Сергей. Почти Есенин

Мама с папой таким создали, остальное сверху пришло, считает Никоненко
версия для печати
7 | 7

Организаторы второго кинофорума «Золотая коллекция Госфильмофонда», прошедшего в Уфе, порадовали не только киногурманов, включив в программу хорошо знакомые, но немного подзабытые советские художественные фильмы и уникальные документальные ленты. Они подарили зрителям творческие встречи с людьми, без которых немыслимы радости, печали, смех и слезы, льющиеся в полутьме кинозала. Открыл форум народный артист РСФСР Сергей Никоненко, творческий вечер которого прошел в уфимском кинотеатре «Родина».

 

И шесть Салаватов в подарок


— В каком фильме в ближайшее время мы можем вас увидеть?


— Да я и сам хотел бы увидеть себя на экране кинотеатра. Не хочется жаловаться, но еще в 2014 году я снял свой шестнадцатый фильм как режиссер по рассказам Василия Шукшина, ему как раз в том году исполнилось бы 85 лет. В нем сыграли замечательные артисты: Валерий Баринов, Нина Усатова, Станислав Любшин. И сам не утерпел — тоже сыграл. В 2015 году получил за этот фильм на пяти фестивалях главные призы, в том числе и на кинофоруме на родине Шукшина. Где сейчас картина? Я не знаю, как не знаю и того, что у нас происходит с прокатом. На Первом канале 8 лет уже лежит мой сериал «Аннушка» — без аморальщины, с хорошими актерами. Меня спрашивают: «А у тебя много стреляют?» — «Один раз, в 16-й серии» — «Что ж ты хочешь?».


Я не только режиссирую, но и снимаюсь, но где посмотреть на себя, любимого, не знаю. Кого только не переиграл — по профессии и по национальности — француза, испанца, еврея: одного я играл, другого — Джигарханян. Это был фильм «Анекдотиада», снятый на Одесской студии в 1993 году. Сейчас играю в ленте о строящемся мосте через Керченский пролив — 223-я роль за 57 лет. Грандиозное строительство, все в движении, даже немного страшно находиться среди всего этого. Я играю татарина, наверное, скоро и до башкира доберусь.


Тем более, в Уфу я уже с 70-х годов постоянно приезжаю. Еще со времен премьеры «Инспектора ГАИ», был такой фильм с Никитой Михалковым. И чуть не в каждый приезд мне дарили или чугунного Салавата Юлаева, или играющего на курае башкира. Музыкантов таких у меня штук восемь и Салаватов штук шесть. В этом году весной я уже был здесь, играл спектакль «Следствие ведут дураки».


Кстати, могу с гордостью сказать, что сыграл в буквальном смысле немалую роль в карьере Никиты Михалкова как режиссера. Я был занят и в его курсовой работе, и в дипломной тоже, на военную тему. Я вообще много воевал, правда, только на экране. Для меня такие роли священны — это моя дань войне, из которой я помню только салюты: мне было тогда четыре года. А вот папа воевал на легендарной «катюше». Остался жив.


Хорошо помню дядю Андрюшу: в середине апреля 45-го года он приехал на три дня, потом уехал обратно и за два дня до окончания войны погиб.


— Военный, милиционер, слесарь, колхозник — это все вы. Что помогает вам столь убедительно перевоплощаться?


— Это уж каким мама с папой создали, а все остальное сверху пришло, не иначе пометили. Я определился с будущей профессией рано — лет в тринадцать. Вообще-то сначала хотел быть фокусником. В школе любил выступать перед одноклассниками, как раз фокусами их удивляя: платочки, шарики отовсюду доставал.


Я и сам придумал фокус. Просил у кого-нибудь сто рублей, а это была большая такая бумажка, правда, не всегда она водилась в кармане у учеников. Давали, как правило, по трешке. Я клал деньги в конверт, поджигал. Номер купюры предварительно записывали на доске. Затем подкидывал спичечный коробок — на дне под спичками лежали эти три рубля. Меня всегда просили на бис повторить.


Притяжение Сивцева Вражка


— Вас ведь в честь Сергея Есенина назвали?


— Это правда. Когда один юноша за мамой ухаживал, все время соблазнял ее его стихами. Стихи ей понравились, а юноша — не очень. Она вышла за папу.


Давно, уже в 1971 году, я сыграл Есенина в ленте «Пой песню, поэт!» Снимал ее гениальный Сергей Урусевский, которому Пабло Пикассо за фильм «Летят журавли» подарил пять своих картин: на такую «пятерку» он оценил этот фильм.


Вот с тех пор я с этим образом и не расстаюсь. Двадцать с лишним лет тому назад нашел квартиру в руинах — там бомжи боялись ночевать — в семиэтажном доме на первом этаже, окна были выбиты, можно было упасть в подвал, пролетев метра четыре. В ней часто бывал поэт: там жили его жена Анна Изряднова и сын Георгий — с трагической судьбой. В 22 года он был репрессирован и расстрелян.


Год комиссия по охране памятников все исследовала и выдала мне документ: квартира 14 по адресу: Сивцев Вражек, 44, является новым выявленным памятником литературы и искусства. Года полтора я ходил по чинованикам, которые меня предупреждали: «Сергей Петрович, здоровье потеряете, и ничего не получится». Все случилось с точностью до наоборот.


Музей есть. Сегодня там около 2 тыс. единиц хранения: прижизненные издания, живописные полотна, личные вещи, скульптуры. Пока государство не помогает. Вообще квартира находится в уникальном дворике, думаю, такого больше нигде нет. В разные времена там жили Пушкин, Андрей Белый, историк Сергей Соловьев, его сын поэт Владимир Соловьев, Петр Чайковский, составитель словаря русского языка Ушаков, останавливался Александр Блок. Всех будто тянуло к этому месту.


И вот Есенин. В 19 лет он пришел к Блоку, выглядел, как мальчишка, на 15 лет. В 1916 году его призвали в армию. Он служил медсанбратом в госпитале, а туда периодически приезжали дочери Николая II. И вот 17 июля 1916 года — непростое число — Есенина вызвал в Екатерининский дворец адъютант его Императорского Величества полковник Ломан и, выдав бумагу и карандаш, приказал: «Пиши приветственные стихи царице и Великим княжнам, которые приедут и будут работать сестрами милосердия в госпитале». И Есенин написал стихи — пророческие: «В багровом зареве закат шипуч и пенен, березки белые горят в своих венцах, приветствует мой стих младых царевен и кротость юную в их ласковых сердцах. На ложе белом в ярком блеске света рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть, и вздрагивают стены лазарета от жалости, что им сжимает грудь. Все ближе тянет их рукой неодолимой туда, где смерть кладет печать на лбу. О, помолись, святая Магдалина, за их судьбу». А ровно через два года — день в день — эти девочки будут казнены в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге.


После 1917 года в литературу мутным потоком хлынули бездари. Они утверждали, что наша литература должна начинаться с 1917 года, а все, что было до того — эти Пушкины, Лермонтовы, Толстые, — на помойку. Есенин с ними не церемонился и отправлял по очень далекому адресу. У меня даже есть палка с документом, подтверждающим, что ею он отлупил одного пролеткультовца.


Ярлыков на него вешали много: хулиган, алкоголик, бабник. Я все говорю: давайте разберемся, этот алкоголик с 1915 до 1925 год, то есть за десять с небольшим лет издал 31 книгу? Это алкоголик так работал? Бабник? А кто ж не влюблялся? Влюбленность — необходимое состояние души поэта.


Я еще одну скульптуру есенинскую заказал — из бронзы. Обращался за помощью к государству — только орден дали, четвертый, Александра Невского.


Надо сказать, чему я сильно был удивлен, — поэты пользовались рифмовником: три брошюры, сшитые вместе, а там в столбик рифмы. Поэты добавляли и свои. Почерк Есенина я знаю, как свой: как и в какие годы он писал каждую букву. И я нашел в этом рифмовнике такое четверостишие: «Я и сам когда-то, сокол, лоб над рифмами раскокал, нет алмазов среди стекол, не ищи вокруг да окол».


Петрович, попридержи коней


— Как считаете: наш кинематограф — пациент, который скорее жив, чем мертв?


— Проблем у нас много. Еще с тех пор, когда президентом гильдии артистов российского кино назначили великую актрису Малого театра Александру Яблочкину. Она, кстати, свой театр презентовала так: «Наш прославленный академический императорский ордена Ленина Малый театр».


Есть хорошие веяния — я бы так сказал — не тенденции. Но мы потеряли прокат. Наши ленты не нужны: нет и не надо. Знаете ли вы о том, что «Мосфильм» был складом до 1996 года? В год снималась одна картина, а до этого 42 — это был плановый показатель. А какие это были картины, какие режиссеры работали на «Мосфильме»!


В 1996 году начал снимать свою ленту «Время танцора» Вадим Абдрашитов. Он предложил мне роль, я пришел на «Мосфильм». И вот представьте себе производственное здание метров сто, пятиэтажное, и на всех этажах вздутый от протечек паркет, выбитые стекла, на третьем этаже меня обогнала стая собак. Я подумал: «Все. Я на пепелище». Но пришел, слава богу, Карен Шахназаров. Потихоньку все стало возрождаться как-то. Сейчас там экскурсии проходят с 10 до 6 вечера. Есть замечательный музей с костюмами, в которых снимались актеры: Самойлова — играя Анну Каренину, Черкасов — Ивана Грозного. Причем Шахназаров успевает еще и кино делать очень хорошее. «Анна Каренина» мне понравилась, и не понимаю, почему так на Лизу Боярскую набросились. Я играл с ней в ленте «Парк Советского периода».


Фильм мне запомнился, потому что мне комплимент отвесил, к сожалению, недавно ушедший из жизни Мухтарбек Кантемиров. В финале, когда бандиты окружили героев, я, как Чапаев впереди на коне, рвусь их спасать, шашкой кручу, за мной — 20 конников-джигитов и еще 40 милиционеров конных. Раз дубль, два, три. Оператор говорит: «Ребята, да что ж такое — у нас на экране один Никоненко, что вы отстаете?». Кантемиров ко мне подъехал и сказал: «Петрович, попридержи коня». Это было невероятное счастье. Я, конечно, верховой ездой занимался немного, бильярдом, кстати, тоже. Играющие в фильме «Классик» Гуськов и Будрайтис понятия не имели, что это такое. А там видно, кто внимательный, что несколько ударов я делаю сам.


— «Классика», говорят, вы считаете одной из самых своих удавшихся ролей.


— Приятно, конечно, когда тебя замечают. Лев Кассиль, помню, в фильме «Люди и звери» меня отметил. Но когда свой брат артист на фестивале «Созвездие», где в жюри тоже артисты, награждает — вот это дорогого стоит.

 

Десятая муза/


А вы смотрели первый фильм ужасов?


В Уфе прошёл II кинофорум «Золотая коллекция Госфильмофонда»

 

Отрадно, что фестиваль, отсчитавший вторую годовщину, не превратился в формальное мероприятие. В этом году в нем поучаствовали не только города республики — Уфа, Дюртюли, Белорецк, Октябрьский, Кумертау, Учалы, Благовещенск, Мелеуз, но и Дуванский, Татышлинский, Федоровский, Бижбулякский районы.

 

Таких друзей, как Госфильмофонд, в лице руководителя отдела спецпроектов Андрея Бычкова, к слову, уроженца Октябрьского, следует привечать и обласкивать: почти 70 лет организация хранит мировую историю кинематографии. Например, самая первая кинолента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», как известно, идет всего 48 секунд, однако в Госфильмофонде сохранена 20-минутная полная версия. Впрочем, как полушутливо считает открывавший форум Сергей Никоненко, «Прибытие поезда» был первым фильмом ужасов — когда его показывали, вызывали кареты «скорой помощи» для особо чувствительных дам, падающих в обморок. А вот действительно пионером кинематографии стала лента «Выход рабочих с фабрики», просветил Сергей Петрович. Создателями были все те же братья Люмьер, и фабрика принадлежала им же. Он шел 40 секунд: ворота открываются, все вышли, ворота закрываются. Все. Кончилось кино.


Фестиваль действительно набирает обороты: в этом году впервые прошла акция «Госфильмофонд — детям». Для зрителей было подготовлено театрализованное представление, немалый интерес вызвали мультики, созданные в 20 — 40-х годах прошлого века.


Форум «разветвился» на развлекательную и деловую части — кинопоказы, лекции и мастер-классы для молодых кинематографистов.


Несомненный интерес у киногурманов вызвали документальные фильмы: «Из Нью-Йорка в Ясную Поляну» (режиссер Ф. Эрмлер) — о том, как письмо Льва Толстого перевернуло жизнь двух друзей, и «Рукописи Пушкина» (режиссер С. Владимирский), доказывающий, что фильм может быть не просто средством развлечения, но и методом изучения, в данном случае рукописей великого поэта.


