На правах рекламы
  • 22.11.17  Сегодня - Всемирный День сыновей
  • 22.11.17  Сегодня - День психолога в России
  • 22.11.17  Сегодня - День работника налоговых органов Российской Федерации
  • 22.11.17  В Мелеузовском районе Башкирии открылась мечеть «Насима»
  • 22.11.17  Банк развития БРИКС выделит 69 млн долларов на Восточный выезд из Уфы
  • 22.11.17  Рустэм Хамитов подписал указ об учреждении Нестеровской премии
  • 22.11.17  На уфимских АЗС подорожало дизельное топливо
  • 22.11.17  В Уфе дикие утки остались зимовать на озере Кашкадан
  • 22.11.17  Сегодня «Салават Юлаев» принимает «Ак Барс»
  • 22.11.17  В Галле проходят Дни культуры Башкортостана
НОВОСТИ
RSS
По замыслу авторов, Аленький цветочек — это фея, несущая людям добро, нежность и сострадание.
По замыслу авторов, Аленький цветочек — это фея, несущая людям добро, нежность и сострадание.

Аленький цветочек... затанцевал

Юбилейный сезон начался с мировой премьеры
версия для печати
36 | 36
По замыслу авторов, Аленький цветочек — это фея, несущая людям добро, нежность и сострадание.

Новой постановкой — «волшебным» балетом «Аленький цветочек» завершились Аксаковские торжества и открылся новый юбилейный сезон театра оперы и балета. Это, несомненно, стало ярким зрелищным началом нового многообещающего театрального сезона.

 

Быть может, именно такого балета не хватало в репертуаре оперного театра (афишу уж давным-давно пересекла ленточка с надписью «Все билеты проданы»). Создатели спектакля не зря назвали его в аннотации «волшебным». А волшебство в том, что это как раз та постановка, которую с удовольствием посмотрят дети, впервые приобщаясь к высокому искусству классического танца. И как знать, может, как раз таким, как на сцене, воображает Чудище юный любитель сказок, слушая тихий мамин голос на вечерней заре. А засыпая, вдыхает неведомо откуда прилетевший легкий аромат райского сада, выросшего стараниями сценографа, но: т-с-с! — об этом еще верящий в обольстительный обман лицедейства начинающий театрал знать не должен.


И у взрослых, кстати, составлявших на удивление большую часть публики, поверьте, осталась все та же неизменившаяся детская душа. И пришедшая оттуда, из мглы веков, где зародились сказки, любовь к чудесам, вечное, тщательно скрываемое наивное ожидание прекрасного принца живут и будут жить в нас всегда... Не надо искать в новом спектакле скрытых смыслов, подтекстов, аллюзий. Просто отдайтесь плавной мелодии, уносящей вас в чудесный мир превращений и, конечно, счастливого окончания всех невзгод.


И если вы уже успели соскучиться по радостным краскам ушедшего лета, бархатный занавес распахнет свои алые крылья, и одна из самых красивых сказок поведает вам о любви и предательстве, отчаянии и верности, сказка, где живут себе да поживают любящий папа-Купец (Ильдар Маняпов), две завистливые прохиндейки-дочки (Адель Овчинникова и Софья Доброхвалова), нежная, самоотверженная Настенька (Гульсина Мавлюкасова), в общем-то,
не страшное, а просто несчастное Чудище (Рустам Исхаков). И даже Злую Колдунью (Лилия Зайнигабдинова) можно как-то понять и пожалеть — не так-то приятно оказаться в роли отвергнутой женщины.


Хореографический язык спектакля — это безусловный язык классики. И как его ни ломай, как ни отрекайся от азбуки танца, именно на нем почти буквально «заговорят» спесивые купеческие дочки, утешит страдающее Чудище всепонимающая Настенька, припомнит свою женскую обиду Злая Колдунья.


Взявшись за постановку спектакля нашего земляка, а ныне известного московско-
го композитора Владимира Купцова, народный артист России Андрей Петров, руководитель Кремлевского балета, посчитал, что поставить «Аленький цветочек» в аксаковских местах, в народном доме Аксакова — символично и правильно. И если спектакль будет иметь успех и идти в разных городах России, то свой путь он должен начать именно отсюда.

 

Кстати


На сюжет сказки были поставлены два балета: Гармана в 1907 году в Мариинском театре и на музыку Корчмарева, впервые прошедшего в 1949 году в Новосибирском театре. Поколение постарше наверняка помнит мультфильм Льва Атаманова (1952 год) и фильмы Ирины Поволоцкой (1977 год) и «Сказку о купеческой дочери и таинственном цветке» режиссера Владимира Грамматикова (1992 год) с Александром Абдуловым — Принцем и замечательной Аллой Демидовой в роли Злой Колдуньи. Наш балет «поющий»: в спектакле участвуют хор театра и солирует сопрано.

