Этот многоликий Латыпов-Догадов

Заставить зрителя заплакать легче, чем засмеяться, считает актёр
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: Булат ГАЙНЕТДИНОВ
версия для печати
2 | 2

Несмотря на великое разнообразие ролей, которые значатся в его послужном списке, все их, пожалуй, объединяет одна черта, присущая персонажам заслуженного артиста РФ Латыпова-Догадова. Это обаяние, харизматичность, подкупающие как отдельных зрителей, так и целые коллективы, оставляющие ему после спектакля эмоциональные признания: «Потрясающая актерская игра, столько мы еще не смеялись, отличный вечер, отличные импровизации с залом, добрая энергетика. Было весело! Очень впечатлили! Институт экономики УГНТУ». Плюс, думается, еще и несомненная достоверность игры: кажется, что Владимир Геннадьевич попросту «надевает» на себя образ, так же естественно, как, говорят, он умеет носить костюмы любых эпох. Хотя, конечно, за легкостью игры кроются труд, бесконечная любовь к профессии и, разумеется, немалый опыт, скопившийся к 55 годам.

 

Первые шаги под флейту


— Насколько знаю, росли вы в семье творческой. Папа был музыкантом, а мама вроде стихи и прозу читала?


— Родители работали в Доме культуры. Мы жили тогда в Ханты-Мансийском округе, он был не такой, как сейчас, а просто большая деревня. Причем везде, начиная с Тюмени. Мы туда из Октябрьского к отцу переехали, который был худруком эстрадного и духового оркестров в Доме культуры, мама работала кассиром. Самодеятельность там очень сильная была, и не только она. Все благодаря потрясающему человеку — первооткрывателю сибирской нефти Фарману Курбан-оглы Салманову, который не только нефтью занимался, а вообще натурой творческой был. Он выбрал на юру живописное место — там образовался поселок Горноправдинск, в котором жизнь просто закипела. У нас и футбольная команда неплохая была. Что говорить, если я занимался игрой на фортепиано у однокурсницы Муслима Магомаева, правда, не певицы — пианистки. Салманов ее как-то к нам сумел затащить.


Он собрал со всей страны такую разношерстную творческую команду! Народ был интересный: 60-е годы, оттепель. В Горноправдинске ему памятник поставили.


Мама моя всегда к актерству тянулась, в нашем доме не переводились журналы «Экран» и «Театр». Отец играл на флейте и на саксофоне. Рассказывали, когда я маленький был, он даже ходить учил меня под флейту.


А я цирком семь лет увлекался, делал все: жонглировал, эквилибристикой, акробатикой занимался.


Когда кончается театр


— А как в Уфу перебрались?


— У меня родственников в Уфе было очень много. Я сюда часто приезжал. Надо было уже что-то решать, как-то определяться с местом жительства, и мы купили кооперативную квартиру.


А дальше: случайно заглянул к соседке, у нее толстый справочник валялся, и я стал искать, есть ли что в Уфе, связанное с актерством. Мне повезло: в институте искусств на актерский факультет набор шел раз в четыре года. И это был как раз тот год, когда я решал, куда поступать.


— Вы попали к легендарному Мельниченко. Что можете о нем сказать?


— Что мне необыкновенно повезло. Выпускники нашего курса, думается, известны театралам: это Саша Федеряев, Татьяна Макрушина, Ирина Агашкова. Хотя он нас только первый курс вел, но, наверное, это было самое важное время — дать некий правильный посыл, и Мельниченко это сделал. Потом мы в разные руки попадали, что тоже хорошо: в театр пришли уже готовые ко всему. А Мельниченко — он педагог с большой буквы. Не торопился, не требовал сразу выдать результат, старался в каждом уловить индивидуальность, развивать согласно ей. У режиссеров сейчас, к сожалению, часто не хватает терпения, а оно у них, как и у педагога, должно быть в первую очередь.


— У вас к тому времени были любимые актеры, — быть может, из тех, чьи портреты в кинотеатрах висели?


— У меня были любимые фильмы. И нередко эта любовь, к моему удивлению, не совпадала с реакцией зала, в котором я часто оставался один. Помню, смотрел ленту Шепитько «Восхождение» — ушли почти все. А я сидел и плакал и до сих пор эти чувства помню.


