Издательство «Республика Башкортостан»

Столкнулся, очнулся — гипс

Почему дороги остаются зоной повышенного риска?

Через несколько минут от автомобиля останутся лишь отдельные части.
Через несколько минут от автомобиля останутся лишь отдельные части.
Автор: Марат АМИНЕВ
Фото: Ринат РАЗАПОВ
версия для печати
Через несколько минут от автомобиля останутся лишь отдельные части.

Прошло всего несколько минут, и от легковой машины остались лишь отдельные части: с помощью сварочного аппарата и инструментов сняты двери, крыша автомобиля, извлечены макеты водителя и пассажиров. Любо-дорого наблюдать за действиями сотрудников центрального отряда аварийно-спасательной службы Госкомитета РБ по чрезвычайным ситуациям — действуют быстро, слаженно, каждая операция доведена до автоматизма.

Эти ребята приходят на помощь, когда нужно спасти человека после страшного ДТП, ищут потерявшихся людей, первыми приезжают на техногенные катастрофы… Спасатель должен обладать навыками альпиниста, водолаза, стропальщика, сварщика, водителя, уметь оказывать квалифицированную медицинскую помощь. Как говорит старший спасатель Денис Габдрахимов, нужно в совершенстве освоить семь-восемь специальностей — иначе не попадешь в отряд или не пройдешь аттестацию.


В то время как люди суетятся, на происходящее спокойно взирает четырехлетний Тори — кобель породы бордер-колли. Четырехлапые друзья человека состоят в отряде, их также тщательно отбирают, главные требования — способность к обу­чению и отсутствие агрессии. По словам кинолога Надежды Отвесовой, если собака работает на удалении, скажем, ищет в лесу заблудившихся грибников или во время техногенных катастроф добирается до нуждающихся в помощи, она должна уметь принять самостоятельное решение, разобраться с «букетом» запахов (а в зависимости от времени года они распространяются совершенно по-разному). И эти навыки приобретаются каждодневными тренировками. Кстати, бордер-колли в рейтинге самых умных собак чаще других занимает лидирующее положение. Спасатели и служебные собаки трудятся в поте лица, каждый день они совершают около десяти выездов, в том числе на ДТП с тяжелыми последствиями.


На инструкторско-методическом сборе по обеспечению безо­пасности дорожного движения состоялся предметный разговор о причинах ДТП, принимаемых мерах, экстренной и первой помощи. Вице-премьер регионального правительства Артур Ахметханов отметил, что обеспечение безопасности на дорогах находится на особом контроле у руководства республики. И для этого есть веские основания — ежегодно в ДТП у нас погибают более полутысячи человек человек, число пострадавших превышает четыре тысячи, число погибших увеличилось почти на пять процентов. По последнему показателю Башкирия занимает четвертое место в стране.


Люди старшего поколения хорошо помнят 90-е годы, когда все были шокированы ростом числа смертельных ДТП. Например, в 1991 году на дорогах страны погибло около 37 тыс. человек. И в последующие годы аварии уносили не менее 30 тыс. сограждан (в 2017-м погибло более 19 тыс.). Именно в те годы произошла массовая автомобилизация страны. Если в конце 80-х на тысячу человек приходилось 40 — 50 машин, то в 1997 году — уже 115. Сейчас — около 300 авто.


Таким образом, по российским дорогам ездит свыше 45 млн автомобилей. Но следует признать: количество смертельных ДТП все же уменьшилось. Как удалось этого добиться? Уровень смертности на дорогах резко понизился начиная с 2007 года. Автомобилисты помнят, что именно с того года выросли штрафы за многие нарушения — проезд на красный свет, непристегнутые ремни, выезд на полосу встречного движения, отсутствие детских кресел, непропуск пешеходов и т. д. Именно в то время стали устанавливать камеры видеофиксации нарушений, их количество каждый год увеличивается.


Происходит так называемое транспортное самообучение нации — все больше водителей считают обязательным пристегнуть себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только в детских креслах, уступают дорогу пешеходам, не проезжают на красный свет. И делают это не из-за боязни наказания, а по убеждению, как показывает опрос. Движение становится спокойнее, нарушителей меньше. Вспомним, что лет пятнадцать назад многие молодые водители считали ремень безопасности ненужным атрибутом. Некоторые хвастались ездой по встречке или в пьяном виде. Теперь же это удел редких отморозков. Но нарушений все равно достаточно — ведь и новых водителей прибывает.


Президент Владимир Путин в мае поставил новую задачу: смертность на российских дорогах к 2024 году необходимо сократить в 3,5 раза от уровня 2017-го — не более четверых погибших на 100 тыс. населения. К 2030 году этот показатель и вовсе должен устремиться к нулевой отметке. Для справки: по всему миру в ДТП погибают примерно 1,25 млн человек, на 100 тыс. населения — 15 погибших, а в США и странах Западной Европы — 8 — 9 человек.


В республике в прошлом году погибло на дорогах 512 человек, к 2024-му их количество не должно превысить 160. Какие же меры помогут снизить количество ДТП и, соответственно, смертельных случаев? Неужели все сведется к банальному увеличению штрафов? Наверное, без этого не обойтись, тем более что государство ищет всевозможные пути для пополнения доходной части бюджета. Только с начала этого года жители республики получили уведомления о штрафах за нарушения на дорогах на сумму около 600 млн рублей.


По словам Тимура Мухаметьянова, председателя Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству, треть ДТП происходит из-за некачественного дорожного полотна. Отсутствие или плохо различимые дорожная разметка, знаки, а также ямы и колдобины, ледяная корка, отсутствие освещения, дорожная колея и тому подобные сложности приводят к трагическим последствиям. Нам нужно больше строить и ремонтировать дороги. Это потребует больше сил и финансовых вливаний, но и даст больше отдачи, чем банальное повышение штрафов.


Уменьшение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети в два раза к 2024 году также будет способствовать снижению аварийности. Сегодня выявлено 140 таких мест. В течение ближайших лет на дорогах республики предполагается установить 663 камеры фото- и видеофиксации нарушений, пока их всего 224. Для региона, протяженность дорог в котором составляет 56 тыс. километров, это очень мало. Оказывается, в этом отношении мы сильно отстаем от соседей. Например, в Татарстане на 21 тыс. километров дорог приходится 1,3 тыс. видеокамер.


Есть и другие меры борьбы с авариями. Скажем, пешеходы должны позаботиться о том, чтобы в темное время суток водитель мог заметить их на дороге. По мнению экспертов, только за счет этого уже удастся спасти 1,5 — 2 тыс. жизней в год по стране. Ведь, по статистике, каждый третий погибший в ДТП — это пешеход.


Ситуация на дорогах находится на особом контроле у врио главы республики Радия Хабирова. Регулярно проводятся «транспортные часы», где выявляются наиболее острые проблемы, обсуждаются пути их решения. Руководитель региона призывает навалиться всем миром, чтобы привлечь внимание общества к ситуации на дорогах.


— Президент России поставил задачу повысить продолжительность жизни в стране до 78 лет к 2024 году, — сказал Радий Фаритович на очередном оперативном совещании в правительстве. — У нас же сложная ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с онкологией. Плюс еще растет и число погибших на дорогах.


По мнению Радия Хабирова, снижение смертности при ДТП —задача не только ГИБДД, но и правительства, глав администраций городов и районов республики. Если действительно навалиться всем миром, то аварийность на дорогах снизится. Должна снизиться. Ведь научились же мы пристегиваться ремнями.

Опубликовано: 07.12.18 (09:22) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Радий Хабиров признался, что и сам начинал трудовой путь с рабочей специальности.   Деревянных горок в этом году нет, но ребятня все равно довольна.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.
  • Наряду с конкурсантами из республики в них принимают участие студенты из Москвы, Липецка, Казани и Оренбурга, сообщает пресс-служба министерства образования РБ.
Соревнования будут проходить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Сиб

Вернуться