Все новости
Культура
26 Февраля , 15:37

Картина, в которой можно жить

Убегая от школьных хулиганов, 10-летний Бастиан спрятался в старой книжной лавке, где нашел таинственную книгу, изукрашенную орнаментом. Открыв ее, он попал в фантастический мир бегающих улиток, летающих собак, бескрылых Драконов Удачи.

Картина, в которой можно жить
Картина, в которой можно жить

Таков сюжет «Бесконечной истории» — детского фильма 80-х годов ХХ века — доброго, нежного, волшебного, будоражащего фантазию. Сколько раз пересматривала эту необычайно атмосферную сказку юная жительница уфимской Черниковки Оля Цимболенко, история умалчивает, но с ее настроением и смыслами она пошла по жизни. «Мечты, сны, путешествия во времени, кинематограф прошлых лет — вот что движет мной в рисовании, — говорит известный уфимский художник Ольга Цимболенко, чья выставка «Бесконечная история» проходит в уфимской арт-галерее «Мирас».

«Мне кажется, невозможно говорить о художнике, если не знаешь, что это за человек», — считает галерист Ольга Рамазанова, запустившая проект «Диалоги об искусстве», дающий возможность не только посмотреть работы современных художников из Башкортостана, но и познакомиться и пообщаться с ними лично, почувствовать энергетику, узнать, о чем художник хотел сказать в своих работах.

«Борис гадает, гадает, гадает», — приговаривает королева уфимского перформанса художница Нелли Акчурина, поглаживая попугая Бориса, сделанного из папье-маше Ольгой Цимболенко. Борис — реальный персонаж из 90-х, когда между павильонами Центрального рынка курсировала колоритная женщина в зеленом пальто и песцовой шапке с сидящим на руке попугаем и зазывала желающих погадать. Таких и на открытии выставки оказалось немало: гости с любопытством вытягивали оригинальные предсказания, придуманные художницей и заключенные в Бориса. Таким образом арт-объект приблизился к людям, а публика шагнула в мир художника Ольги Цимболенко, мир фантазий и мечтаний, не далеких и отстраненных фантасмагорий, а чего-то очень теплого и до боли знакомого, что, несмотря на необычный угол зрения и художественную манеру художницы, воспринимается как нечто и про тебя.

Казалось бы, такая гармоничная в своем творчестве, Ольга пришла к нему непросто. Поступила в Уфимский институт искусств с третьего раза, окончив педколледж, поработав учителем, гардеробщицей, уборщицей, реставратором в иконной мастерской. Хотя уже в детстве начала нащупывать эту дорогу, и когда в пять лет бабушка подарила ей куклу, а сестренке фломастеры, была до глубины души обижена: ну как же так, люди, которые прожили с ней целых пять лет, не почувствовали, что не кукла, а фломастеры были ее подарком!

Ольга Цимболенко — это про чувства, эмоции и внутреннюю свободу. Трудно представить ее, старающуюся вписать себя в какие-то рамки, даже рамки холста она растягивает до необходимых ей пределов, оставляя при этом впечатление, что никаких пределов нет, что история не закончена и продолжается в каком-то измерении уже вне картины. Та самая «бесконечная история», обозначенная в названии выставки. Взять, например, две длинные, горизонтальные, как сама Ольга говорит, «долгие» работы, расширяющие пространство выставочного зала. По словам художницы, они — приглашение в путь и сама история.

Ее история как художника, можно сказать, началась после того, как в институте искусств она попала на курс к заслуженному художнику РБ неопримитивисту Михаилу Назарову. До этого Ольга, которая поступила сначала на худграф уфимского филиала МГГУ имени Шолохова, хотела рисовать, как Суриков. Но про тех, кто попадал к Назарову, шутили: мол, теперь будете рисовать квадратные головы. Тем, кто любил рисовать реалистичные пейзажи, то, что делали последователи Назарова, казалось странным. К этому странному наивному искусству, к авангарду Ольга пришла не сразу, но постепенно, через общение с учителем, который в отличие от других не поправлял и не сравнивал картину с натурой, рассматривая ее как объект, который может не иметь никакого отношения к реальности.

То, что изображает Ольга, — это ее реальность, ее личный обитаемый уголок, в котором есть все для жизни.