В ноябре планируется еще одна совместная акция — «Башкирская Лениниана»: в Госфильмофонде собрали и отреставрировали фильмы к 100-летию Октябрьской революции.


Лента «Гибель сенсации» (режиссер А. Андриевский) транслировалась в сопровождении тапера, возвращая зрителей в забытые времена жеманных барышень и усатых любезных кавалеров. А сенсацией, к счастью, не погибшей, стал стереофильм «Робинзон Крузо», созданный в нашей стране в 1947 году. Благодаря специалистам Госфильмофонда его можно было увидеть в наисовременнейшем формате ЗD.


Хотелось бы, однако, чтобы подобные форумы привлекали внимание не только киногурманов, но и самой широкой публики. Ведь они не просто воспитывают зрительский вкус, но и доставляют удовольствие от общения с такими замечательными актерами, как Сергей Никоненко, к слову, глубоко интеллектуальным и эрудированным человеком.


Справка


Фестиваль Госфильмофонда проходит в соответствии с соглашением о сотрудничестве, заключенным между этой организацией и Союзом кинематографистов Башкортостана.

Опубликовано: 26.10.17 (19:08) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий

По договору  Агентство Derex
AHOHC
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
2.11.2017
Как читать нас на смартфоне
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!

«Республика Башкортостан» — путеводитель по событиям
По договору  ООО Талант Медиа
ВКОНТАКТЕ
FACEBOOK
Комментарии читателей
Башкирия первая по рогам и вторая по молоку
веселый молочник 2017-11-22 07:49:42
Если валовый надой 1,5 млн, то товарное молоко всего 600 тысяч тонн Неужели телята столько пили.... далее
Горячий стаж Байгутлиных («Ветеран») 26.12.13 (10:55)
Байгутлина Мадина Габделхалим кызы 2017-11-18 18:17:57
Здравствуйте, дорогие родственники! Случайно увидела Вас на фото и удивилась, похожи лицом на... далее
В Башкирии задержана банда вымогателей
Махмуд Аббас 2017-11-18 10:01:43
Там, где слабы правоохранительные органы, всегда появляется эта нечисть.... далее
Элизабет превращается в Анну (Культура) 09.11.17 (10:14)
Оксана Шмидт 2017-11-10 18:39:38
Здорово! Очень ждём фильм! тётя Лиза сестра моего отца. Гордость берет за нее и обида за столь... далее
Ниточка-иголочка, красная звезда… (Cоциум) 09.11.17 (10:13)
Кто-то 2017-11-10 18:02:35
СЛАВНО ЖИТЬ БЕЗ САМООБМАНА…
А БЕЗ ИДЕАЛОВ?
22 апреля 1870 года в Симбирске родился Владимир Ильич...
далее
Обучение музыке – не дрессировка (Культура) 16.10.17 (12:36)
Любовь Арсланова 2017-11-07 23:20:21
Очень грамотно и профессионально!!!... далее
Обучение музыке – не дрессировка (Культура) 16.10.17 (12:36)
Неля соседка) 2017-11-07 22:28:33
Юля, классное интервью...впрочем, всё, что вы делаете! Могу лишь поспорить про малышей
...детям...
далее
Кошмар в большом городе (Культура) 13.10.17 (13:54)
Елена Замрий 2017-11-03 08:43:15
Любимому городу следовало бы дарить лучшее, а не что попало. Молодое поколение людей, желающих... далее
И такая дребедень каждый день… (Cоциум) 01.11.17 (19:11)
Марият Артюхова 2017-11-02 13:43:15
{Вацап, хорошая вещь. Знаешь, что твориться в школе с детьми. У меня учатся трое детей. Никогда не... далее
"Салават Юлаев" разгромлен во Владивостоке - 1:5
у лан 2017-10-31 22:55:08
Приезжайте в наш колхоз играть! Вам не место в КХЛ!


...
далее
В Туймазах – ДТП со смертельным исходом
Александр 2017-10-31 11:52:53
Эти лежачие полицейские стоят копейки. Но всем насрать на человеческие жизни... далее
В Башкирии запущен интернет-ресурс для изучения башкирского языка
Галина ПЕТРОВА 2017-10-30 16:10:10
Мы обычно Анонимам, стесняющимся даже себя назвать, не отвечаем. В качестве исключения сообщаем:... далее
Ещё комментарии читателей

ФОТОАЛЬБОМ