Издательство «Республика Башкортостан»

Дорожная рулетка

Трамвая в Уфе можно и не дождаться — машина собьёт раньше

На такой остановке приходится уворачиваться и от машин, и от трамваев.
На такой остановке приходится уворачиваться и от машин, и от трамваев.
версия для печати
На такой остановке приходится уворачиваться и от машин, и от трамваев.

В редакцию позвонил обеспокоенный уфимец Анатолий Семенов. «Живу недалеко от Центрального рынка, а работаю на «Телецентре». На работу езжу на трамвае, — сообщил он. — Ждать его приходится между рельсов, поскольку остановка от проезжей части никак не отделена. Машины едут прямо по остановке, рискуя задавить пассажиров, не пропускают людей, даже когда подходит трамвай. Почему никого не волнует их безопасность?»

Вопрос о трамвайных остановках читатели, причем из разных частей города, задавали уже не раз. Чтобы предметно разобраться в вопросе, корреспонденты «РБ» отправились в рейд.

Манёвры среди пассажиров

Первым пунктом программы стала та самая остановка, которую описал Анатолий Семенов. Отправляемся на нее в утренний час пик и видим ту самую картину: десятка полтора человек сиротливо жмутся между рельсов, дожидаясь трамвая как в сторону центра, так и в обратном направлении. Остановка никак не оборудована: ни павильона, защищающего от дождя и ветра, ни ограждения, ни знаков, ни даже разметки — зигзага или белой линии.


Машины тем временем плотно идут в два ряда по довольно узкой проезжей части. Но кому-то этого места кажется мало. Иномарка с номером из одинаковых цифр с девушкой за рулем внаглую мчится прямо по рельсам. Ожидающие трамвай пассажиры ей явно мешают, и она недовольно сигналит.


Несколько машин подряд показывают левый поворот и прямо по остановке проезжают во дворы и к близлежащим магазинам. Присутствие людей, между которыми они маневрируют, их ничуть не смущает — место поворота, видимо, давно наезжено.


Наконец приближается трамвай, и начинается самое интересное. Пытаясь освободить пути, пассажиры отступают с рельсов вбок, но машины и не думают уступать территорию. Никто даже не пытается на время посадки-высадки перестроиться вправо, все продолжают двигаться в два ряда. Люди же оказываются в узкой щели между автомобилями и трамваем. Водители не останавливаются, и чтобы пропустить вышедших из вагона пассажиров: как ехали, так и едут дальше.


Садимся в трамвай и проезжаем пару остановок. На углу улиц Революционной и Карла Маркса трамвай открывает двери, а выходить-то, собственно, некуда, разве что спрыгивать на стоящие у светофора машины. Поворачивающие налево прижались вплотную к рельсам, на появление пассажиров явно не рассчитывая.


Аналогичные остановки мы увидели и в других местах: на улице Аксакова, Свердлова, Мингажева, на бульваре Ибрагимова, Большой Гражданской. Везде пассажиры рискуют жизнью и стоя у рельсов, и перебегая с тротуара при приближении трамвая. Время от времени это кончается трагедией. На слуху еще случай, когда на остановке «Улица Красина» автомобиль сбил на остановке двух женщин, ждущих трамвая. Но выводы из случившегося никто не сделал — не изменилось абсолютно ничего.

Незаметная для водителей

Для объективности мы выслушали и мнение водителей. «Езда по рельсам в попутном направлении не запрещена, — отметил по этому поводу Наиль Гарифуллин, стаж которого за рулем больше десяти лет. — А как я должен узнать, что вот именно в этом месте расположена остановка? Она же никак не обозначена, разве что сверху на проводах висит маленькая табличка. Но последнюю легко не заметить — вверх все время же не смотришь. Чтобы водители не нарушали, остановка должна быть видна издали».


Видны ли наши остановки? Только малая их часть. Прокатившись в сторону «Зеленой рощи», отмечаем, что некоторые из остановок немного приподняты, и редко где есть специальный знак, предписывающий объезд справа, в простонародье — «стрелка». Ограждения, которое могло бы защитить пассажиров от машин и летящей из-под колес грязи, нет нигде. Ну а на звание безопасных могут претендовать лишь остановки, где дороги рядом нет вообще.


В идеале, конечно, трамвайные пути должны быть изолированы от проезжей части, и в других городах и странах это давно поняли. Как и преимущество в этом случае трамвая: когда на дорогах пробки, рельсовый транспорт движется беспрепятственно. В Уфе же, где рельсы отданы на откуп машинам, пробки на путях в час пик образуются перед каждым перекрестком, и это прямо-таки наш тренд. Между тем по правилам дорожного движения за создание препятствий движению трамваев предусмотрен серьезный штраф. Но что-то не слышно, чтобы ГИБДД была этим вопросом сильно озабочена и кто-то из водителей, не уважающих трамваи, за это поплатился.

Бегом через дорогу

Чтобы изменить положение, надо прежде всего поменять само отношение к рельсовому транспорту — отдать ему приоритет на деле, а не на словах. И, конечно, обеспечить безопасность пассажиров, которые с конкурирующими с ними автомобилями находятся в разных весовых категориях.


Кроме уже упомянутого подъема остановочных площадок, установки ограждения и знаков есть и другие способы их защитить. Для этого достаточно изучить зарубежный или хотя бы московский опыт. Там трамвайные пути, расположенные посреди проезжей части, изолируют специальными барьерами, недоступными для машин. Светофор можно разместить не за остановкой, а перед ней и автоматически включать красный свет, когда подходит трамвай. Можно перенять практику, принятую в аэропортах: там проезжую часть напротив остановки приподнимают и обозначают яркой разметкой. Усомниться, что здесь остановка, или пролететь по ней с ветерком невозможно физически.


Заметим попутно, что в Уфе есть проблема и с самим расположением остановок и пешеходных переходов. Зачастую это сделано против всякой логики. На бульваре Ибрагимова, например, с открытием торгового центра «Яй» и расположенного в нем гипермаркета вопрос этот встал очень остро. Почти каждый раз, когда едешь на 22-м троллейбусе, кондуктор поясняет пассажирам: возле «Ленты» остановки нет. При этом ближайшие расположены на значительном расстоянии.


Через бульвар от гипермаркета располагается еще один торговый центр. Последствия предсказуемы: дорогу в неположенном месте пересекает поток людей. Оно и понятно — до ближайших официальных переходов действительно далеко. При этом обеспечить безопасность людей не составляет проблем: достаточно двух дорожных знаков и «зебры».


Другой аналогичный пример: улица Цюрупы напротив ТК «Центральный». Куча народа переходит дорогу там, куда выходят улица Якутова и межквартальный проезд по улице 50-летия Октября. Но светофор и официальный переход расположены дальше по улице, там, где «Уфа-Арена». А между тем нужен он здесь лишь от случая к случаю.


Безопасность же в городе понимают странно, километрами устанавливая заборы вдоль дорог, и зачастую в местах, где пешеходов не встретишь. «Загораживают, как скотину», — высказался об этой инициативе один пожилой уфимец. Мало того что выглядят ограждения некрасиво и убого, так и бе­зопасности не прибавляют. А вот неудобства создают: припарковался водитель у магазина, а попасть в него непросто: то ли обходить забор за пятьдесят метров, то ли перелезать через него. А если, не дай бог, случится авария, людей и машину об него попросту размажет.


Но, как гласит известная пословица, сытый голодного не разумеет. Может быть, чиновников, от которых зависит решение, лишить на время служебных машин и запретить ездить на личных? Пусть месяц-другой добираются на работу на трамвае, и тогда, возможно, у них появится желание изменить ситуацию к лучшему.

Между тем

По информации сайта юридической помощи автомобилистам, правила дорожного движения позволяют движение по трамвайным путям попутного направления только тогда, когда все другие полосы дороги заняты или автомобиль выполняет поворот налево, разворот или объезд. Однако он никоим образом не должен мешать движению трамвая.

Водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Кстати

СНИП предусматривает, что ширина посадочной площадки должна быть не менее 1,5 метра, а длина — на 5 метров больше длины вагона. Посадочные площадки на трамвайных остановках, совмещенных с проезжей частью, должны располагаться на 15 — 30 сантиметров выше ее поверхности. При расположении путей на одном уровне с проезжей частью остановки должны быть ограждены маркировочными линиями. На участках повышенной опасности для пешеходов, в том числе на междупутье, обязательна установка ограждений. На остановочных пунктах необходимо, как правило, предусматривать павильоны или навесы для пассажиров.

От редакции

Вопрос о цивилизованном обустройстве трамвайных остановок «РБ» предлагает включить в вынесенную на обсуждение уфимцев Стратегию социально-экономического развития города до 2030 года. Публичные слушания по документу состоятся 28 ноября.

Один из разделов Стратегии как раз посвящен развитию городского пассажирского транспорта. Документ, в частности, предполагает «создание условий для повышения привлекательности использования пассажирского транспорта и снижения доли пользования индивидуальным легковым транспортом». Речь в том числе идет о «развитии системы рельсового транспорта» и «создании удобных и безопасных транспортно-пересадочных узлов».
Опубликовано: 16.11.18 (09:18) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Радий Хабиров признался, что и сам начинал трудовой путь с рабочей специальности.   Деревянных горок в этом году нет, но ребятня все равно довольна.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Стороны обсудили вопросы укрепления взаимодействия, реализации совместных проектов, поддержки малого и среднего бизнеса в республике.
  • Наряду с конкурсантами из республики в них принимают участие студенты из Москвы, Липецка, Казани и Оренбурга, сообщает пресс-служба министерства образования РБ.
Соревнования будут проходить в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске, Сиб

Вернуться