Все новости
Транспорт
23 Ноября , 20:15

За рулём — не за штурвалом

Главная причина всех смертельных автоаварий — низкая водительская дисциплина

ГАИ РБ Все, что осталось от машины после лобового столкновения, в котором погибли мама с годовалой дочкой... Бакалинский район.
Все, что осталось от машины после лобового столкновения, в котором погибли мама с годовалой дочкой... Бакалинский район.Фото:ГАИ РБ

В республике за десять месяцев зарегистрировано около 2,5 тысячи ДТП, в которых погибли 330 человек и почти три тысячи получили травмы. Причем каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие в республике происходит по причине пьяного вождения, и каждый четвертый гибнет на дороге по вине нетрезвого водителя. Всего за десять месяцев текущего года сотрудники ГАИ выявили на дорогах республики свыше 14 тысяч водителей с признаками опьянения. Но, невзирая на профилактические рейды, сегодня Башкирия занимает пятое место по России по количеству «пьяных» ДТП.

Три причины для кручины

В этом антирейтинге лидирует Краснодарский край, следом идут Нижегородская область, Пермский край, Ленинградская область и Санкт-Петербург. Всего с начала года в республике по вине пьяных водителей произошло 303 ДТП, в которых погибли 84 человека и 388 — получили ранения. Об этом накануне Всемирного дня памяти жертв ДТП сообщил на пресс-конференции в медиацентре «Россия» начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции РБ Линар Зиннуров. В мероприятии также участвовали руководители и представители региональных минтранса, минздрава и минобразования.

На вопросы журналистов должен был отвечать и главный госавтоинспектор республики Владимир Севастьянов, но ему пришлось выехать на место очередной трагедии: в тот день в Бакалинском районе в автоаварии погибли 26-летняя женщина и ее годовалая дочка. Как известно, автоледи на «Ладе Гранта» выехала на встречную полосу и столкнулась с «Киа Спортейдж», 35-летний водитель иномарки и его 64-летний пассажир были госпитализированы.

Эта печальная история подтверждает статистику республиканской ГАИ — в ДТП чаще попадают водители в возрасте от 30 до 40 лет. По их вине за минувшие десять месяцев было совершено 2 080 аварий, что составляет более 85 процентов от общего количества дорожно-транспортных происшествий. Причинами (как правило, на фоне превышения скорости) становятся столкновение транспорта, наезд на пешеходов и выезд на встречную полосу.

В этом году рост смертельных дорожных инцидентов зафиксирован в пяти районах республики: в Мелеузовском, Ермекеевском, Краснокамском, Мишкинском и Уфимском. А наиболее аварийно опасными считаются дороги: Уфа — Инзер — Белорецк, Уфа — Чишмы — Киргиз-Мияки, Уфа — Янаул, Дюртюли — Нефтекамск. Кроме того, неблагополучным признан и участок дороги М-5 «Урал» в Чишминском, Иглинском и Благоварском районах. В целом увеличение числа погибших в ДТП отмечено на территории 28 муниципалитетов республики.

В Уфе участникам движения нужно быть особенно внимательными на перекрестках улиц Энтузиастов и Лесотехникума, Жукова и Бикбая, а также в районе тупика улицы Свободы. Именно там чаще всего происходят аварии, предупредил представитель дорожной полиции.

90 км в час — почти пешком

При этом депутаты Госдумы предлагают увеличить разрешенную скорость на трассах до 150 километров в час, аргументируя свою инициативу тем, что таким образом повысится пропускная способность дорог. С законодателями согласен и. о. первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Виктор Жульков, отметив, что держать разрешенные 90 километров в час на скоростной дороге — все равно что идти пешком. Потому на трассе Уфа — Оренбург практически все едут под 110 км в час.

Но у представителя ГАИ другое мнение. В республике именно превышение скоростного режима — одна из главных причин ДТП, в том числе и наезды на пешеходов: водители не успевают вовремя отреагировать на появление человека на дороге. Особенно в пасмурную погоду и в сумерки. Поэтому вначале нужно создать инфраструктуру для скоростных магистралей. На данный момент таких условий нет, и увеличивать скоростной режим в нашем регионе было бы преждевременно.

Нам такой таксист не нужен

Еще был задан вопрос, почему служба такси практически выпала из поля зрения контролирующих органов и любой желающий может просто подать заявку агрегатору и начать работать. Никто не проверяет техническое состояние машины, личность водителя, не несет ответственность за безопасность пассажира. В итоге в данной сфере зачастую работают рецидивисты, наркоманы и нелегальные мигранты.

