Ответственному обществу — ответственную власть

Доклад Общественной палаты Республики Башкортостан «О состоянии гражданского общества в Республике Башкортостан в 2016 году»
версия для печати
12 | 13

Доклад посвящен главным тенденциям и знаковым для республиканского общества событиям. Основные его темы — некоммерческий сектор и развитие социально ориентированных НКО, гражданская активность, система общественного контроля, общественные советы как площадки гражданского диалога.


Основу доклада составили отчеты комиссий Общественной палаты РБ, материалы круглых столов, конференций, экспертный анализ, данные рейтингов, составленных ведущими аналитическими центрами России и Башкортостана, и результаты социологических исследований.


Общественной палатой были организованы массовый социологический опрос населения республики и экспертный опрос. Массовый опрос проводился во всех социально-экономических зонах Башкортостана, в городах Уфа, Нефтекамск, Стерлитамак, Октябрьский, Кумертау, Туймазы, Сибай, Белорецк; в муниципальных районах: Аургазинский, Бакалинский, Дуванский, Дюртюлинский, Илишевский, Ишимбайский, Кармаскалинский, Кугарчинский, Кушнаренковский, Татышлинский, Шаранский. Объем выборки составил 1000 респондентов. Тип выборки — квотная, многоступенчатая территориальная. Выборка репрезентирует население РБ старше 18 лет по полу, возрасту, типу населенного пункта. Максимальный размер ошибки не превышает ± 3% при доверительной вероятности 0,95. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента.

 

Электоральные процессы и общественно-политическая активность населения


В республике прошли избирательные кампании разного уровня. Ожидаемо повышенный интерес вызвали выборы в Государственную Думу Российской Федерации. Прошедшая кампания имела значительные отличия. Возвращение одномандатных округов повысило предвыборную конкуренцию и ожидания населения.


Необходимо отметить, что, несмотря на общественный запрос на активную коммуникацию, политические партии в большинстве своем вели кампанию в традиционном ключе, что отражает общую ситуацию в республике: политические партии, как правило, пассивны в меж­электоральный период. По данным Центральной избирательной комиссии РБ, в республике зарегистрировано 55 региональных объединений политических партий. Однако регулярное участие в избирательных кампаниях и политической жизни республики принимают не более 7 — 10. В последней кампании наиболее активными были следующие партии: «Единая Россия», «Зеленые», КПРФ, «Коммунисты России», ЛДПР, «Патриоты России», «Родина», «Справедливая Россия». Также впервые участие в выборах на территории республики принимала партия «Гражданская платформа». Региональные отделения объединяют немногим более 100 тысяч граждан Республики Башкортостан. Тем самым, вопросы политической жизни традиционно остаются для жителей второстепенными.


Общественная активность также выразилась в медийном освещении выборов. В единый день голосования с 8.00 18 сентября до 1.00 19 сентября 2016 года Общественной палатой РБ, Союзом журналистов Республики Башкортостан, Ассоциацией по защите гражданских и избирательных прав «Гражданский контроль» в Республике Башкортостан была организована работа общественного пресс-центра «Выборы-2016». Общественный пресс-центр представил развернутую информацию о ходе голосования в Башкирии.


Гражданское общество в Башкортостане приняло активное участие как в самой избирательной кампании, так и в выявлении различных нарушений и фальсификаций. Общественная палата РБ обращает внимание на то, что, несмотря на меньшее (по сравнению с выборами 2011 года) количество нарушений, они тем не менее имели место.


Выявленные фальсификации снижают не только легитимность избранных депутатов Госдумы, но и доверие населения к самой процедуре выборов, без которой существование гражданского общества невозможно.


Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан


Общее состояние экономики Башкортостана в 2016 году можно охарактеризовать как балансирование на грани устойчивости и сдержанного спада.


Важнейшие сферы экономики (промышленность и строительство) сохраняют динамику роста на уровне около 100 процентов. Снижаются показатели сельского хозяйства, инвестиций, реальных располагаемых денежных доходов, внешнеторгового оборота, розничной торговли.


Анализ результатов социологического опроса, проведенного Общественной палатой, позволяет говорить о сложной экономической ситуации в республике. Менее половины респондентов (45,1%) отметили позитивную динамику. 28,7% опрошенных считают, что ситуация ухудшилась. Четверть участников опроса (25,5%) уверены в отсутствии каких-либо изменений. Более критично жители республики оценивают собственное материальное положение. Негативную динамику отметили 30,2% опрошенных, позитивную — 37,4%, немногим более трети респондентов (32,1%) сообщили об отсутствии изменений. В то же время важным трендом 2016 года стал рост оптимизма среди населения, что выразилось в более позитивных, чем в 2015 году, оценках состояния региональной экономики.


Наибольшую обеспокоенность жителей республики вызывают экономические проблемы: экономический кризис и рост цен (57,7%), рост безработицы и угроза потерять работу (31,8%). Кроме того, население обеспокоено разрушением нравственных ценностей и моральных норм (29,9%). Не менее значимыми проблемами для респондентов являются низкое качество медицинского обслуживания (24,5%), коррупция и рост преступности (22,8%), а также безразличие власти к социальным проблемам (20,2%).


В сравнении с 2015 годом возросло количество жителей, обеспокоенных состоянием региональной экономики и ростом безработицы. С 13,3% до 29,9% возросло число жителей, у которых тревогу вызывает разрушение нравственных ценностей. Незначительно сократилось число граждан, обеспокоенных ростом коррупции (с 23,6% до 22,8%).


Ключевыми проблемами для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на современном этапе являются:


• недостаточная численность малых и средних предприятий для начала процесса саморазвития субъектов малого и среднего предпринимательства;


• низкий спрос на продукцию субъектов малого и среднего предпринимательства вследствие слабости кооперационных связей с крупным бизнесом;


• недостаток квалифицированных и инициативных кадров для эффективного ведения предпринимательской деятельности;


• недостаточная осведомленность действующих предпринимателей и желающих открыть свое дело о свободных рыночных нишах в муниципальных образованиях республики.