— Плоскость холста реальна, но живет по правилам художника. При этом реальность своих картин старалась наделить всем необходимым для привычной жизни: вот дом, чтобы жить, стол, вот чашка кофе (ее может уронить кот, но так даже лучше). Макароны, электричество, хорошая песня. Обязательно нужны друзья, которые ехали к тебе на мотоцикле по дороге мимо леса, гор и реки. В доме должны жить животные, дом всегда там, где они. Все эти простые вещи важно перечислить, чтобы не забыть, — считает Ольга. Она рисует интерьеры, в которых жила, своих знакомых, со временем люди на картинах становятся системой образов. Кошки, собаки, лошади становятся героями многих картин, потому что без животных автору сложно: «Они наши друзья, семья, посланцы откуда-то свыше». И даже если автор решает что-то изменить в своей картине, то из нее скорее исчезнет человек, но животное останется. Одна из важных тем для художницы — одежда. «Это наша защита, красота, это наш друг, почти как и животные. Просто висящее платье, по-моему, красиво и без присутствия человека. Вот, например, портрет моей рубашки: она красива и достойна картины», — говорит она. Одна из выставок Ольги носила говорящее название — «Гардероб».

— Я не могу сказать, что мне больше нравится: классическое искусство или авангардное. Мне нравится разное искусство, разные языки, на которых общаются художники, если это талантливо, если в этом есть личность, а не идея, взятая на интернет-платформе, — говорит Ольга.

Личность художника отражается не только в картинах, но и в том, как они преподносятся зрителю. Ольгу Цимболенко всегда смущали пафосные открытия выставок. Поэтому уже первая выставка ее работ в составе группы «Новь» открылась в очень необычном даже для самих участников выставки формате. Во-первых, потому что искусствовед, рассказывающий о картинах с умным видом, на самом деле нес околесицу, во-вторых, его сопровождал странный посетитель с заинтересованным лицом фиксирующим все в блокноте. Ольга, которой хотелось избежать скучных стандартов, пригласила на роль экскурсовода подругу, сама написала странный текст, а роль «заинтересованного» сыграл молодой художник, который в дальнейшем не раз эпатировал уфимскую публику, Евгений Севастьянов. Как рассказала Ольга, не всем из участников группы понравился перформанс, кто-то посчитал его неуместной насмешкой над таким важным событием, как первая выставка, и группа распалась. Тем не менее, интерес к перформансам у Ольги ничуть не угас, поэтому она продолжает выступать в жанре, который называют абсурдной экскурсией. Чего стоит ее образ уборщицы с гламурной тряпочкой цвета фуксия на швабре на прошлогодней выставке в галерее «Мирас».

— Какой-то подвох, абсурдность, зритель думает: вроде и человек приличный, и в приличное место его пустили… Я хотела бы, чтобы доля некой странности была в этом мире, — поделилась художница.

Еще одной ее творческой гранью несколько лет назад стала китайская живопись. И несмотря на то, что, по ее признанию, Ольга все время стремилась избежать педагогической деятельности, китайская живопись снова привела ее к преподаванию: знакомая пригласила ее преподавать это искусство детям, которые учили китайский в языковой школе. Учителям пришло в голову, что с помощью искусства детям будет легче перейти от букв к иероглифам. Теперь Ольга называет китайскую живопись своей параллельной жизнью.

— В детстве у меня была энциклопедия юного художника и в ней был портрет лошади в стиле «се и» китайского художника. Это изображение лошади несколькими мазками, как будто небрежное, но такое точное, меня поразило, — говорит Ольга. Она рассказала, что также восхищается и иконописью и даже работала реставратором в иконописной мастерской, но недолго, из-за несовпадения ее взглядов с политикой мастерской: ей очень хотелось сохранить трещины на иконах, которые должны были выглядеть «как новенькие».

— Это большой профессионал и самый мощный художник-женщина у нас в республике, — считает галерист Ольга Рамазанова. — И она вдохновляет своим искусством. Несколько лет назад мне захотелось научиться рисовать, мне казалось, что так я буду лучше понимать искусство. Я проходила стандартный курс живописи и рисунка, но вдохновение ко мне почему-то не приходило. Мне не нравилось строить кубы, делать полутени, хотя я понимала, что это базис, это нужно. Узнав, что Ольга ведет курс по живописи, пришла к ней, и она сломала все мои барьеры, я почувствовала себя способной, талантливой и с тех пор полюбила живопись еще больше.

Какова цель художника? Для чего он нужен? Может быть, художник — это какой-то «глюк», сбой в матрице? — на такой «вопрос из зала» Ольга Цимболенко ответила так:

— Действительно, если повар готовит, а гардеробщик — гардеробит, то напрашивается вопрос: а что делает художник? А он все делает все, что вокруг нас. Я для себя это сравниваю с влажностью воздуха. Если воздух увлажненный, ты напитываешься, как, например, в Эрмитаже, даже если ты мало разбираешься в искусстве, а если ты живешь в лютой бытовухе, это тебя иссушает и внутренне морщинит.

Ольга любит переделывать свои картины, усматривая в этом нечто экологичное.

— С одной стороны я не замусориваю холстами планету, с другой — это сигнал: успейте купить понравившуюся картину, ведь она может измениться!

Фото автора.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА
Читайте нас: