На правах рекламы
  • 22.11.17  Сегодня - Всемирный День сыновей
  • 22.11.17  Сегодня - День психолога в России
  • 22.11.17  Сегодня - День работника налоговых органов Российской Федерации
  • 22.11.17  В Мелеузовском районе Башкирии открылась мечеть «Насима»
  • 22.11.17  Банк развития БРИКС выделит 69 млн долларов на Восточный выезд из Уфы
  • 22.11.17  Рустэм Хамитов подписал указ об учреждении Нестеровской премии
  • 22.11.17  На уфимских АЗС подорожало дизельное топливо
  • 22.11.17  В Уфе дикие утки остались зимовать на озере Кашкадан
  • 22.11.17  Сегодня «Салават Юлаев» принимает «Ак Барс»
  • 22.11.17  В Галле проходят Дни культуры Башкортостана
НОВОСТИ
RSS
Главный посыл Стратегии — укрепление и сохранение семьи.
Главный посыл Стратегии — укрепление и сохранение семьи.

Основная цель — не рейтинги, а качество жизни

Республика с «усыхающим» числом жителей не может быть привлекательной
Автор: Иван МИРОНЕНКО, кандидат экономических наук, заслуженный экономист Республики Башкортостан.
Фото: Раиф БАДЫКОВ
версия для печати
24 | 24
Главный посыл Стратегии — укрепление и сохранение семьи.

Проект «Стратегия-2030» в редакции сайта минэкономики республики и материалы общественного обсуждения документа вызвали необходимость выразить свое личное отношение к нему.

 

Имея некоторый опыт разработки долгосрочных прогнозов развития республики в дореформенный период и в начале реформ, анализируя особенности и проблемы развития региона, которые мне известны не из бумаг и не понаслышке, считаю возможным изложить свое видение фундаментальных, основополагающих векторов развития республики.


Такими векторами-направлениями считаю работу по росту народонаселения, концентрацию всех возможных ресурсов на рост душевого регионального продукта, развитие всех отраслей агропромышленного комплекса, а также наращивание объема и эффективности индикатора использования человеческого капитала. Постараюсь дать краткую мотивацию каждому из четырех.

 

О народонаселении


В базовом варианте намечено снижение населения республики к 2030 году. Это недопустимо. Республика, как и любая страна с «усыхающим» числом жителей, не может быть привлекательной. Это экономическая аксиома. Следует вернуться к этому коренному показателю и поднять все возможности для его корректировки. Все уровни власти, наука, культура, здравоохранение, просвещение, спорт, все общественные организации должны быть тотально мобилизованы для разворота гибельной тенденции в обратную сторону. Потенциально такими возможностями республика располагает. Жаль, что в рамках газетной статьи невозможно раскрыть этот потенциал.


Обозначу хотя бы некоторые фундаментальные направления конкретных управленческих действий, повышающих рост населения. Прежде всего это меры по ощутимому сокращению распада молодых семей в первые два года их создания. Одновременно должны быть использованы все доступные меры поддержки создания и укрепления полной семьи. Надо сократить поток абортов, ограничив их числом медицинских показаний. Огромный положительный стимул кроется в установлении (для роста полных семей) ряда финансовых послаблений в сфере налогов, коммунальных и других платежей, в отсрочке военной службы. Это только начало ряда. Здесь необходимо отметить важность вскрытия реальных причин, порождающих негативные проблемы народонаселения. Мы же, властные структуры, отмечаем только следствия этого явления, не обнажая причины. Например, разительного разнобоя в рождаемости и смертности в субъектах Российской Федерации, в районах и городах республики.


Душевой региональный продукт — это и фундамент, и стены, и крыша не только повышения уровня качества жизни народа, но и один из важных факторов роста народонаселения. В базовом варианте этот показатель растет в 2,8 раза за 15 лет. Неплохой, казалось бы, темп. Но в значительной мере он получен (при общем росте ВРП по базовому варианту в 2,1 раза) за счет снижения численности населения. При осуществлении мер по росту численности населения потребуются расчеты и меры по сбалансированности показателей общего и душевого ВРП. С учетом недавних поручений президента Владимира Путина — обеспечить к 2020 году выход основных экономических показателей на уровень ведущих мировых держав — это потребует значительных корректив.


Развитие АПК


В одной из стратегических инициатив эта отрасль упоминается в качестве одного из проектов, которых в Стратегии десятки. По моему мнению, АПК требует отдельного, особого подхода к оценке его роли. Глава региона Рустэм Хамитов справедливо назвал АПК мощнейшим рычагом и тягачом для всей республики. И это так на самом деле. На селе живет 38 процентов населения Башкортостана. А их вклад в создание ВРП составляет около восьми процентов.


Низкий уровень зарплаты при высоком проценте селян в общем числе занятых общественным трудом — одна из главных причин низкого рейтинга республики по этому показателю. Нелишне будет напомнить, что в дореформенное время доля АПК в региональном валовом продукте Башкирии устойчиво составляла около одной четверти. Так что резервы там имеются. Я согласен с позицией Рустэма Хамитова, который сказал: «Мы обязаны работать там по-другому, исходя из других позиций, других концепций. На мой взгляд, эти позиции и концепции должны базироваться на создании и развитии крупных агропромышленных предприятий, способных при поддержке государства самооснащаться современными технологиями. Не заниматься самообманом, что фермер накормит Россию». Спросите: кто в США кормит 230 млн американцев? Фермеры? Нет, крупные агротехнические объединения. Конечно, это дело не одного года, и радикальными изменениями в управлении сельхозкластером должна заниматься федеральная власть. Но кто-то же должен начинать. Республика располагает должным потенциалом, чтобы выступить инициатором в этой весьма необходимой сельхозреволюции.


О нашей внешней притягательности


Наконец, о наращивании индекса человеческого развития и повышении его использования. Это многогранный показатель, который учитывает уровень грамотности населения, его здоровье, рождаемость, доходы и многое другое, что составляет фактор внешней притягательности республики для проживания и труда на ее территории.


К сожалению, сегодня создалась негативная тенденция по этому направлению: с пятого места в 2000 году мы сместились на 20-е в 2015-м. Такая ситуация требует особых мер и новых подходов в проектах и других мероприятиях Стратегии-2030. Необходимо также отметить, что принятие (очевидно, в ближайшее время) дальнесрочного прогноза социально-экономического развития России, безусловно, потребует уточнения и доработок Стратегии.


О доходах населения


В Стратегии намечен рост доходов в 2,8 раза к 2030 году. Однако реальный доход значительно снизит инфляция со среднегодовым ростом цен на три процента. К сожалению, в расчетах дан не душевой реальный доход, а общая его сумма.


Кроме того, весьма важно распределение доходов. Существует коэффициент, который отражает соотношение между десятью процентами населения с наивысшим доходом и десятью процентами жителей с низким доходом. Этот показатель один из главных факторов социальной напряженности в обществе. Принято, что для социальной стабильности первая группа должна иметь доход не более чем в шесть раз выше второй группы. У нас в стране этот коэффициент превышен в несколько раз. Примерно такое же положение и в республике.


Конечно, радикально повлиять на разницу в доходах и привести ее к норме может федеральная власть, но информацию о динамике этого коэффициента жители республики должны знать. Кроме того, в Стратегии должны быть рассмотрены доступные для субъекта федерации меры по улучшению социальной справедливости. Нелишне привести динамику реального душевого (с учетом инфляции) дохода населения, что даст возможность более объективно оценить этот важнейший показатель. Желательно дать величину дохода сельского и городского жителя и ее динамику.


Разделим на пятилетки


Теперь о некоторых важных проблемах, которые, на мой взгляд, не нашли должного рассмотрения и решения в Стратегии, по крайней мере в доступной сайтовой редакции минэкономики РБ.


Опыт долгосрочного прогнозирования указывает, что без деления длительного прогнозного периода на этапы с четким обозначением их промежуточных целевых задач практически невозможно организовать действенный контроль и оценку реализации документа.


Пятилетние периоды с границами в 2020, 2025 и 2030 годах, на мой взгляд, вполне оправданы для формирования как задач, так и контроля и мониторинга их реализации.


Далее о производственной и социальной инфраструктуре. В Стратегии имеются упоминания о ней. Инфраструктура — кровеносная система экономики, и ее значение в будущем будет возрастать. Поэтому стратегический анализ и взгляд на развитие всех видов инфраструктуры заслуженно должны быть выделены в отдельный раздел. В нем особое внимание должно уделяться развитию дорожно-транспортного и топливно-энергетического кластеров. В качестве справки сообщим читателю: в Белоруссии уже несколько лет назад разработаны и реализованы генеральные дорожно-транспортные схемы для городов с населением более 50 тысяч человек. У нас миллионный мегаполис такой схемы и управления ею не имеет.


Есть у меня ряд общих и конкретных пожеланий. Так, Стратегия не содержит ни анализа, ни прогноза развития традиционных отраслей экономики: нефтепереработки, нефтедобычи, цветной металлургии, химии. А ведь они сегодня дают и еще многие годы будут давать большую часть ВРП, о чем говорил глава Башкортостана при обсуждении проекта документа. Этот пробел следует исправить. Кластер, я считаю, должен взять курс на углубление переработки сырья, внедрение новых технологий по выпуску малотоннажной химической продукции, безотходных технологий, сократить потери.


Требует дополнительных подходов проблема охраны окружающей среды. Сохранение среды обитания имеет весьма значимое влияние на внешнюю привлекательность республики, как места комфортного проживания и труда.