Основные ограничения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан:


• наличие относительно большого числа самозанятых граждан — около 10% экономически активного населения;


• высокая доля сельского населения в республике (38,3%), отличающегося слабой склонностью к предпринимательской деятельности;


• ограниченный доступ предпринимателей к «дефицитным» ресурсам (финансовым, сырьевым, госзаказу и др.);


• высокая зависимость величины финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в республике от размера субсидий Российской Федерации: в 2015 году почти 2/3 общего объема средств на поддержку СМСП поступило из федерального бюджета;


• низкая доля трудоспособного населения республики, занятого предпринимательской деятельностью — 6% (25% от числа желающих открыть свое дело жителей республики испытывают «страх взлета» в связи с существующими административными барьерами и финансовыми трудностями).


Общественная палата отмечает положительную динамику в сфере реформирования деятельности контрольно-надзорных органов.


Снятие ограничений на развитие малого и среднего предпринимательства в республике и совершенствование условий для мобилизации его конкурентных преимуществ будут способствовать более полной реализации предпринимательского потенциала и инициировать рост экономики республики.

 

Некоммерческий сектор: вызовы и новые возможности


Несмотря на кризисные явления, республиканский сектор НКО демонстрировал в 2016 году динамичное развитие. В Республике Башкортостан наблюдается рост общего количества — до 5133 — некоммерческих организаций на 1 января 2017 года.
Рост числа НКО во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Посредством работы НКО происходит взаимодействие общества и государства, осуществляется представительство интересов граждан в государственных органах. Большинство НКО составляют религиозные организации (1500). Кроме того, в республике зарегистрировано 1115 общественных, 859 профсоюзных, 563 автономных некоммерческих организации, 369 некоммерческих фондов, 218 некоммерческих партнерств, 222 учреждения, 105 объединений (союзов, ассоциаций) юридических лиц, 51 общественный фонд, 22 национально-культурных автономии, 19 общественных движений, 8 общественных учреждений и другие. По РФ число НКО на 10 тыс. человек населения в 2016 году составляло 15,5, в РБ — почти 13 (для сравнения: в 2014 году в РБ это значение составляло лишь 8,7).


Социальные услуги в секторе НКО республики достаточно диверсифицированы, их структура примерно соответствует общероссийской. Виды деятельности, которые НКО освоили пока довольно слабо (доли организаций, ими занимающихся, составляют 1 — 2%), это работа с представителями так называемых групп риска (наркоманами, алкоголиками), работа с детьми-сиротами и профилактика безнадзорности, поддержка сельского хозяйства, а также борьба за мир и помощь в урегулировании межнациональных конфликтов.


Больше половины всех зарегистрированных НКО в РБ (55,6%) находятся в Уфе. Второе место по количеству НКО занимает город Октябрьский — 7,1%. Третьим городом по количеству зарегистрированных НКО является Салават (5,3%). 9,0% от всех зарегистрированных НКО расположены в районах РБ.


Важная роль в поддержке этих организаций отведена Общественной палате Республики Башкортостан, которая является координирующим методическим центром, вырабатывающим общие рекомендации по наиболее значимым вопросам развития НКО и взаимодействию с органами власти. Примером работы в данном направлении стало ежегодное проведение Гражданского форума НКО. Это своего рода площадка, определяющая приоритетные направления в развитии гражданского общества, пространство для профессионального общения представителей власти и некоммерческих организаций.


В Башкортостане увеличивается количество и доля НКО — поставщиков социальных услуг. Поскольку в Гражданском кодексе существует запрет на осуществление автономными некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, эти организации выступили учредителями 59 хозяйственных обществ.


При этом существует жесткий контроль за автономными некоммерческими организациями. Так, наличие более двух обоснованных жалоб, нецелевое использование полученных организацией средств влечет за собой исключение ее из реестра поставщиков услуг, перераспределение субсидии другой организации и недопущение к участию в конкурсе на очередной год. Именно здесь заложен механизм борьбы за потребителя и серьезная конкуренция между организациями за территорию обслуживания.


В связи с тем, что в Республике Башкортостан достаточно некоммерческих организаций, актуальной является задача постепенной передачи остальных видов социальных услуг для предоставления их негосударственным сектором. К примеру, готовится к передаче в негосударственный сектор предоставление социальных услуг лицам без определенного места жительства и стационарного обслуживания пожилых граждан. Для оказания социальных услуг лицам без определенного места жительства есть цель более широкого привлечения религиозных организаций, а по передаче негосударственному сектору услуг по стационарному обслуживанию граждан пожилого возраста реализуется эксперимент в Сибае, Уфе, Стерлитамаке и других крупных городах.


С начала 2016 года на базе Общественного фонда развития Уфы действует Региональный ресурсный центр социально ориентированных НКО «Действуем вместе». Это стало возможным благодаря полученной от Министерства труда и социальной защиты населения РБ субсидии.


В декабре 2016 года по поручению главы Республики Башкортостан Рустэма Хамитова в целях совершенствования и централизации системы информационной поддержки некоммерческих организаций в аппарате Общественной палаты РБ была создана служба мониторинга, экспертизы и поддержки НКО — Ресурсный центр.


Планируется, что он будет осуществлять регулярный мониторинг состояния некоммерческого сектора в Башкортостане, аккумулировать информацию о НКО, действующих в республике, выявлять и изучать проблемы в деятельности некоммерческих организаций, а также содействовать решению проблем. Как показал экспертный опрос, проведенный Общественной палатой в декабре 2016 года, главными препятствиями для развития некоммерческого сектора в республике являются организационно-управленческая некомпетентность руководителей и актива НКО (75%), недостаточная информированность населения о возможностях НКО (46,7%), отсутствие помещений (льготной аренды) для организации деятельности (45,3%), отсутствие финансовой поддержки со стороны муниципалитета (41,3%), отсутствие партнерских отношений органов МСУ и НКО (33,3%).