— Вы с Тимуром Гариповым получили приз «За лучший дуэт» в спектакле «Приглашаю в вечность, Ваше Величество!» на Республиканском фестивале «Театральная весна». Прекрасный спектакль о гениальном актере Кине IV. Так власть и искусство — две вещи несовместные?


— Считаю, что несовместные. Они, как государство и церковь, должны существовать по отдельности. Знаем мы это, проходили: если есть цензура, о каком искусстве можно говорить? Хотя иногда меня коробит от вседозволенности тоже. Все очень частно. У каждого режиссера — свой театр. Ушел режиссер — кончился театр. Вот уйдет сейчас старенький Марк Захаров, что будет с театром, бог его знает.


Антреприза, как в Европе, для меня тоже неприемлема. Режиссер Паоло Ланди, который приезжал к нам, говорил: «Вы не понимаете, какие вы счастливые». Антреприза для меня приемлема только в том виде, в каком она в XIX веке была, — с антрепренерами, меценатами. То, что привозят к нам, — это нечестно. Актеры эти киношные оказываются на самом деле безголосыми: всех слышно, а их нет. Хотя спектакль Безрукова, например, — это не антреприза, а, скорее, проект, программа. Не занавесочка и три табуретки вместо декораций.


Сойти с ума от роли


— Вы говорили, что слух вам от папы достался. Дар впустую не пропал — вы дипломант Республиканского телевизионного конкурса «Поют актёры театра».


— Это был первый такой конкурс, волнительный, но и бесшабашный тоже. Пел я, помню, песню Градского «Мне нужна жена» и свою песню — «совместного производства» с нашим прекрасным фотографом Николаем Марочкиным. Я, когда в вуз поступил, поехал отдыхать на Байряшку. Оказался с ним на одном теплоходе, потом в одной палатке, сдружились. Он был «старик» — 24 года, женатый, с ребенком, работал на заводе. Вот он и сочинил стихи. А музыку на берегу прямо у костра написал какой-то человек, даже не знаю, кто. Я немного над ней поработал — случилась песня.


— Зрители оставляют восторженные отзывы о вашей игре в спектакле «Венецианские близнецы». Насколько сложно было работать над ролью — ролями близнецов?


— Меня убедил сыграть в этом спектакле Паоло Ланди. Мне-то было уже за сорок. И я очень удивился его предложению сыграть этакого молодого живчика. А он мне: «Осторожно, осторожно… Это Гамлет в своем роде». Он знал, что говорил: Ланди уже ставил «Близнецов» в Самаре, и молодой актер, играющий эту роль, сошел с ума. Что-то там с его психикой случилось. Тут меня зацепило. Это, конечно, колоссальный труд — не только физический, это был мозговой штурм. Тем более, сроки ограничены — иностранцы у нас работают мало, им надо платить валютой. Двадцать дней — и будь готов. Я просто просил людей, которые помогали мне одеться, напоминать, кто я сейчас. Реально можно сойти с ума.


Тогда вообще был жуткий период: я параллельно репетировал в «Твари» и «Дачниках».

 

Хотя у меня был такой опыт, после которого мне вообще ничего не страшно. Это участие в спектакле одной сумасшедшей француженки Софи Рапно «Могущество мух». Там вообще ничего не было понятно. А за три дня до спектакля оказалось, что перевод неправильный — занимался-то этим француз. Когда перевел наш — все встало на свои места. А я учил просто бред. Мне было смешно, когда кто-то говорил: «Что-то я нервничаю». Я-то спать вообще не мог. Рапно, конечно, тоже не совсем нормальная — ну, так мало ли кого на Русь занесет. Через переводчика мне говорила: «Здесь не энергия, а энергетика, здесь у тебя любовь в животе, а здесь в голове». И я на животном уровне стал все понимать.


— Вы суеверны? Макбета сыграли бы?


— Вообще не суеверен. По части произведения — да. Гоголь, Булгаков — тут можно задуматься. «Тварь» наша ведь «сгорела» почему-то. А садиться на роль, если она упала, не буду. Чего это я пятой точкой на свою же роль плюхнусь? Неуважение даже какое-то.


То ли кайф, то ли мучение


— Вы универсальны как актер: играете в самых разнообразных по жанру спектаклях. Так все же в чем задача театра: заставлять думать, развлекать, учить чему-то?


— Думаю, и то, и другое, и третье. Не стоит предубежденно относиться к комедиям. Настоящая комедия, профессионально сделанная, более сложна в постановке, чем драма или трагедия. Заставить зрителя заплакать легче, чем засмеяться. По-настоящему, не от пошлой шутки.


