Нельзя сказать, что идентичность напрямую связана только с языком, но тему идентичности и языка очень важно поднимать и обсуждать именно в национальных республиках, говорит Марина Мартынова:
— В этих регионах, с одной стороны, происходит процесс русификации, с другой стороны, языки в республиках все-таки легче сохранить, чем языки малочисленных народов. Меня тема языка больше интересует не с точки зрения лингвистики, а как этнолога и антрополога. Сегодня на форуме я говорила о связи языка и школьного образования, в последнее время эта тема актуализируется. Я считаю,что жизнь языка во многом зависит и от государственной политики, в первую очередь — от отношения к школьному образованию. У нас в стране отношение к нему в разное время было разным, и мы видим, как это влияет на использование языка. В 2018 году, когда были внесены коррективы в Закон об образовании в части изучения родных языков, это вызвало большую дискуссию. С одной стороны, были недовольные тем, что родной язык перешел в сферу добровольного изучения, с другой стороны, мы видели, как это подхлестнуло интерес к языкам, как стали появляться новые учебники, альтернативные формы обучения языку. Зачастую сейчас дети знают родной язык лучше, чем родители.
Фото автора.