Общественная палата Республики Башкортостан


(новые качества общественного института)


Общественная палата Республики Башкортостан играет ведущую роль в выстраивании диалога гражданского общества и власти. Деятельность Общественной палаты становится важной составляющей общественно-политической системы республики, обеспечивающей реализацию прав граждан и некоммерческих объединений на участие в общественном контроле за законодательной и исполнительной властью всех уровней.
Спектр вопросов, обсуждаемых на мероприятиях Общественной палаты, весьма разнообразен. Большинство из них посвящены проблемам развития некоммерческого сектора, ЖКХ, образования, социальным вопросам — организации безбарьерной среды, порядка социальных выплат и пособий, пенсионного обеспечения, защите семьи и детства и многих других.


Обозначенная активность способствует росту информированности населения о деятельности Общественной палаты. Порядка 59% населения информированы об Общественной палате. Причем в 2014 году информированность населения составляла 37,2%, а в 2015-м — 60,6%. Население в целом положительно (39,5%) оценивает деятельность Общественной палаты РБ. В 2015 году доля граждан, положительно оценивавших работу Общественной палаты, составляла 29,8%.


Экспертный опрос также показал высокую оценку деятельности Общественной палаты РБ. 16% экспертов высоко оценили ее деятельность, 48% дали хорошую, а 24% — удовлетворительную оценку. Плохо и очень плохо работу Общественной палаты оценили 6,7% опрошенных.


Высокая оценка деятельности Общественной палаты не снимает с повестки дня вопроса об активной информационной политике. Причем информационная деятельность Общественной палаты требует не только интенсификации, но и диверсификации. Очевидно, что помимо традиционных источников информирования населения (печатные СМИ, ТВ, сайт) необходимо использовать социальные сети, прямую коммуникацию, наружную рекламу.


Члены Общественной палаты приняли участие в 11 заседаниях Государственного Собрания — Курултая РБ, в 13 заседаниях профильных комиссий, экспертных советов, рабочих групп. Наконец, Общественная палата участвовала в четырех парламентских слушаниях.


Члены Общественной палаты приняли участие в 400 с лишним мероприятиях, организовали и провели 85 круглых столов, являлись организаторами 68 акций и проектов.


Общественный контроль — проблемы институционализации


В целях развития гражданского общества Общественной палатой Республики Башкортостан с 2015 года реализуется инициатива формирования конструктивного диалога между обществом и властью через инструмент общественного контроля.


В настоящее время во всех 27 органах республиканской исполнительной власти сформированы общественные советы. Их численный состав варьируется в количестве от 5 до 33 человек. В 2016 году общественными советами проведено 114 заседаний. В качестве положительного примера можно привести деятельность общественных советов при Министерстве экономического развития РБ, Министерстве молодежной политики и спорта РБ, Министерстве образования РБ, Министерстве труда и социальной защиты населения РБ, Министерстве ЖКХ РБ, Государственном комитете по торговле и защите прав потребителей, Государственном комитете РБ по делам юстиции, Управлении по делам архивов РБ, Министерстве культуры РБ.


В настоящее время создано 67 общественных советов (палат) при муниципальных образованиях и городских округах, общим количеством 821 человек (47% состава советов — представители некоммерческих организаций и общественных объединений). В 2016 году общественные советы провели 326 заседаний. Ежеквартальный мониторинг деятельности общественных советов показал, что на местах общественный контроль начинает восприниматься и рассматриваться как площадка для диалога между гражданами и органами государственной власти и различными организациями.


В 2015 — 2016 годах Общественная палата Республики Башкортостан в рамках образовательной программы Гражданско-правовой школы организовала и провела 18 зональных семинаров и практических занятий для 420 членов общественных советов при муниципальных образованиях и общественных советов при министерствах и ведомствах. Сегодня в общественные советы входит более 350 представителей некоммерческих организаций и общественных объединений. Каждый третий член совета — представитель НКО, они активно принимают участие в общественной экспертизе, общественных обсуждениях федеральных законов, мониторинге принятых республиканских законов, проводят общественный контроль на территориях, взаимодействуют с сообществом, выстраивают сотрудничество с НКО малых городов и поселений. Формирование разветвленной и слаженной системы общественного контроля способствует эффективному диалогу между гражданским обществом Башкортостана и государственной властью, что в итоге положительно скажется на качестве жизни граждан республики.


Наиболее распространенными формами общественного контроля со стороны общественных советов/палат в 2016 году были общественный мониторинг, общественные слушания, общественная экспертиза, проверка. Однако предстоит еще многое сделать для развития этого направления.


Социологический опрос показал, что о деятельности общественных советов при органах муниципальной власти слышали 64,5% населения, однако лишь 1,4% обращались в инстанцию за помощью. Экспертный опрос позволил зафиксировать удовлетворительную оценку деятельностью общественных советов при МСУ у 42,7% опрошенных. Хорошо оценили работу советов 17,3%, тогда как четверть респондентов (25,3%) отрицательно отозвалась о работе общественных советов при МСУ. Обращает на себя внимание тот факт, что работа общественных советов при органах исполнительной власти оценивается лучше (14,7% — хорошо, 50,7% — удовлетворительно, 17,3% — плохо).


Ключевыми проблемами, на которые Общественная палата обращала внимание в прошлогоднем докладе, являются отсутствие активных и конструктивных общественных деятелей и частая смена председателей, состава общественных советов.
По мнению экспертов, главными причинами, препятствующими успешной деятельности общественных советов при органах МСУ и исполнительной власти, являются формальный характер советов (60%), пассивность населения (53,3%), игнорирование общественных советов региональными администрациями (26,7%) и, наконец, отсутствие финансирования (20%) и недостаточная информационная поддержка (17,3%).