 

Прямая речь

 

Григорий БЕЛОВ,
сценограф (Москва):


— Мы немного посоперничали в сочинительстве с Аксаковым в том плане, что решили: наш аленький цветочек пробуждает любовь. Поэтому первое место действия — это что-то вроде рая, где все любят друг друга и ни в чем не нуждаются. Потом, естественно, появляется Злая Колдунья, которая этот рай разрушает. Но это же сказка — все расцветает вновь. При этом главное не в короне и бусах, но в духовной стороне, которая воплощается в танце. Этот «Цветочек» — первый в моем «букете», но сказками вообще я занимаюсь ежегодно, потому что делаю Кремлевские елки. А там каждый раз новые сказки, феерии и свои философские истории. Конечно, один из главных вдохновителей для нас — великий художник Иван Билибин. С некоторым налетом мистицизма — от нас. Это своего рода поэзия: сталкивать между собой странные метафоры, заключенные в сказках, рифмовать их между собой — тем сказка и хороша.

 

Софья ГАВРЮШИНА,
фея аленького цветочка:


— У нас необычный аленький цветочек: он у нас не просто на клумбе красуется, он у нас танцует. Точнее, танцует душа, заключенная в нем. Это, в общем-то, не человек или птица, а существо абстрактное, неживое, но мне надо показать, сколько счастья и любви оно дарит тому, кто приходит и просит о чем-то. Это такое вселенское добро, нежность, радость.

 

Ольга ПОЛЯНСКАЯ,
художник по костюмам (Москва):


— Тот яркий праздник, что случился сегодня на сцене, не только детям нужен, и взрослым тоже. Сейчас взрослым просто необходимы сказки. Костюмы спектакля воплощают три мира, три стиля. Это русский народный быт, для него я взяла фольклорный стиль. Тот рай, где живет аленький цветочек, нереальный, неуловимый, здесь все невесомое, прозрачное, как крылышки стрекоз. Мир Злой Колдуньи совсем другой — с чудищами, сливающимися с корой дерева и мхом. Чем вдохновлялась при их создании — не скажу, если бы знала, мне бы за это Нобелевскую премию дали. Никто не знает, откуда прилетают к художнику его идеи.


Особый вопрос — Чудище. Оно, конечно, Чудище, но все же не надо, чтобы дети-то боялись. Поэтому мы сделали так, что через музыку, через пластику все же чувствуются его доброта, нежность и страдание.

 

Чтение для достойных леди

 

Некоторые полагают, что «Аленький цветочек» — русифицированная версия сказки «Красавица и Зверь» Лепренс де Бомон. На самом деле сюжет про девушку, оказавшуюся в заложниках у незримого чудища и полюбившую его за доброту, очень древний и распространен еще со времен античности (например, история Амура и Психеи). В Италии это история о Зелинде и страшилище, в Швейцарии — повесть о принце-медведе. В Турции — сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае — о волшебном змее, в Англии — «Большая собака с мелкими зубами», в Португалии — «Чудо-медведь». Карло Гоцци в 1746 году пишет сказку «Синее чудовище». Сказочную повесть для взрослых «Красавица и Зверь» поведала в 1740 году Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнев, а вот Лепренс де Бомон решила сделать ее историю пригодной для чтения «достойных леди».


Именно к ней ближе всего аксаковский вариант. В русской литературе до Аксакова эту историю литературно обрабатывал также Ипполит Богданович — в поэме «Душенька», увидевшей свет в 1778 году.


В детстве во время болезни маленького Сережи ключница Пелагея рассказывала ему сказки. Волшебная история про купца, привезшего дочери аленький цветочек, была среди этих историй. Спустя некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского композитора Гретри «Земфира и Азор» с тем же сюжетом. В первой редакции сказка называлась «Оленькин цветочек» — в честь любимой внучки писателя.


А ключница Пелагея служила в купеческих домах, в том числе и у персидских купцов. И слышала там много восточных сказок. У нее был дар рассказчицы, за что ее особо любили в семье Аксаковых. Когда Сергей Аксаков вырос, он рассказывал эту сказку уже сам, и образностью и поэтичностью его слога восхищались современники, включая Пушкина и Гоголя. «Аленький цветочек» — последнее произведение уже тяжело больного писателя.

Опубликовано: 09.10.17 (10:40) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
    Несравненная Кармен — фигура трагическая, по мнению певицы.
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий