На правах рекламы
  • 22.11.17  Сегодня - Всемирный День сыновей
  • 22.11.17  Сегодня - День психолога в России
  • 22.11.17  Сегодня - День работника налоговых органов Российской Федерации
  • 22.11.17  В Мелеузовском районе Башкирии открылась мечеть «Насима»
  • 22.11.17  Банк развития БРИКС выделит 69 млн долларов на Восточный выезд из Уфы
  • 22.11.17  Рустэм Хамитов подписал указ об учреждении Нестеровской премии
  • 22.11.17  На уфимских АЗС подорожало дизельное топливо
  • 22.11.17  В Уфе дикие утки остались зимовать на озере Кашкадан
  • 22.11.17  Сегодня «Салават Юлаев» принимает «Ак Барс»
  • 22.11.17  В Галле проходят Дни культуры Башкортостана
НОВОСТИ
RSS
Конь и сабля — верные друзья воина.
Конь и сабля — верные друзья воина.

Господин Кахым

Ожившая легенда на сцене Башдрамтеатра
версия для печати
6 | 6
Конь и сабля — верные друзья воина.

К образу знаменитого командира башкирского полка, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года и в заграничных походах русской армии, Кахыма Мурзашева, более известного, как Кахым-туря, деятели искусства обращались не раз.


Загир Исмагилов написал о нем оперу, известный писатель Баязит Бикбай — пьесу, народ давным-давно сложил песню, а художественный руководитель Башдрамы Олег Ханов поставил спектакль, премьера которого случилась как раз в последние дни зимы.


«Мы обратились к образу этого героя по зову души, не соотнося ни с какими датами. Это дух любви к Отечеству, к родной земле. Все мы пропускаем через себя Время», — считает Олег Ханов, подтверждая, что нет предела благодарной людской памяти, что живут на земле люди, достойные стать героями легенд.

 

По словам Хамита Иргалина, стерлитамакского историка, умеющего мыслить драматическими образами, главным для него было сохранить канву и уникальность стиля башкирского драматурга, учитывая при этом дух того времени, когда творил Баязит Бикбай. «Я хотел досказать то, что автор в свое время просто не мог выразить, — считает он, — хотел вплести в сюжет мысли человека нынешней эпохи, с иных позиций взглянувшего на дела давно минувших дней». В результате герой пьесы представляет гармоничное сочетание персонажа, несущего пленительное очарование мифа и вполне реального батыра, прославившего в свое время знаменитых «северных амуров». Столь любезный сердцу любого зрителя намек на «преданья старины глубокой» несет и образ Матушки-земли, которого не было в первоисточнике (короткая, но, как всегда, выразительная роль Гюлли Мубаряковой). И мальчика, любопытного представителя нынешнего поколения, заглянувшего в темную пропасть бурного времени. Этот дуэт, по словам драматурга, придает повествованию философский оттенок.


Вообще о бессловесной, но очень красноречивой роли Ильназара Ахметзянова, семилетнего учащегося студии «Самрау» при Башкирском театре драмы, исполняющего символичную роль — Дитя, сказать нужно особо. Он лишний раз убедил зрителей в том, что детей и зверей переиграть очень трудно. «Гость из будущего», второе «я» Кахыма, словно заглядывающего в свою душу и проверяющего, все ли сделано по совести и чести. Или маленький вершитель судеб, заигравшийся в деревянных солдатиков. Он легко перемещается по сцене, ловко лавируя между такими же «заигравшимися» — но всерьез — взрослыми, не изображая, но дыша вполне реальным воздухом истории.


Эти двое — тот дуэт, который придает повествованию глубину, актуальность и некоторый холодок мистики, связывающий эпохи, страны, людей и судьбы.


«Конечно, Кахым-туря прежде всего реальный персонаж реальных событий — тем и трудна для меня его роль, — считает народный артист республики Азамат Гафаров. — Стремление присочинить что-либо, прикрываясь пеленой легенд, тут не пройдет».


Вообще, как это бывает в успешном (теперь это можно сказать со всей уверенностью) спектакле, сложилось все. Протяжная, как долгая песня метели, мелодия курая, бравые переплясы «амуров» — как часто подобные включения призваны как-то склепать слабый сюжет. Но это не тот случай. Если танцуют батыры Кахым-тури — как-то вдруг хочется присоединиться к дружному хороводу, с гордостью ощущая: «Ай да мы, ай да «северные амуры!» (пластика Сулпан Аскаровой). Добавим в канву спектакля талантливую музыку Урала Идельбаева, соединившего с национальными напевами патетические раскаты глубоких мелодий, плывущие над трагедиями человеческих судеб.


В современной драматургии немалое место отводится сценографии, к сожалению...

 

Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.

Опубликовано: 06.03.15 (14:15) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
    Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий