Вся великая музыка уже написана

Вдохновение — это для дилетантов, считает композитор Владимир Купцов
Музыка — это счастье, имея которое, забываешь о деньгах и славе, утверждает композитор.Музыка — это счастье, имея которое, забываешь о деньгах и славе, утверждает композитор.
версия для печати
15 | 15

Театр оперы и балета открыл сезон ярко, зрелищно, можно сказать, патриотично, порадовав меломанов премьерой балета «Аленький цветочек» по сказке нашего великого земляка Сергея Аксакова. Праздник случился: все сложилось в картину, радующую глаз и ухо. Классическая «говорящая» хореография, которая, сколь бы пренебрежительно ни относились к ней нынешние режиссеры, воспринимается куда более внятно и интересно, нежели ломающие танец современные изыски. И музыка — льющаяся легко и просто, как дыхание, мелодичная и ласковая, будто гладящая тебя по голове, как мама, которая когда-то в детстве рассказывала тебе на ночь сказки. Именно то, что нужно, чтобы «прочитать» — уже в который раз и все с тем же наслаждением — последнее произведение Сергея Тимофеевича.


Собственно, так и должно быть, ведь к созданию балета приложили руку профессионалы: хореограф-постановщик Андрей Петров, художник-постановщик Григорий Белов, художник по костюмам Ольга Полянская — все московская команда.


К ним же можно было бы причислить и автора чудесной музыки Владимира Купцова, если бы не знать, что он уроженец Бирска. Учившийся в Уфе и в Москве у Тихона Хренникова, оставившего о нем лестный отзыв: «Талантливейший композитор, всегда добивающийся убедительности в выражении своих намерений. Великолепнейший пианист и блестящий импровизатор в джазовой манере. Владимир Купцов, несомненно, перспективнейший композитор, которому принадлежит веское и самобытное слово в развитии отечественной музыкальной культуры».

 

Есть ли у музыканта детство


— В музыку пошли добровольно или родители настояли?


— Мама была простым советским врачом, папа — простым советским инженером, и в роду у нас профессиональных музыкантов не было. Но мама играла на пианино дома, пела романсы, советские песни — за плечами у нее была уфимская музыкальная школа-семилетка № 1, которую позже закончил и я. Из Бирска-то мы уехали, когда мне было три-четыре года. Так что в семье у нас было такое милое домашнее музицирование. Вот мама и заразила меня музыкой.


Вообще, конечно, она хотела, чтобы я тоже стал врачом, и после восьмого класса постановила: «Пойдешь в девятый, а потом в мединститут, станешь хирургом». Но я уже был захвачен в плен музыкой — никто не знает, отчего и как эта любовь рождается в душе. И пошел не в мединститут, а в уфимское училище искусств, затем в уфимском институте искусств изучал композицию. А в 1987 году перебрался в Москву и уже там закончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции у Тихона Хренникова.


— Меня всегда интересовал вопрос: девочки как существа более эмоциональные чуть ли не строем идут в творческие специальности — учатся живописи, музыке, а известность получают мужчины.


— А только мужчины двигают искусство. Хотя очень часто девочки бывают гораздо талантливее мальчиков. У женщин другое предназначение: родить, воспитать и вырастить детей. И на этом развитие их талантов заканчивается.


— Грустно...


— А что делать? Оперные, к примеру, солистки в большинстве своем одиноки. Вообще, те, кто делает карьеру в искусстве, одиноки. Семья и искусство — две вещи несовместные. Творчество требует полного погружения, нужно работать по 12 часов в день без выходных, отпусков, всю жизнь, годами, десятилетиями и даже иной раз без зарплаты, получая только удовлетворение от того, что ты занимаешься любимым делом. Именно тогда что-то может получиться.


— Так детства-то у вас настоящего, получается, не было...


— Не было. После школы мои друзья пинали мяч, а я шел из общеобразовательной школы в музыкальную. Не было ни детства, ни юности, ни молодости, да и сейчас ничего нет. Одна музыка и мой сын.


— От этого с ума сойти можно.


— Да нет, это счастье великое — мне больше ничего и не нужно.


— Ваше первое самостоятельное произведение?


— Я начал музыку писать не рано — в семнадцать лет. Это были прелюдии для фортепиано. Я ходил тогда как раз в училище и брал уроки у композитора Евгения Земцова. Не назову эти прелюдии «произведением». Мне сейчас 54 года, и я честно скажу, что стал настоящим композитором лет в 40 — 45. А до этого шел подготовительный этап. Это как въезд в горную местность: сначала дорога поднимается серпантином, а потом уже вершина. Не бывает так: равнина, а потом вдруг гора. Все эти годы я шел по серпантину, дорогой к вершине.


Принеси мне музыку


— Вы окончили аспирантуру под руководством замечательного композитора Тихона Хренникова. Можно несколько слов о нем?


— Это потрясающая личность. Помимо того, что он великий композитор XX века — на уровне Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского. В течение 40 лет он возглавлял Союз композиторов СССР.


Пожалуй, самым потрясающим фактом в его биографии был ночной разговор со Сталиным в Кремле, после чего, как правило, многие просто не возвращались. Он убедил Сталина в том, что инструментальная музыка — это абстрактный вид искусства, она не «за» и не «против» советской власти. А значит, не нужно сажать и уничтожать Шостаковича и прочих композиторов. Он просто сохранил им жизнь, в то время когда погибали режиссеры, актеры, писатели.


А как его ученик, скажу вот о чем: искусство, как известно, бывает традиционное и современное — модерн. Вот эти самые первые свои модерновые произведения я и принес вначале Тихону Николаевичу. Он сказал только одно: «Принеси мне музыку». Я вообще традиционный композитор, пишу в академическом стиле: музыку простую, ясную, понятную для всех. В ней присутствует мелодизм — от первой до последней ноты. Пример тому — ваша премьера «Аленького цветочка».


Мои любимые композиторы — это композиторы XIX века: Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Глинка, Верди, Пуччини. Их талант мне неподвластен и непонятен. Я стремлюсь хотя бы на миллиметр приблизиться к этим гениям. Это моя планка. Музыка XX века значительно уступает музыке предшествующих столетий.


— Вы пишете музыку самых разных жанров: перечислять — занятие неблагодарное, список длинный. Это у вас как случается: периодами или вперемешку — куда вдохновение занесет?


— Не могу точно сказать. «Аленький цветочек» я писал два года, а в перерывах сочинил хоровой цикл на стихи Лермонтова, несколько концертов, песни, порой в день — по песне, киномузыку.


К слову, киномузыка — единственный жанр в мире, на котором композитор может заработать. Но конкуренция огромнейшая. Дай бог, попасть в год в один фильм или сериал. И не только из-за денег. Ленту с твоим именем в титрах увидят миллионы зрителей, запомнят — и это, конечно, приятно.


Но вообще для меня музыка — это счастье, имея которое, забываешь о деньгах и о славе.


А вдохновение — это, на мой взгляд, для дилетантов, не для профессионалов. Каждый день сидишь, работаешь без выходных, десятилетиями, и тогда стоит только прикоснуться к клавишам, и музыка сама возникает от этого соприкосновения. Это высочайший профессионализм, который нарабатывается, повторюсь, трудом и со временем. Композитор — это рабочий у станка, шахтер в шахте. И тогда — балет, концерт, опера, симфония — все написать можно: музыка отвечает тебе благодарностью за то, что ты посвятил ей всю жизнь, вывел на свет.


Кровавая графиня и Крысолов


— Я не нашла среди ваших произведений оперных сочинений.


— Их там действительно нет. Я только собираюсь писать оперу «Иван Грозный». Это потребует два-три года моей жизни. Мне вообще интересна русская история и хочется продолжить список великих опер, таких как «Борис Годунов», например. Кстати, что интересно, опера «Иван IV» существует, и написал ее... Бизе. Правда, найти ее очень трудно. Я пока так и не смог послушать.


У меня есть три мюзикла: опять же исторический — о кровавой графине Элизабет Батори, которая принимала ванны с кровью молодых девушек-девственниц для омоложения, «Волшебная дудочка» — для детей по легенде о Крысолове и «Свадьба Дон Жуана» на стихи прекрасного московского поэта Олега Грисевича, написавшего стихи для всех моих мюзиклов.


А вот для оперы надо созреть. Бородин писал «Князя Игоря» 18 лет. Вот так работали люди. Зато это шедевр: там плакать хочется на каждой минуте.


В общем-то, вся великая музыка уже написана до XX века: Чайковским, Рахманиновым, Бизе. В XX веке музыкальная культура, я считаю, просела. При всем величии Шостаковича и Прокофьева их произведения на порядок ниже, не побоюсь этого сказать. А XXI век — это уже деградация: и в литературе, и в живописи. Последние сто лет композиторы пишут авангард — музыку, которую невозможно слушать.


— А среди исполнителей столь же низок уровень?


— Очень достойный исполнитель —Денис Мацуев. Недавно я написал 24 романтических поэмы, концерт и осенью понесу ему, я уже давал ему свои произведения, он планирует их сыграть. Плюс он очень хороший человек.


— Вопрос немного не в тему: на вашем сайте много интересных фотографий, в том числе и с де Ниро. Как сдружились?


— Он частенько приезжает в Москву, причем инкогнито. У де Ниро в столице два своих ресторана. В 2000 году он тоже приезжал — продюсировал фильм о сотрудничестве и противостоянии КГБ и ЦРУ. Его катали на теплоходе по Москва-реке. Меня тоже пригласили туда, специально поставили рояль: я пел и играл свои произведения. Ему сразу их переводили. Видимо, музыка ему понравилась, потому что, как мне передавали недавно, он об этой прогулке и музыке помнит.


— Как же народился на свет ваш «Аленький цветочек»?


— Года три назад я написал балет «Дмитрий Донской» и показал сочинение основателю и руководителю Кремлевского балета Андрею Петрову. Оно ему очень понравилось. И он предложил мне написать балет на сюжет какой-нибудь русской народной сказки. Я их перечитал все — около 200 сказок, мне хотелось найти такую, где была бы любовная романтическая история. Обнаружилась одна-единственная великая сказка великого писателя Аксакова. Сложился классический балет на прекрасную сказку с русской мелодичной, ясной музыкой.

Опубликовано: 14.11.17 (09:09) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий

По договору  Агентство Derex
AHOHC
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
2.11.2017
Как читать нас на смартфоне
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!

«Республика Башкортостан» — путеводитель по событиям
По договору  ООО Талант Медиа
ВКОНТАКТЕ
FACEBOOK
Комментарии читателей
Башкирия первая по рогам и вторая по молоку
веселый молочник 2017-11-22 07:49:42
Если валовый надой 1,5 млн, то товарное молоко всего 600 тысяч тонн Неужели телята столько пили.... далее
Горячий стаж Байгутлиных («Ветеран») 26.12.13 (10:55)
Байгутлина Мадина Габделхалим кызы 2017-11-18 18:17:57
Здравствуйте, дорогие родственники! Случайно увидела Вас на фото и удивилась, похожи лицом на... далее
В Башкирии задержана банда вымогателей
Махмуд Аббас 2017-11-18 10:01:43
Там, где слабы правоохранительные органы, всегда появляется эта нечисть.... далее
Элизабет превращается в Анну (Культура) 09.11.17 (10:14)
Оксана Шмидт 2017-11-10 18:39:38
Здорово! Очень ждём фильм! тётя Лиза сестра моего отца. Гордость берет за нее и обида за столь... далее
Ниточка-иголочка, красная звезда… (Cоциум) 09.11.17 (10:13)
Кто-то 2017-11-10 18:02:35
СЛАВНО ЖИТЬ БЕЗ САМООБМАНА…
А БЕЗ ИДЕАЛОВ?
22 апреля 1870 года в Симбирске родился Владимир Ильич...
далее
Обучение музыке – не дрессировка (Культура) 16.10.17 (12:36)
Любовь Арсланова 2017-11-07 23:20:21
Очень грамотно и профессионально!!!... далее
Обучение музыке – не дрессировка (Культура) 16.10.17 (12:36)
Неля соседка) 2017-11-07 22:28:33
Юля, классное интервью...впрочем, всё, что вы делаете! Могу лишь поспорить про малышей
...детям...
далее
Кошмар в большом городе (Культура) 13.10.17 (13:54)
Елена Замрий 2017-11-03 08:43:15
Любимому городу следовало бы дарить лучшее, а не что попало. Молодое поколение людей, желающих... далее
И такая дребедень каждый день… (Cоциум) 01.11.17 (19:11)
Марият Артюхова 2017-11-02 13:43:15
{Вацап, хорошая вещь. Знаешь, что твориться в школе с детьми. У меня учатся трое детей. Никогда не... далее
"Салават Юлаев" разгромлен во Владивостоке - 1:5
у лан 2017-10-31 22:55:08
Приезжайте в наш колхоз играть! Вам не место в КХЛ!


...
далее
В Туймазах – ДТП со смертельным исходом
Александр 2017-10-31 11:52:53
Эти лежачие полицейские стоят копейки. Но всем насрать на человеческие жизни... далее
В Башкирии запущен интернет-ресурс для изучения башкирского языка
Галина ПЕТРОВА 2017-10-30 16:10:10
Мы обычно Анонимам, стесняющимся даже себя назвать, не отвечаем. В качестве исключения сообщаем:... далее
Ещё комментарии читателей

ФОТОАЛЬБОМ