Издательство «Республика Башкортостан»

«Распальцованные» люди

Многие глухие потеряли слух из-за «неправильных» лекарств, но недостаток слуха отнюдь не мешает им преуспеть в жизни

Автор: Сергей ЗДОРОВЦОВ
Фото: иллюстрация Дмитрия ФАЙЗУЛЛИНА
версия для печати

Однажды мне довелось на полставки подрабатывать в коррекционной школе-интернате для слабослышащих детей, которую в народе попросту называли «школой глухонемых». Правда, предложение я принял не сразу. Прежде всего потому, что не представлял, как общаться с такими детьми и уж тем более что-то им преподавать. Ведь на тот момент я не знал ни одного жеста, да и никакого педагогического опыта, несмотря на диплом учителя, не имел.

Картинка вам в помощь

Но все оказалось гораздо проще. Дело в том, что у слабослышащих в ходу два языка: жестовый и буквенный, причем второй гораздо проще первого. Это своеобразный алфавит, и чтобы показать какую-либо букву, достаточно сложить определенную комбинацию из пальцев. Например, буква «Ы» — одна из самых простых, нужно лишь сделать обычную «козу» из мизинца и указательного перста. Кстати, если такую же «козу» сложить на обеих руках и вразнобой помахать ладонями, то этот жест будет означать слово «пожар» или «огонь». Впрочем, о жестах речь пойдет чуть позже, а для начала мне вручили ту самую азбуку, и общаться по ней с детьми оказалось очень легко. Просто смотри на картинки и складывай пальцы точно так же, как изображено на них. В итоге побуквенно складывается нужное слово.


Идя на свой первый урок, я, честно говоря, ожидал, что возникнут проблемы с дисциплиной, однако ничего подобного не случилось.


Ребята оказались на редкость послушными, но мелкие замечания им делать все же приходилось. В основном их получали любители поговорить с соседом по парте, хотя беседовали дети бесшумно и по большому счету никому не мешали. Но при этом отвлекались от урока, и в качестве воспитательной меры достаточно было громко постучать ладонью по столу. Одергивать школяров устно смысла нет: слов они не слышат. А вот звук удара по дереву улавливают многие.

Разговор по ушам

— Большинство ребят не воспринимают на слух речь, но слышат низкочастотные звуки. Например, гудок электровоза или автоматную стрельбу по телевизору, — в первый же день пояснила мне воспитатель Любовь Кожевникова. — Многие удивляются, как это глухонемые дети умудряются танцевать, а между тем они ориентируются на низкие звуки ударных инструментов. И танцуют замечательно.


Часть детей слышит не только низкие, но и частично обычные звуки. Поэтому гораздо лучше овладевают речью. А разговаривать их учат постоянно. Даже в мои обязанности, хотя я и преподавал всего лишь основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), входило обучение школяров разговорному языку. Для этого в каждом классе был микрофон со специальной мембраной, которая искажает твой голос до неузнаваемости. Больше всего он похож на рев медведя, то есть доведен до очень низкого тембра. Но почти все дети его слышат и по команде повторяют за тобой фразы и слова. Главным образом те, что мы наиболее часто употребляем в повседневной жизни. Некоторые школьники настолько преуспевали в этом, что могли вести устные беседы. Помнится, в интернате учился один шестиклассник, которого учителя в шутку прозвали Говоруном. За то, что тот очень любил поболтать с учителями и воспитателями, причем его речь была почти чистой.


Кстати, о Говоруне. Он частично потерял слух из-за неправильного лечения. «В семидесяти пяти процентах случаев дети глохнут от аутотоксичных лекарств, — говорит уфимский сурдолог Ольга Ефимова. — Но и врачей винить в этом тоже не стоит. Представьте, что где-нибудь в отдаленной деревне младенец получил тяжелое воспаление легких, а у местного фельдшера детских лекарств и в помине нет. Есть только «тяжелые» антибиотики типа гинтомицина, которые детям колоть никак нельзя. Но если на карту поставлена жизнь ребенка, многие врачи идут на этот шаг. В результате младенец выздоравливает, но глохнет частично или полностью».


Еще двадцать процентов детей становятся слабослышащими из-за наследственных факторов. Чаще всего это происходит, если глухой кто-то из родителей. А вот оставшиеся пять процентов ребят теряют слух по неизвестным причинам.

Трудности перевода

Специалист не зря привела в пример фельдшера из деревни. Ведь большинство слабослышащих школьников были родом из глубинки, но многих учиться родители отдавали не в 6 — 7 лет, а позже. Поэтому нередко можно было увидеть детину лет 18, сидящего в седьмом или восьмом классе. Таких Михайлов Ломоносовых было несколько, а один выпускник и вовсе встретил в интернате свое 22-летие. То есть на тот момент был мне почти ровесником.


Также в мои обязанности входило водить школяров, которым уже стукнуло 16, в местный военкомат. Там чиновники в погонах ставили им в личные дела штамп о негодности к службе. Эту ежегодную формальность сами же офицеры и врачи считали глупостью, но каждый раз искренне сожалели, что ни один из слабослышащих парней не наденет армейские берцы. Потому что эти хлопцы выгодно отличались от других своей физической развитостью и хорошим здоровьем. «Какие бы солдаты получились! — каждый раз восхищался военком. — Жаль, что призыв им не светит».


Хорошая физподготовка ребят объяснялась просто. Почти все свободное от учебы время они проводили на спортплощадке или в спортзале. В силу плохого слуха телевизор почти не смотрели, музыку не слушали, да и книги тоже увлекали не многих. А об айфонах-смартфонах и соцсетях в конце 90-х и речи не было. Зато помимо спортивных занятий парни охотно работали в школьной мастерской, сколачивали ящики, ремонтировали и мастерили мебель и вообще не гнушались никакой работы.


К слову, многих младшеклассников слово «работа» почему-то пугало. Часто на переменах можно было видеть, как учитель жестами отчитывает нерадивого ученика, стращая того «безрадостной» перспективой: «Не хочешь учиться — пойдешь работать». Этого было достаточно, чтобы шалун мгновенно стихал. Но по мере взросления «трудофобия» проходила, почти все ребята выходили из стен школы с навыками токаря, слесаря и прочих рабочих специальностей. Не знаю, как сейчас, а тогда их охотно брали на работу в шумные цеха заводов, особенно на УМПО.


Со словом «работа» связан и один казус, который я допустил по неопытности. Тогда я только начал осваивать жестовый язык и, желая щегольнуть перед учениками, жестами же обозначил фразу «мой отец работает на заводе». Однако встретил в глазах учеников искреннее сочувствие, а одна ученица даже передала мне записку с короткой фразой «Не грустите». Почему я должен был грустить от того, что мой батька работает на заводе, я не уразумел. Но уразумел, что дети меня поняли не так. Я несколько раз повторил попытку произнести фразу жестами, но с каждым разом осознавал, что где-то допускаю ошибку. Дети неверно трактовали предложение и сочувствовали мне все больше и больше. Об этом говорили их глаза. А взгляд у слабослышащих очень красноречив, это одна из их особенностей.


Ситуацию «разрулила» опытная преподавательница, которая, на мое счастье, заглянула в класс. Оказалось, что вместо фразы «мой отец работает на заводе» я показывал детям фразу «моего отца на заводе… убили». Как выяснилось, я нечетко показывал жест «работает». Он обозначается постукиванием кулаков друг о друга. Я же, не придав должного значения четкости исполнения жестов, просто соединял кулаки и делал ими что-то вроде вращательных движений. А на языке глухих это означает «убийство». Поэтому дети так и поняли: пошел, значит, мой батька работать на завод да там и жизни лишился. Это и было причиной сочувственных взглядов.

Один за всех и все за одного

К слову, сочувствие к ближнему у этих людей в крови. Особенно если речь идет о таких же, как они сами. По негласной заповеди, все слабослышащие считают друг друга братьями независимо от национальности, цвета кожи и страны проживания. И стоят друг за друга горой. Преподаватели интерната рассказывали, что как-то раз одного воспитанника ни за что ни про что местная шпана избила так, что это чуть было не привело к самым печальным последствиям. Весть о нападении каким-то образом облетела глухонемых всей республики и даже вышла за ее пределы. И уже вскоре к больнице, где оказался пострадавший, стали подъезжать машины со здоровенными глухими мужиками, в том числе и из соседних регионов. Причем многие с золотыми цепями на шее в палец толщиной и увесистыми печатками на пальцах. Прибывшие жаждали мести, хотели вызволить паренька из палаты и прокатиться с ним по улицам района. Чтобы тот показал им своих обидчиков. В противном случае мстители грозились отлупить всю местную молодежь без разбора, какая попадется им на пути. Но к пострадавшему пареньку приезжих не пускали, перепуганные врачи вызвали милицию и в качестве переводчиков пригласили учителей из интерната. Разъяренных «гостей» успокоили лишь после долгих уговоров и обещания милицейского руководства обязательно найти беспредельщиков и наказать по закону.


О золотых цепях и печатках речь зашла тоже не зря. Дело в том, что многие глухонемые умеют неплохо устроиться в жизни и становятся солидными бизнесменами, нередко ведя дела с заграничными партнерами. Другие открывают свои фирмы, производя товары народного потребления. Благо, руки у них растут откуда надо, к тому же в случае чего они всегда могут рассчитывать на поддержку своих собратьев. Вдобавок глухие слывут хорошими мужьями и отцами, поэтому очень часто женщины выбирают их себе в спутники жизни.

Между тем

Еще в середине нулевых республика приняла пилотную четырехлетнюю программу, по которой глухим младенцам вживляли кохлеарные импланты. Они заменяют человеку звукоулавливающий аппарат и являются аналогом настоящего уха. Всего прооперировали несколько десятков ребят, они обрели слух и пошли уже не в интернаты, а в обычные школы.

Кстати

В самом конце прошлого года в Уфе открылся первый и пока единственный в РБ бар для глухонемых. Весь его персонал владеет языком жестов, а некоторая его часть — сами инвалиды по слуху. Говорят, у слабослышащих заведение пользуется огромной популярностью.

Опубликовано: 04.12.18 (09:03) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Деревянных горок в этом году нет, но ребятня все равно довольна.    

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • История популярного соревнования дизайнеров насчитывает почти десять лет и с каждым годом растет его популярность и география. 
Организаторами конкурса выступила Башкирская выставочная компания при поддержке Управления по предпринимательству, потреби
  • Основой для книги стал социальный некоммерческий интернет-проект «Любимые художники Башкирии»

Вернуться