Важную работу по осуществлению общественного контроля выполняет Общественная наблюдательная комиссия РБ.


На сегодняшний день в исправительных учреждениях Республики Башкортостан содержится около 14,5 тыс. осужденных и арестованных. Число осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества, составляет около 14,2 тыс. человек.
В местах лишения свободы РБ остаются, главным образом, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Так, наполняемость колоний общего режима составляет 62%, строгого режима — 97%, особого режима — почти 99(!)%. В 2015 году для отбывания наказания в ИК Башкортостана прибыло 2823 осужденных, в следственные изоляторы республики поступило вновь арестованных — 3458 человек.


«Нулевые чтения»: потенциал общественной экспертизы

 

Общественная палата Республики Башкортостан уделяет особое внимание развитию института общественной экспертизы.


В 2016 году на площадке Общественной палаты прошло обсуждение 24 нормативных правовых актов в формате «нулевых чтений» с привлечением представителей широкого круга профессионального сообщества, ученых, общественников, предпринимателей. Экспертные заключения были направлены в адрес Общественной палаты Российской Федерации, Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, органов исполнительной власти республики. Экспертные заключения, подготовленные в Общественной палате Республики Башкортостан, позволили внести ряд уточнений в особо значимые нормативные правовые акты.


В 2016 году на площадке Общественной палаты РБ реализованы федеральные проекты «Диалог с прокурором» и «Час с министром». Основная цель проекта «Диалог с прокурором» — повышение правовой грамотности граждан, профилактика и противодействие коррупции, профилактика правонарушений в молодежной среде. Участниками встречи стали 150 представителей молодежи. В рамках встречи с прокурором Республики Башкортостан молодые жители республики узнали о состоянии законности и правопорядка в регионе, реализации антиалкогольных инициатив, профилактике правонарушений.


В сентябре 2016 года был запущен проект «Час с министром», направленный на улучшение коммуникации представителей НКО, председателей общественных советов с руководителями региональных ведомств. Первый «час» был проведен с министром образования Г. Шафиковой.


Важной формой взаимодействия граждан и государства являются обращения граждан. В 2016 году в Общественную палату Республики Башкортостан поступило и было рассмотрено 627 обращений от граждан республики и организаций.


Человек — главная ценность


Республика Башкортостан — регион России со значительным демографическим потенциалом. Она устойчиво держится на седьмой позиции среди субъектов Российской Федерации по численности постоянного населения.


С 2009 года в республике наблюдается естественный прирост населения, миграционный же прирост имеет нестабильные показатели. По данным Башкортостанстата, предварительная численность постоянного населения республики на 1 января 2017 года составила 4066,2 тыс. человек. За 2016 год население республики сократилось на 4,8 тыс. человек. Отрицательная динамика обусловлена ростом отрицательного сальдо миграции. За 2016 год оно составило 7,4 тыс. человек, что на 1,5 тыс. больше, чем в предыдущем году.


Общественная палата отмечает, что негативная демографическая динамика обусловлена комплексом проблем. В их числе: социальная незащищенность населения детородного возраста, безработица, старение и сокращение численности населения в сельской местности, перекосы в оптимизации медицинских учреждений, неудовлетворительное качество медицинской помощи, сокращение бригад скорой помощи, закрытие отделений родовспоможения, участковых больниц в отдаленных районах.


По статистическим данным, число больничных организаций за последние 15 лет уменьшилось в два раза, число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений уменьшилось на 20%, число фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, по сравнению с 2000 годом, в 2015 году уменьшилось с 2251 до 2080 (на 171 ед.), то есть 171 сельский населенный пункт остался без медицинского обслуживания, и эта тенденция продолжилась в 2016 году.


Серьезной проблемой является сокращение медицинских кадров. Общественная палата отмечает, что в среднем на одного педиатра приходится около 1000 детей, тогда как на одного участкового терапевта — более 2,2 тысячи при нормативе 1700.


Девять межмуниципальных центров по Республике Башкортостан работают не в соответствии со своими возможностями. Необходимо увеличить объем и эффективность работы региональных межмуниципальных центров для оказания высокотехнологической медицинской помощи, за исключением трансплантации внутренних органов и замены суставов (эндопротезирования), которые должны выполняться только в клиниках Уфы.


В качестве рекомендаций Общественная палата предлагает следующее:


• выполнение указов президента по повышению заработной платы работникам государственных и муниципальных медицинских организаций;


• предоставление льгот медицинским работникам первичного звена здравоохранения по приобретению жилья;


• индексацию заработной платы сельским медицинским работникам (коэффициент 1,4 к средней оплате медицинских работников по стране);


• подготовку кадров в медицинских и фармацевтических вузах;


• включение в тариф по оплате медицинской помощи статьи расходов на амортизацию и техническое обслуживание дорогостоящего оборудования и поддержание программно-аппаратного комплекса (ПАК) медицинских организаций;


• лекарственное обеспечение детей в возрасте от 0 до 15 лет в амбулаторных условиях;


• лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях граждан трудоспособного возраста, страдающих болезнями системы кровообращения;


• маршрутизацию пациентов с целью доступности и качества медицинской помощи в крупных региональных медицинских учреждениях.


Общественная палата считает, что без реализации этой базовой программы переломить ситуацию в здравоохранении в республике не удастся.


Материнство и детство: общественная защита


Общественная палата считает, что на сегодняшний день актуальной проблемой является развитие конкурентоспособного биомедицинского кластера. Его развитие невозможно без биобанков. В настоящее время биобанки в России — спорадическое, точечное явление. Перспективы развития биобанков в республике обсуждались в Общественной палате РБ на круглом столе 29 марта 2016 года.