Коттеджи не решают проблему расселения


Несколько слов о главной составляющей социальной инфраструктуры — строительстве жилья. Туда направляются огромные денежные и материальные ресурсы. Там немало крупных проблем. Возьмем одну — этажность строящихся домов. Многие страны, в том числе ведущие в экономическом росте, уже 20 лет взяли ориентир на строительство малоэтажных и индивидуальных домов. В таком жилье в Германии живет 88 процентов населения, в Италии — 60, во Франции — 65, в Финляндии — 75, в США — 82. В нашей стране по инициативе Владимира Путина тоже запущена программа малоэтажного строительства.


В республике эта программа была закрыта коттеджным строительством, которое не решало и не решает проблем расселения жителей крупных городов и прежде всего Уфы, где продолжается движение «ввысь». Здесь не место детальному анализу этого заблуждения. Отмечу только, что такой подход к расселению ухудшает многие условия комфортного проживания, усугубляет транспортную и другие проблемы. Город живет не последний год, и надо объективно оценить обстановку и сделать выводы не в угоду застройщикам, а в пользу жителей.


Учитывая особую роль Уфимской городской конгломерации в экономике республики, следует рассмотреть необходимость включения в Стратегию отдельного раздела «Основные стратегические направления социально-экономического развития Уфы».


Есть у меня пожелание общего характера. Документ, которым будут пользоваться тысячи людей многие годы, надо сделать более «читабельным» — упростить замысловатые формулировки и термины. По возможности избегать использования рейтингов в качестве цели. Ведь мы пока ничего конкретного не знаем о федеральных рейтингах в 2030 году, а выбираем 30-е место, например, по доле лиц с высшим образованием в общем числе занятых общественным трудом. В названиях цифровых таблиц неуместно слово «анализ», ведь чисто цифровая таблица без аналитического комментария — это не анализ. Цифровые таблицы нуждаются хотя бы в кратких комментариях.


О проблеме реализации Стратегии


Это более важно и не менее сложно, чем ее разработка. Ведь жителям республики важно не то, что кто-то написал, а важно реальное улучшение условий труда, быта и отдыха. С другой стороны (и это часто упускают из виду разработчики, властные структуры), мероприятия Стратегии реализуются каждым трудоспособным жителем республики. И здесь весьма важно участие возможно большего числа граждан в разработке Стратегии и ее проектов. Иначе легко скатиться в опасную ситуацию, живучую, к сожалению, в обществе — «не я выдумывал эту стратегию, не мне ее и выполнять».


Такая проблема существовала и в советские годы плановой системы. Я это знаю по изрядному личному опыту. И могу сказать, что тогда был выработан довольно надежный инструмент, блокирующий настрой «это не мое дело». Проекты прогнозов, а затем и планов разрабатывали на каждом предприятии, в трудовых коллективах. Скажу, что это был надежный инструмент в организации контроля и выполнения плана. Используя этот опыт, предлагаю: после утверждения Стратегии в каждом муниципалитете, районе, на предприятии разработать и утвердить свой долгосрочный прогноз социально-экономического развития. В качестве методологической помощи Институтом стратегических исследований или другими республиканскими органами надо разработать типовой макет этого документа с ориентацией на отдельные направления Стратегии. Это, безусловно, даст положительный результат в двух направлениях. Во-первых, облегчит организацию выполнения отдельных проектов Стратегии и сделает более оперативным контроль и мониторинг выполнения конкретных мер. Во-вторых, даст дополнительный опыт и стимул городам, районам и предприятиям в разработке и реализации мер по решению местных проблем.


И, пожалуй, последнее. Необходимо учесть быстро растущую напряженность в мире, а также рост природных катаклизмов. Их проявления часто требуют эвакуации значительного количества населения. Башкортостан не исключение. Поэтому, формируя долгосрочный прогноз жизни республики, необходимо предусмотреть (прежде всего для крупных городов) меры по эвакуации части населения при угрозе чрезвычайной ситуации.

Опубликовано: 28.04.17 (09:50) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
   
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
прохожий()2017-04-28 12:00:52
Содержание статьи. её эмоциональный настрой являют из себя некий "привет" нам всем из далёкого уже советского прошлого..., в котором правила бал плановая экономика, с её директивной составляющей...
Не подвергая сомнению всё здесь сказанное господином Мироненко, соглашаясь с абсолютным большинством его посылов, спрошу уважаемого автора только об одном: кто и как будет финансировать реализацию положений Стратегии...кто и как будет принуждать толстосумов к участию перестройки экономики республики? И ещё: как всё-таки нежно-нейтрально звучит---"реформы" -- в устах автора гигантского размера трагедия развала СССР, уничтожения социалистической экономики, бардака и беспорядков на четверть века длиной, с океанами страданий и бед народных... гибели и исхода за границу миллионов наших сограждан! С гражданскими войнами по окраинам Союза...То не "реформы", а контрреволюционный переворот... сотворённый партийной элитой в интересах наших извечных врагов...