Издательство «Республика Башкортостан»

Куда едет перевозчик

или Как навести порядок в сфере общественного транспорта

Устойчивые пассажирские перевозки — это социальная задача.
Устойчивые пассажирские перевозки — это социальная задача.
версия для печати
Устойчивые пассажирские перевозки — это социальная задача.

Уже на первом оперативном совещании под председательством врио главы РБ Радия Хабирова был затронут вопрос нелегальных маршруток в Уфе. И наконец-то от многолетней демагогии вокруг хаоса на общественном транспорте перешли к реальным действиям, причем не только в столице, но и в республике в целом. Помимо вопросов безопасности пассажирских перевозок, которые являются краеугольными для отрасли, особенно на фоне непрекращающейся череды трагедий на дорогах с участием общественного транспорта, важен и социально-экономический эффект от наведения порядка в этой сфере. Своим мнением по этим проблемам редакция попросила поделиться члена совета международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Аскара Фазлыева.

Нормальное функционирование системы общественного транспорта создает косвенные доходы для бюджета городов. Например, за счет снижения нагрузки на уличную дорожную сеть и среду обитания. Помимо косвенного эффекта при наведении порядка легальные, законопослушные перевозчики, а это в первую очередь муниципальный МУЭТ и государственный «Башавтотранс», получат рост доходов за счет повышения загрузки своего подвижного состава. А значит, скудные субсидии пойдут не на покрытие текущих расходов, а на развитие, как это происходит в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Краснодаре.


Устойчивые пассажирские перевозки городским общественным транспортом — это не бизнес, это социальная функция. Обеспечить равномерную загрузку городского транспорта, работающего строго по маршруту и расписанию, невозможно. А значит, невозможно обеспечить рентабельность его работы вне пиковых часов. Поэтому частные маршрутки и не ходят, когда нет пассажиров. Но муниципальный и государственный транспорт должен работать всегда, независимо от количества и достатка пассажиров.


Для любого вида пассажирского транспорта определены расчетные величины пассажирского трафика, обеспечивающего рентабельность. Чтобы этот трафик обеспечить, нужно действительно пересмотреть всю схему транспорта Уфы, убрать дублирование маршрутов и избыточное количество подвижного состава, зачастую архаичного и неэкологичного.


Объем готовой выручки перевозчиков в Уфе составляет не менее 6 млрд рублей. Для устойчивого функционирования системы с предсказуемым тарифом на перевозки и сохранением необходимой конкуренции в отрасли казенные МУЭТ и «Баш-автотранс» совместно должны перевозить не менее 50 процентов пассажиров, собирая при этом не менее 50 процентов денежной выручки. Сегодня, перевозя совместно более 25 процентов пассажиров, предприятия получают не более 15 процентов выручки. Несоответствие физического объема денежному вызвано тем, что тарифы у этих перевозчиков ниже, чем у частников, плюс существуют льготные тарифы для различных категорий граждан. При этом субсидии на покрытие разницы между средними тарифами на перевозку и тарифами для льготников выделяются несвоевременно и не в полном объеме.


Ситуация усугубляется еще и изначально неравными условиями конкуренции между муниципальным или государственным общественным транспортом и частными перевозчиками. Муниципальный и государственный транспорт, помимо того что должен выходить в рейс вне зависимости от наличия пассажиров, платит все налоги и покрывает множество дополнительных издержек, связанных с обеспечением безопасности и нормами трудового законодательства. В отличие от частных перевозчиков, работающих в форме ИП по упрощенным схемам налогообложения.


Разумеется, в сфере общественных перевозок нельзя все ставить в угоду экономической выгоде, забывая о пассажире, в том числе малоимущем или маломобильном. Еще раз подчеркну: общественные перевозки — это социальная функция обеспечения транспортной мобильности горожан и гостей города. Во всем мире устойчивая работа общественного транспорта обеспечивается субсидированием. Сумма субсидий составляет в среднем от 30 до 70 процентов в зависимости от страны, региона, вида транспорта. Есть системы общественного транспорта без оплаты за проезд, например, в Германии. Соответственно, перевозчики получают стопроцентное субсидирование. Эти средства возвращаются в бюджеты различных уровней за счет обеспечения доступной мобильности трудовых ресурсов и всех горожан, снижения расходов на содержание уличной дорожной сети, улучшения экологического состояния города, а значит, и сокращения расходов региона на здравоохранение. Более того, на земельных участках, прилегающих к линейному общественному транспорту, повышается стоимость недвижимости и растет оборот сервисных и торговых предприятий.


К сожалению, одними административными запретами проблему не решить, нужно создавать альтернативу нелегальным перевозчикам, иначе неудовлетворенный спрос будет порождать нездоровое предложение.


Помимо приобретения новых автобусов для «Башавтотранса» следует восстановить трамвайную сеть города. Только этот вид общественного транспорта (конечно, в современном виде) способен существенно разгрузить дороги Уфы и быстро вывозить большое число людей из наших «островных» микрорайонов к месту работы, учебы, отдыха, развлечений и т.п.


При всем этом необходимо еще решать смежные задачи, например, по созданию зон платных парковок, запрету стоянок и въезда на личном транспорте, побуждая граждан пользоваться общественным транспортом.


Важно решить проблему и с межмуниципальными маршрутами. Мы почему-то ее не замечаем. Давайте вспомним, как добирались в советское время из Благовещенска в Уфу. Маршрутка довозила пассажиров до стадиона «Нефтяник» или Колхозного рынка, а далее гость столицы пересаживался на городской общественный транспорт. Что происходит сейчас? Сев на маршрутку в Благовещенске, вы можете доехать аж до Центрального рынка Уфы. На первый взгляд, удобно для пассажиров. Однако таких направлений несколько десятков, на них выходят несколько сотен маршруток, которые вливаются в поток транспорта на проспекте Октября, отбирая пассажиров у других перевозчиков и перегружая уличную дорожную сеть. Проблема решается созданием транспортно-пересадочных узлов на въездных магистралях Уфы и организацией подвоза пассажиров в поселках и городах, которые охвачены городской электричкой, например, в Иглино.


И еще раз повторю: нужно создать равные условия для частных и государственных, в том числе муниципальных, перевозчиков. В отрасли сложилась уникальная для России ситуация, когда в привилегированном положении оказался частный сектор. Между тем для частников существует льготное налогообложение, они не выполняют множество отраслевых норм, их практически не проверяют... Частники пустые автобусы не гоняют, парковки не содержат, кабинеты медикам не лицензируют.


И еще об одном — о выборе единой цветовой гаммы для общественного транспорта Уфы. Предпочтение какому-либо цвету здесь нужно отдать не по принципу «нравится — не нравится», а исходя из характеристик по обеспечению безопасности и устойчивости к солнечному свету. И, наверное, не стоит перекрашивать уже существующий подвижной состав, так как это затратное мероприятие, и, опять-таки, качество окраски будет хуже заводского, да и покрасочных камер такого размера в Уфе не сыскать. Надеюсь, что комплексная программа развития общественного транспорта будет принята и реализована.

Опубликовано: 20.11.18 (09:25) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Радий Хабиров признался, что и сам начинал трудовой путь с рабочей специальности.   Деревянных горок в этом году нет, но ребятня все равно довольна.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.
  • Наряду с конкурсантами из республики в них принимают участие студенты из Москвы, Липецка, Казани и Оренбурга, сообщает пресс-служба министерства образования РБ.
Соревнования будут проходить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Сиб

Вернуться