На правах рекламы
  • 22.11.17  Сегодня - Всемирный День сыновей
  • 22.11.17  Сегодня - День психолога в России
  • 22.11.17  Сегодня - День работника налоговых органов Российской Федерации
  • 22.11.17  В Мелеузовском районе Башкирии открылась мечеть «Насима»
  • 22.11.17  Банк развития БРИКС выделит 69 млн долларов на Восточный выезд из Уфы
  • 22.11.17  Рустэм Хамитов подписал указ об учреждении Нестеровской премии
  • 22.11.17  На уфимских АЗС подорожало дизельное топливо
  • 22.11.17  В Уфе дикие утки остались зимовать на озере Кашкадан
  • 22.11.17  Сегодня «Салават Юлаев» принимает «Ак Барс»
  • 22.11.17  В Галле проходят Дни культуры Башкортостана
НОВОСТИ
RSS

Бунт маленького человека

От цивилизованности до абсурда — один шаг, и мы пройдём его вместе с Молодёжным театром
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: с сайта театра
версия для печати
18 | 19
Декорации Юлии Гилязовой выполнены в стиле русского авангарда 20 — 30-х годов.

Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца», премьера которой состоится 28 октября, внешне, несмотря на страшненькое название, — самая настоящая комедия. Судите сами: главный герой, поссорившись с женой из-за ливерной колбасы, решает покончить с собой. Но многим его самоубийство, оказывается, на руку!

 

Умереть за Клеопатру


«Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник», — уговаривают будущего покойника добрые друзья и соседи. Потенциальный усопший пока еще жив, а число предсмертных записок все растет: у каждого свой интерес. «Жить не в силах по подлости фининспектора». «В смерти прошу никого не винить, кроме нашей любимой советской власти». Некая Клеопатра Максимовна хочет, чтобы предполагаемый самоубийца Подсекальников браво застрелился ради нее, не перенеся отказа в ласках, Виктор Викторович — ради искусства, а отец Елпидий — ради религии. Шустрый сосед собирает с желающих попользоваться ситуаций по пятнадцать рублей и организует лотерею: претендентов много, а покойник-то один.


Люди с мелкими, личными интересами нуждаются в жертве, чтобы добавить значимости себе, любимым. Но тогда чего стоит жизнь человека, его свобода?


Ясно, что коль скоро пьеса относится к жанру комедии, зритель не будет в финале заливаться горючими слезами, разве что от смеха. Однако бездыханное тело все же появится: тело мертвецки пьяного Подсекальникова, который, придя в себя, думает, что его душа на небесах, жену принимает за Богородицу, а тещу за ангела. И произносит эпохальную речь: «Товарищи, я хочу есть. Но больше, чем есть, я хочу жить. Я не хочу умирать: ни за вас, ни за них, ни за класс, ни за человечество».


А Эрдман остается единственным в советской драматургии сатириком, который высмеял систему власти, а не отдельные человеческие недостатки.


Сочинитель буффонад и скетчей, интермедий и куплетов для кабаре, талантливый комедиограф с грустными глазами, он, по мнению критиков, удивительно рано, в 20-е годы, когда еще только формировалось советское государство, понял, что за грандиозный эшафот сколачивается в качестве его фундамента. Человек в подобном государстве стеснен такой последней степенью несвободы, что не волен выбирать не только, как ему жить, но и как умирать.


Прямая речь

 

Мусалим КУЛЬБАЕВ,
постановщик пьесы и худрук театра:


— Мы взяли для работы очень серьезный материал. Пьеса Николая Эрдмана еще раз показывает, насколько тонка пленочка цивилизованности, покрывающая человечество.
И стоит лишь слегка приподнять ее, чтобы ужаснуться возможной абсурдности наших слов и действий.

 

Юлия ГИЛЯЗОВА,
художник-постановщик:


— Декорации мы выполнили в стиле русского авангарда 1920 — 1930-х годов. Это послужит, в том числе, отсылкой к той эпохе, о которой идет речь в пьесе. А вот костюмы слегка осовременим, сделав их более привлекательными для нынешнего зрителя. Такое сочетание будет хорошо отвечать задумке режиссера: сделать из спектакля комедию на грани с фантасмагорией.

 

«...За мной опять пришли»


Жизнь самого Эрдмана, выходца из богатой купеческой лютеранской семьи, была не лишена той самой абсурдности, которой полна его знаменитая пьеса. «Самоубийцу» высоко оценили Горький, Луначарский и Станиславский — последний сравнил Эрдмана с Гоголем. Однако при жизни великолепный драматург, уже получивший известность благодаря первому же своему произведению «Мандат», ее так и не увидел.


Впервые пьеса была опубликована на русском языке только в 1969 году в ФРГ. В том же году в Гетеборге (Швеция) она была впервые поставлена на театральной сцене. В начале 70-х годов переведена на немецкий язык и ставилась в театрах Цюриха, Западного Берлина, Вены, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. Затем появились постановки во Франции, Канаде, США. В Англии пьесу играла труппа «Королевской шекспировской компании».


А советские зрители познакомились с ней благодаря Валентину Плучеку, поставившему многострадального «Самоубийцу» только в 1982 году в Московском театре Сатиры. Но прожил спектакль недолго и вскоре был вновь запрещен. Лишь в 1986 году Плучек смог возобновить пьесу.


Эрдман же не писал более пьес. Зато изрядно «наследил» в кинематографе. Достаточно сказать, что вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Веселые ребята», стал одним из авторов сценария фильма Григория Александрова «Волга-Волга». На его счету работа над такими известными лентами, как «Принц и нищий», «Шведская спичка», «Каин XVIII», «Морозко», «Город мастеров», не пренебрегал он и мультфильмами. «Золотая антилопа», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Кошкин дом», «Приключения Буратино» — любимые сказки советской детворы.


Однако «Веселые ребята» совсем не развеселили самого писателя. Прямо в Гаграх, где снималась лента, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом стали сочиненные ими политические стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Приговор, вынесенный Эрдману, оказался удивительно мягким для того времени — ссылка на три года в Енисейск, а затем, по ходатайству актрисы Ангелины Степановой, с которой он был связан много лет непростыми отношениями, — в Томск.


Осенью 1941 года, как все пораженные в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.


Во время войны он участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. Однажды, глядя на себя в зеркало, грустно заметил: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…».


Но за ним больше не приходили — напротив, автора опальной пьесы, сочинителя крамольных стишков наградили, представьте, в 1951 году Сталинской премией второй степени за сценарий фильма «Смелые люди».

Опубликовано: 19.10.17 (18:49) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
    Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий