. В то же время постоянное изменение правил серьезно затрудняет их понимание участниками избирательного процесса — как кандидатами и избирательными объединениями, так и членами избирательных комиссий. Об этом говорилось на научно-практической конференции, проведенной ЦИК России в конце октября в Москве. Один из путей совершенствования законодательной базы о выборах был обозначен в выступлении председателя ЦИК России Эллы Памфиловой, предложившей провести кодификацию законодательства о выборах и принять Избирательный кодекс Российской Федерации, который был бы предельно ясным для всех участников избирательного процесса.


— Недавно Госсобрание республики внесло изменения в Кодекс Республики Башкортостан о выборах. На какие из них вы хотели бы обратить внимание избирателей?


— По завершении выборов депутатов Госсобрания — Курултая РБ шестого созыва республиканский парламент рассмотрел законопроект о внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах. Это было продиктовано необходимостью актуализации положений Кодекса в свете изменений, внесенных в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так, в Кодекс РБ о выборах внесена норма, согласно которой Общественные палаты Российской Федерации и Республики Башкортостан наделены правом назначать наблюдателей при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан. Другое, интересное, на мой взгляд, нововведение в Кодексе — исключение при использовании КОИБов обязательной процедуры контрольного пересчета голосов избирателей. Наша практика убедительно подтвердила, что подсчет голосов избирателей с помощью электронного устройства осуществляется без погрешностей. Повторный подсчет вручную лишь затягивает процесс подведения итогов голосования и не исключает при этом риски, связанные с человеческим фактором. Вместе с тем данное нововведение сохраняет возможность пересчета голосов избирателей в случае поступления обоснованной жалобы от участников избирательного процесса.


— Как современные технологии повлияли на избирательную систему? Будет ли возможно в будущем голосование через интернет?


— Современные технологии устраняют в первую очередь возможные ошибки со стороны членов избирательных комиссий, сужают влияние так называемого человеческого фактора на итоги выборов. Такое влияние может быть случайным, вызванным усталостью людей, или целенаправленным, связанным с чьим-либо желанием повлиять на итоговые цифры голосования. Техника практически сводит на нет такие возможности. С другой стороны, применение технических средств подсчета голосов многократно ускоряет процесс подведения итогов, существенно облегчает труд членов избирательных комиссий. Касаясь вопроса о возможности голосования через интернет, замечу, что в ходе вышеназванной научно-практической конференции на обсуждение были вынесены различные технологии, предполагающие возможность голосования с помощью мобильного телефона, через Единый портал государственных и муниципальных услуг, при помощи биометрических данных и т.п. Очевидно одно — Центризбирком России ведет активную работу в этом направлении и со временем удаленное голосование станет возможным. Скорее всего, вначале такое голосование будет введено лишь для отдельных категорий избирателей, к примеру, проживающих в труднодоступных районах Крайнего Севера. В любом случае в масштабах страны это случится не завтра — традиционный вид голосования еще долго будет определять итоги выборов.


— В заключение хотелось бы услышать, какие задачи стоят перед избирательной системой в ближайшей перспективе?


— Как я уже отметил, избирательная система России основана на современной законодательной базе, ее организационное и технологическое обеспечение соответствует самым передовым в мире образцам. Избирательная система, как и жизнь, не стоит на месте. Есть еще необходимость в дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства, его гармонизации и унификации. Также актуальны проблемы приведения в соответствие с требованиями времени технической и кадровой составляющих избирательной системы, снятия барьеров при волеизъявлении различных категорий избирателей, упрощения процедур выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты. По-прежнему главной задачей избирательной системы остается обеспечение строгого соответствия проводимых выборов действующему законодательству. Но уже сегодня сложившаяся в стране и республике избирательная система способна ответить на все вызовы времени. Можно с полным основанием утверждать, что многотысячная армия членов избирательных комиссий республики готова провести выборы любого уровня на принципах открытости, честности и легитимности.

Опубликовано: 21.12.18 (09:10) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Право
По-человечески относиться к животным теперь потребует закон.   Нелегальному бизнесу вывески ни к чему.  

Написать комментарий

Витек2018-12-25 10:49:55
А я вот никому, кто состоял или состоит в УИК, ЦИК - руки бы не подал.

AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Радий Хабиров обсудил подготовку к Фольклориаде-2020 с президентом CIOFF Филиппом Боссаном

Вернуться