Кроме того, Общественная палата неоднократно поднимала проблему организации детского отдыха и обеспечения безопасности детей в детских лагерях.


25 февраля 2016 года состоялся круглый стол на тему «О развитии детского туризма в Республике Башкортостан». Сегодня система детско-юношеского туризма представлена 20 учреждениями туристско-краеведческого профиля (центры, дома, станции юных туристов), 15 из которых функционируют в городских округах, 6 в муниципальных районах. Это самая крупная система в Российской Федерации. В 1416 детских объединениях под руководством 637 педагогов обучается более 22 000 детей и подростков. Кроме того, в 80 многопрофильных учреждениях дополнительного образования в кружках и секциях занимается более 5,5 тысячи детей и подростков. Количество детей, охваченных туристско-краеведческой деятельностью, составляет 20% от общего числа детей, занятых в дополнительном образовании. Несмотря на большие возможности Республики Башкортостан, развитие детского туризма на сегодняшний момент связано с определенными трудностями.


Материально-техническая база образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля, количество туристского снаряжения и экскурсионных автобусов, возможность создания и сертификации туристских стоянок — все это факторы, влияющие на развитие детско-юношеского туризма в целом.


Еще один вопрос, требующий общественной реации, — довольно острая ситуация с домашним насилием. За 2015 год в Башкортостане было совершено 1399 насильственных действий в отношении близких родственников.


Однако, как показывает мониторинг, зачастую жертвы насилия не готовы рассказывать о своих проблемах. Именно поэтому сегодня актуальной задачей является создание консультационных кризисных центров, включая центры с возможностью реабилитации, которые позволят вывести женщину из ситуации насилия. В этой связи Общественная палата считает, что организация постоянной помощи женщинам, включая кризисные центры, является крайне необходимой для обеспечения материнского здоровья.


Образование — подготовка кадров для передовых технологий


По мнению Общественной палаты, проблема качества относится не только к высшему, но также к среднему общему и среднему профессиональному образованию. В республике не выстроена система непрерывного образования, которая позволила бы обеспечить повышение качества и конкурентоспособность учебных заведений РБ. Тем самым возникает проблема кадрового обеспечения реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан-2030». Для успешной реализации данного документа необходимо разработать межведомственную программу кадрового сопровождения реализации проектов, заложенных в этом документе.


Одной из основных стратегических инициатив является реализация амбициозных проектов в реальном секторе экономики РБ, связанных с импортозамещением, достижением мирового лидерства, внедрением технологий пятого и шестого технологических укладов. Поэтому важно, чтобы процесс подготовки специалистов для высокотехнологичных областей начинался еще в школе. В связи с этим целесообразно, по опыту некоторых регионов России разработать государственную программу «Стратегическое управление талантами, одаренной молодежью в РБ до 2030 года».


Не менее серьезной проблемой является утечка кадров из районов республики. Большинство выпускников республиканских вузов не планируют возвращаться в районы, поскольку не видят перспектив для дальнейшего развития и условий для комфортной жизни. По мнению Общественной палаты, органы местного самоуправления должны заботиться о возвращении кадров на места. Необходимо создавать условия для привлечения подготовленных специалистов, в том числе мотивировать их экономически. Должны реально заработать механизмы целевой подготовки кадров.


Особое внимание Общественной палаты было уделено проблемам школьного питания. Общественная палата выступает за осуществление регулярной независимой оценки качества образования, качества питания в школах.


Экологические проблемы региона


Вопросы поддержки и развития общественных экологических организаций требуют координации усилий Общественной палаты с общественными экологическими организациями, с профильным комитетом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан во взаимодействии с Министерством природопользования и экологии РБ, Управлением Росприроднадзора по РБ и другими ведомствами и организациями, в том числе научными. Сформированная таким образом экспертная площадка сможет служить эффективным инструментом общественного контроля и мониторинга качества окружающей среды.


Озабоченность общества вызывают несанкционированные свалки, которые становятся спутниками любой урбанизированной территории. Конечно, в проблеме образования отходов и стихийных свалок одну из первостепенных ролей играет само население. Не секрет, что переработка отходов в развитых странах является источником доходов, соизмеримых с доходами крупной промышленности.


Многие общественные экологические организации в республике отмечают, что одним из эффективных инструментов мониторинга в данной ситуации может быть экологический краудсорсинг природной, особенно городской среды с применением современных IT-технологий (ГИС, космический мониторинг и т.п.), например, при размещении на картах геоинформационных систем открытого доступа мест несанкционированного складирования или размещения твердых коммунальных отходов. Участие общества в решении экологических проблем — важный этап формирования экологического мировоззрения молодежи как одного из элементов стратегического менеджмента в природопользовании.


Общественная палата подчеркивает, что экологическая обстановка в населенных и промышленно развитых районах республики остается неблагополучной. Накопившиеся за десятилетия экологические проблемы нередко усугубляются новыми, возникшими в последние годы, но общество с надеждой смотрит на объявленный в России Год экологии.


Качество жизни и доступная среда


Проблемы жилищно-коммунальной сферы сохраняют свою актуальность и вызывают беспокойство граждан. Это подтверждают данные социологического опроса, согласно которым 19,1% населения недовольны состоянием жилищно-коммунального хозяйства республики. В 2016 году на «горячую линию» Регионального центра и центров общественного контроля в сфере ЖКХ обратились 822 человека.


Общественная палата осуществляет регулярный мониторинг в сфере ЖКХ. В муниципальных образованиях работа центров общественного контроля организована по трехуровневой схеме: советы многоквартирных домов (МКД) — муниципальные центры общественного контроля — Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ.


Организация жилищного просвещения граждан, председателей советов МКД стала ключевым механизмом в диалоге с властью на всех уровнях, для обеспечения соблюдения нормативных требований организации деятельности ЖКХ, привития жильцам домов чувства собственника и ответственности за состояние жилого дома.
Проведенный Общественной палатой мониторинг показал, что говорить о наличии доступной среды в Башкортостане пока не приходится. Наиболее тревожной является ситуация с общественным транспортом и лифтами. Абсолютное большинство автобусов и маршрутных такси, работающих в регионе, недооборудованы специальными устройствами. Актуальной остается проблема доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, особенно в районах. Это подтверждают данные соцопроса. Большинство жителей республики (61,4%) считают, что для создания доступной среды сделанного недостаточно, менее четверти опрошенных (24,6%) уверены, что безбарьерная среда в Башкортостане отсутствует. Лишь 12,5% жителей полагают, что в республике со­здана доступная среда для инвалидов.


Молодёжь — волонтёрство — патриотизм


В 2016 году состояние молодежной политики, спорта и патриотического воспитания не претерпело существенных изменений. Проведенный общественной палатой мониторинг вновь выявил ряд проблем, которые, к сожалению, были обозначены в предыдущих докладах: в 30% районов республики отсутствуют учреждения молодежной политики, а молодежной политикой занимается только комитет или отдел (сектор) при администрации; комитеты и отделы молодежной политики выступают только в роли генератора идей (разрабатывают план мероприятий и готовят отчеты), тогда как само проведение мероприятий перекладывается на образовательные учреждения.


Основной проблемой остается нехватка финансирования. Общественная палата РБ отмечает, что существуют определенные сложности с помещениями, где проводятся занятия детских и юношеских объединений.


Сохраняется проблема дефицита квалифицированных кадров в молодежной политике.
Общественная палата отмечает, что, несмотря на заверения о необходимости введения норм ГТО во всех муниципалитетах, в республике практически не создано для этого необходимой инфраструктуры.


В сфере патриотического воспитания в 2016 году произошли положительные сдвиги.
В то же время сохраняется несистемный характер работы в сфере патриотического воспитания. Как правило, основными побуждающими мотивами являются заявления В. Путина. Поэтому многие проекты в большинстве своем являются декларативными, некачественными. В погоне за количеством мероприятий администрации выхолащивают сам смысл патриотического воспитания, которое должно быть направлено на привитие любви к Родине и уважения к ее народу и истории.


На новый уровень развития вышло поисковое движение. За 2016 год количество поисковых экспедиций выросло в два раза, увеличилось количество подростков, привлеченных к этой работе. По общему числу воспитанников (около 8000) региональное отделение Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» вышло на первое место среди регионов Поволжья и на одно из ведущих мест в России. В 2016 году региональное отделение ДОСААФ реализовало ряд крупных мероприятий патриотической направленности.


В 2016 — 2017 годах Общественная палата РБ провела мониторинг детско-юношеских спортивных школ. Основная проблема, на которую обратили внимание все опрошенные, — недостаточное финансирование детско-юношеского спорта.


Алкоголизм и наркомания: общественные риски и социальные угрозы


По состоянию на 31 декабря 2016 года на территории Республики Башкортостан осуществляют деятельность 23 негосударственные организации в 33 реабилитационных центрах для алко- и наркозависимых лиц, 7 из которых прошли квалификационный отбор. Принимаются меры по установлению межведомственного контроля за деятельностью центров. В настоящее время из Управления Минюста России по Республике Башкортостан получены сведения о негосударственных организациях, занимающихся реабилитацией и ресоциализацией наркопотребителей, которые внесены в имеющийся реестр для соответствующего контроля.


15 декабря 2016 года Общественной палатой РБ совместно с региональным центром медицинской профилактики Министерства здравоохранения РБ и Автономной некоммерческой организацией «Актау» был запущен проект «Здоровая семья». Целью проекта является повышение антинаркотической грамотности.


Общественная палата с удовлетворением отмечает, что передача функций прекратившей свое существование Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России Управлению по контролю за оборотом наркотиков МВД по РБ не ослабила усилий государства в данном направлении правоохранительной деятельности, а придала ей новый положительный импульс.


Этноконфессиональные отношения


В 2016 году не было отмечено серьезных конфликтных ситуаций, Башкортостан продолжает оставаться примером межэтнического мира и межконфессионального сотрудничества. Во многом это заслуга общественных национально-культурных объединений, а также конфессиональных организаций.


Важную роль в поддержании межнационального диалога играют национально-культурные автономии. В Башкортостане зарегистрировано 22 таких организации. Регулярность созыва Ассамблеи и представленность в ней лидеров национально-культурных автономий легитимируют ее деятельность как представителя всех общественных этнических организаций. Причем, по мнению Общественной палаты, созыв Ассамблеи должен стать республиканским фестивалем культур, демонстрирующим единство многочисленных народов Башкортостана.


Общественная палата Республики Башкортостан с тревогой заявляет, что экстремизм в условиях глобализации и информатизации социума меняет формы своего проявления, все чаще принимая виртуальный характер, зарождаясь и развиваясь в глобальной компьютерной сети, трансформируется в явления объективной реальности посредством социально-групповой самоорганизации молодежи.


Общественная палата уверена, что наличие четкой гражданской позиции неприятия насилия, экстремистских и террористических методов достижения политических, экономических и иных целей должно в общественном мнении восприниматься как правило хорошего тона, вне зависимости от политических, художественно-эстетических и нравственных предпочтений и принципов. Устойчивые антитеррористические убеждения должны стать фактором, консолидирующим различные слои и группы многонационального и многоконфессионального населения республики, в первую очередь молодежь.


Миграция: проблемы интеграции и взаимодействия


Общественная палата Республики Башкортостан отмечает, что система регистрации и найма на работу сложна, из-за чего значительная масса мигрантов остается на нелегальном положении. Огромное число мигрантов, находящихся на нелегальном положении и не имеющих средств к существованию, образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска.


Интеграция мигрантов в современной России — это актуальный вопрос настоящего и еще более — будущего, это фактор социальной стабильности и устойчивого развития российского общества.


27 октября 2016 года Общественная палата совместно с Региональной общественной организацией защиты прав и законных интересов работодателей и иностранных граждан «Мигрант» провела круглый стол «Проблемы адаптации мигрантов: опыт и перспективы».


Участниками круглого стола была отмечена необходимость создания единого справочного центра по защите трудовых, медицинских и социальных прав мигрантов, заявлено о необходимости продолжения работы по адаптации и интеграции трудовых мигрантов.


По мнению Общественной палаты республики, ни в коем случае нельзя допускать самоизоляции мигрантских общин и дискриминационные социальные практики. При этом и сами мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение установленных в среде принимающего их общества законов, обычаев и норм поведения.


Заключение


Анализ состояния гражданского общества в 2016 года показал, что, несмотря на положительную динамику, в республике сохраняется немалое количество проблем, решение которых во многом зависит от диалога представителей власти разного уровня и общественности.

 

Прошедшие в 2016 году выборы показали, что в обществе сохраняется критическое отношение как к избирательной процедуре, так и к политическим партиям. Пассивность большинства политических объединений в межэлекторальный период обу­словила индифферентность жителей республики. В то же время важной особенностью избирательной кампании стали антипопулистские настроения населения и запрос общества на прямую коммуникацию. Этим объясняется высокий процент общественных активистов среди выдвинутых партиями кандидатов. Общественная палата РБ вынуждена констатировать, что, несмотря на декларируемые установки на честность, открытость и конкурентность выборов, в республике имели место случаи нарушений в единый день голосования. Несмотря на то, что нарушений было значительно меньше, чем в 2011 г., сам факт фальсификаций снижает доверие граждан к институту выборов и к избранным депутатам. Это снижает также уровень ответственности депутатов за свои предвыборные обещания.


Тревогу вызывает состояние экономики Республики Башкортостан. В 2016 г. сохранилась негативная динамика социально-экономического положения широких слоев населения. Общественная палата отмечает, что более трети населения республики испытывает постоянную нужду и не имеет возможности для покупки даже мелкой бытовой техники, особенно тяжелая ситуация наблюдается в сельской местности и моногородах. Это характерно для всей России. Несмотря на фиксируемые федеральными экспертами позитивные сдвиги в состоянии инвестиционного климата в республике (Башкортостан переместился с 40-го на 20-е место в рейтинге АСИ), еще не сформированы в должной мере достаточно комфортные условия для развития малого и среднего предпринимательства, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией в стране. Причем основными проблемами здесь выступают недостаточный объем поддержки предпринимательства в рамках государственных программ, наличие административных барьеров, затягивание с выделением бюджетных средств на мероприятия по видам поддержки, непоследовательная политика по обеспечению деятельности и финансирования организаций инфраструктуры. В частности, в республике утвердилась практика, при которой финансирование программ поддержки и организаций инфраструктуры осуществляется только в четвертом квартале текущего года, что приводит к невозможности исполнения целевых показателей программ и снижению эффективности помощи малому бизнесу. При этом на уровне федеральных, региональных министерств и ведомств руководителями общественных советов выступают представители НКО, что повышает общественную активность, значимость и эффективность таких институтов гражданского общества. Наконец, центральной проблемой, по мнению Общественной палаты, является снижение уровня обратной связи между исполнительной властью республики и представителями общественности, которое наблюдается начиная с 2015 года. Именно отсутствие конструктивного взаимодействия власти и общественных объединений представителей предпринимательства является главной причиной сохраняющихся в республике препятствий для развития малого и среднего бизнеса.


Необходимо отметить динамично развивающийся в республике некоммерческий сектор. Согласно данным Минис­терства юстиции РФ, в республике на начало 2017 года зарегистрировано 5133 некоммерческих организации. В то же время не фиксируется качественного изменения состава НКО, среди которых по-прежнему незначительной остается доля организаций, исполнителей общественно полезных услуг, что существенно сужает базу организаций, способных взять на себя оказание социальных услуг. По-прежнему актуальными остаются проблемы финансирования, отсутствие интереса к деятельности НКО со стороны местной власти и населения. Несмотря на возрастающую поддержку некоммерческого сектора со стороны государства, важной проблемой является непрозрачность распределения федеральных и региональных грантов и субсидий. Ограниченное участие общественных организаций в работе общественных советов снижает их роль в отстаивании прав населения и в социально-экономическом развитии территории. Сохраняется низкий уровень взаимодействия НКО с бизнесом. Бизнес не видит необходимости поддерживать общественные организации. Особого внимания требует организация взаимодействия общественных организаций с органами муниципальной власти. В большинстве своем общественные объединения исключены из участия в муниципальных проектах. Созданный Ресурсный центр аппарата Общественной палаты РБ позволит осуществлять мониторинг поддержки НКО на муниципальном уровне, проводить экспертизу некоммерческих организаций и выявлять лучшие практики. Это поможет создать банк социальных практик региона. С вступлением с 1 января 2017 года изменений федерального законодательства о НКО — исполнителях общественно полезных услуг Общественная палата начала оказывать методическую помощь НКО региона по вхождению в реестры НКО исполнителей общественно полезных услуг профильных министерств и ведомств.
Особое внимание Общественной палатой было уделено развитию системы общественного контроля и экспертизы. Общественная палата вынуждена констатировать, что деятельность общественных советов по-прежнему является формальной, лишь в ряде городов и районов представители общественных советов являются лидерами общественного мнения. Именно поэтому сохраняется оторванность общественных советов от реального положения дел. Отчасти этим объясняются факты игнорирования представителями разных уровней власти результатов общественной экспертизы и мониторинга. Нередки случаи применения административного ресурса при проведении общественных слушаний. Тем самым нивелируется значимость этой процедуры. Общественная палата обращает внимание на то, что в Уфе не создан Общественный совет. Несмотря на имеющиеся проблемы, важно отметить, что общественный контроль постепенно становится частью повседневной жизни.

 

Мониторинг деятельности общественных советов показал, что на местах общественный контроль начинает восприниматься как площадка для диалога между гражданами, органами власти и различными организациями.


Сложной остается демографическая ситуация в республике. Общественная палата отмечает, что отрицательная динамика обусловлена комплексом факторов, к которым относятся низкая рождаемость, миграция населения (особенно молодежи), проблемы здравоохранения, защиты материнства и детства, сложная экологическая ситуация. Наличие объективных факторов, однако, не снимает общей ответственности за негативную демографическую ситуацию в республике. Необходимо поддерживать гражданские инициативы и проекты, которые способствовали бы изменению демографической ситуации. Общественная палата предлагает в рамках конкурса предоставления субсидий СО НКО определить приоритетным направлением проекты, направленные на улучшение демографической ситуации, повышение рождаемости, создание условий, предотвращающих миграцию молодежи из республики.


Актуальной задачей является повышение качества образования. Заявленные в «Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан-2030» цели останутся благими пожеланиями без развития человеческого капитала и прежде всего без качественных изменений в системе образования в республике. Общественная палата подчеркивает необходимость объединения усилий власти и общественности в деле создания системы непрерывного образования, а также осуществления регулярного мониторинга качества образовательных услуг и состояния психологического климата в школе. Актуальной проблемой является оказание психологической помощи подросткам. Увеличивающиеся нагрузки, негативное влияние социальных сетей снижают уровень психологической устойчивости школьников, повышая риск суицидальных и иных девиаций. Регулярный общественный мониторинг в форме «Социального навигатора» позволит выявлять наиболее значимые проблемы на ранних этапах и разрабатывать меры по их разрешению.


2017 год объявлен Годом экологии, что свидетельствует об актуальности проблемы защиты окружающей среды. Необходимо отметить, что в республике сохраняются низкие темпы формирования экологической культуры населения, что повышает значимость гражданских инициатив в решении проблем экологии, особенно в экологическом воспитании подрастающего поколения и экологическом просвещении населения. В этой связи задача Общественной палаты РБ — поддержать активистов, создать условия для развития механизмов взаимодействия общественных организаций, промышленности и власти, условия реализации экологических инициатив. Не менее значимой становится необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия экологов, бизнеса и органов государственной власти, посредством которого можно обеспечить устойчивое развитие государства и региона в частности.


Рост домашнего насилия, а также декриминализация впервые совершенных семейных побоев переводят вопрос организации кризисных и реабилитационных центров для женщин в разряд особо актуальных. Кроме того, Общественная палата считает, что необходимо усилить пропаганду семейных ценностей и уважения в семье.


Зачастую остаются декларативными заявления представителей власти о создании в республике доступной среды для инвалидов. Наиболее тревожной является ситуация с общественным транспортом и лифтами. Актуальной остается проблема доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры, особенно в районах.
Общественная палата Республики Башкортостан продолжила работу по выстраиванию диалога гражданского общества и власти. Прошедший год показал, что деятельность Общественной палаты становится важной составляющей общественно-политической системы республики, обеспечивающей реализацию прав граждан и некоммерческих объединений на участие в общественном контроле за законодательной и исполнительной властью всех уровней.


В 2017 году предстоит формирование пятого состава Общественной палаты. Новый порядок ее комплектования повысит открытость общественной организации и улучшит ее качественный состав. Следующий состав Общественной палаты должен выйти на новый качественный уровень и стать действенным инструментом обратной связи общества и государства.

Опубликовано: 14.04.17 (11:33) Республика Башкортостан
Вылечиться и жить дальше (Cоциум) 23.06.17 (09:46)
Ермаков 2017-06-28 15:50:00
Datsun отзывает более 17 тысяч автомобилей
Марат 2017-06-28 11:50:55
Уфа и Краснодар подписали соглашение о сотрудничестве
Гузель Набиева 2017-06-28 11:21:44
Datsun отзывает более 17 тысяч автомобилей
Радик Мухарямов 2017-06-28 09:04:42
Так ли страшен «июбрь»? (Cоциум) 27.06.17 (10:17)
Р. Нурлыгаянов 2017-06-27 22:14:03
Уфа и Краснодар подписали соглашение о сотрудничестве
Ксения 2017-06-27 18:02:28
Хайдар Валеев вновь возглавил Центризбирком Башкирии
Ирек. 2017-06-27 14:49:16
Где в республике самые плохие дороги?
Юрис 2017-06-25 14:12:11
Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан (Cоциум) 07.06.17 (12:10)
Я 2017-06-23 20:30:06
И не друг, и не враг, а так… сосед (Cоциум) 22.06.17 (11:01)
прохожий 2017-06-23 13:32:31
Герр инвестор слово держит (Экономика) 20.06.17 (10:41)
Ольга 2017-06-21 11:12:15
В республике начнут обучать межнациональным отношениям (Вопрос эксперту) 15.06.17 (11:00)
Рияз Масалимов 2017-06-19 09:05:48
В Уфе недостроенный дом поставили на кадастровый учёт
ТСЖ 2017-06-13 13:21:05
В Сибайской коррекционной школе допускали незаконные поборы
Жанна 2017-06-05 11:59:09
В Башкирии дети разрисовали Конституцию
Марат 2017-06-02 22:26:37
Две стороны медали (Cоциум) 18.05.17 (10:57)
прохожий 2017-05-18 19:17:46
Связь поколений (Cоциум) 11.05.17 (11:35)
константин, уфа 2017-05-15 11:05:33
Для демографии важно не население, а человек (Cоциум) 21.04.17 (09:13)
прохожий 2017-04-30 13:01:58
НОВОСТИ