— В дуэте «актер — режиссер» вы ведомый или партнер?


— Это всегда по-разному. Я рад тому, что мы стали приглашать режиссеров со стороны. Раньше у одного режиссера играли одни и те же актеры, остальные просто выпадали из обоймы. Я люблю новых режиссеров, люблю подстраиваться под них: вот этот диктатор, ему уступлю, с этим поработаем сообща, а с этим вообще схитрю: послушаю, а сделаю по-своему.


— Вы играли графа Орлова в мюзикле «Голубая камея». Не все театралы относятся к мюзиклам приязненно, считая, что «Отверженные», например, исполнять в жанре мюзикла просто кощунство. Как вы полагаете?


— «Камея» — очень профессиональный спектакль с прекрасной музыкой, разнообразной, красивой. Как ни назови, если спектакль сделан крепко — почему нет? Самый большой недочет «Камеи» — отсутствие драматургии. Это не сказка, не история, там нет развития сюжета. Но зритель смотрит, и ему приятно.


— Вы играете для себя или для зрителя? Некоторые творческие люди говорят, что если сделать все для себя и сделать хорошо, то и зрителю понравится.


— Я раньше вообще не очень понимал, для чего играю: то ли кайф получаю, то ли мучаюсь. Наверное, все есть: и для зрителя, и для папы с мамой, и для бабушки с дедушкой, которых больше нет. Может быть, это мое предназначение, и я его исправно исполняю. Я, когда на сцену выхожу, от всего абстрагируюсь. Ты превращаешься вдруг в другого человека, как — сам не понимаешь. Но к этому надо долго идти. Я не люблю быть одинаков в ролях, а сейчас эта тенденция есть, у молодежи особенно. Их так учат, — наверное, педагогов хороших не хватает.


Граница, грань, невидимый фарватер,
Но вот дух сцены переходит в зал —
Барьер разрушен, здесь царит театр!
Игра рождает связь — глаза в глаза…


(Владимир Латыпов-Догадов).

Опубликовано: 21.04.17 (09:14) Республика Башкортостан
Рассчитываться придётся талантами (Культура) 20.07.17 (09:30)
Анна Хренова 2017-08-15 20:39:22
Администрация Благовещенска хочет создать в городе территорию опережающего развития
Кузнецов В. А. 2017-08-10 17:25:23
Где в республике самые плохие дороги?
резида 2017-08-07 11:28:28
Шестьдесят лет автор («Ветеран») 24.01.13 (10:48)
Саша 2017-08-06 18:14:39
Где в республике самые плохие дороги?
Константин 2017-08-05 12:07:50
В Уфе двухлетний ребёнок получил тяжёлые травмы на детской площадке
Марат 2017-08-04 08:13:33
Где в республике самые плохие дороги?
Р. Завтра. 2017-08-03 23:34:14
Минздрав Башкирии заработал на аутсорсинге за полтора года около 16 миллионов
Асаба Б 2017-08-01 11:27:56
Минздрав Башкирии заработал на аутсорсинге за полтора года около 16 миллионов
Александр 2017-07-20 14:56:12
Уфимцам предложили придумать название для нового сквера на проспекте Октября
Алексей 2017-07-19 15:34:25
В Уфе двухлетний ребёнок получил тяжёлые травмы на детской площадке
Гузель 2017-07-18 20:27:42
Машина времени Михаила Спиридонова (Культура) 27.06.17 (10:17)
Дружинин 2017-07-02 20:24:39
Уфа была столицей «альтернативной России»… (Cоциум) 27.06.17 (10:17)
Анастасия 2017-06-29 21:36:43
Вылечиться и жить дальше (Cоциум) 23.06.17 (09:46)
Ермаков 2017-06-28 15:50:00
Так ли страшен «июбрь»? (Cоциум) 27.06.17 (10:17)
Р. Нурлыгаянов 2017-06-27 22:14:03
Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан (Cоциум) 07.06.17 (12:10)
Я 2017-06-23 20:30:06
И не друг, и не враг, а так… сосед (Cоциум) 22.06.17 (11:01)
прохожий 2017-06-23 13:32:31
Герр инвестор слово держит (Экономика) 20.06.17 (10:41)
Ольга 2017-06-21 11:12:15
НОВОСТИ