Представитель минтранса с такой формулировкой категорически не согласился и подробно рассказал про алгоритм получения официального разрешения на работу таксистом. Подчеркнув, что для этого необходимо оформить кучу документов, а судимых за особо тяжкие преступления в таксисты вообще не берут. Кроме того, транспортное ведомство регистрирует водителей такси только при наличии у них договора страхования пассажира. И напомнил, что все претенденты проходят медкомиссию. Соответственно, тот, кто ее прошел, априори не может быть ни алкоголиком, ни наркоманом.

Алгоритм, конечно, дело хорошее, но человеческий фактор тоже никто не отменял. Что и подтвердил один из моих коллег, поведав аудитории, как несколько его знакомых безо всяких лицензий и страховок, когда хотят потаксовать, фотографируют в программе популярного агрегатора свою машину и спокойно выходят на линию. В ответ было сказано, что это нелегальные таксисты, и минтранс предпринимает все меры, какие есть в его компетенции.

По земле надёжнее

По поводу организации притрассовых пунктов оказания экстренной медпомощи, которые сегодня внедряются в российских регионах, и. о. заместителя министра здравоохранения РБ Елена Галимулина пояснила, что такой опыт у нас был, но оказался неэффективным: бригады скорой помощи простаивали, поскольку невозможно предугадать, где произойдет ДТП. Но есть регионы, где медорганизации расположены слишком далеко от трасс, и такие пункты там необходимы.

В свою очередь, минздрав предлагает более приемлемое для республики мероприятие — во время ухудшения погодных условий временно увеличивать количество бригад скорой помощи там, где по статистике чаще всего происходят ДТП. Таким образом, можно значительно сократить время доезда «скорой» до места происшествия.

Конечно, в нашем регионе есть еще и санавиация. Однако вертолеты могут использоваться только там, где имеется посадочная площадка. В этом году не было случаев, когда ведомство направляло свой вертолет к месту ДТП. К тому же он может забрать максимум двух пациентов. Поэтому, по словам спикера, при массовых дорожных инцидентах эффективнее, когда на место приезжает бригада медиков, определяет степень повреждений у пострадавших и сразу доставляет их в профильные медорганизации. Для этого организована трехуровневая система оказания медицинской помощи. Все маршруты госпитализации и эвакуации пострадавших при автоавариях определены приказом минздрава РБ. Поскольку такие пациенты, как правило, нуждаются в специализированной и высокотехнологичной помощи.

Надо делить

По данным МВД России, безо­пасные разделители на трассах, а также особое проектирование участков для обгона помогут снизить уровень смертности на дорогах на 50 процентов. Разделители устанавливаются между встречными направлениями на дорогах с четырьмя и более полосами. В республике такие ограждения имеются только на федеральных дорогах. На участках регионального и межмуниципального значения их нет — ширина проезжей части не позволяет.

Республиканская госавтоинспекция в свое время предлагала установить подобные ограждения на Шакшинской дороге, однако технически это можно осуществить лишь после ее реконструкции.

В качестве примера «особого проектирования» назван пилотный проект, разработанный заинтересованными республиканскими ведомствами минувшим летом. Его задача — снизить аварийность на автодороге Уфа — Инзер — Белорецк. В частности, там планируется установить дорожные делиниаторы (бордюры) в местах запрещения обгона. На одном из таких участков дороги в Кармаскалинском районе они уже есть и дают положительный результат.

Также в качестве эксперимента пластиковые разделители поставили и на дороге Уфа — Белорецк. Подобные ограждения всегда снижают процент лобового столкновения. К примеру, на дороге Уфа — Дема, где раньше постоянно происходили смертельные автоаварии, лет восемь тому назад решили проблему с помощью тросовых ограждений, подчеркнул представитель минтранса.

Возраст градусу не помеха?

За десять месяцев сотрудники госавтоинспекции выявили более полутора тысяч несовершеннолетних, в нарушение закона управлявших транспортом. В отношении них возбуждены административные дела по статье, которая предусматривает штрафные санкции от 5 до 15 тысяч рублей. При этом подрост­ки совершили два резонансных ДТП. Одно из них в начале года унесло жизнь самого сильного подростка России. Парень тайком от родителей купил бэушный автомобиль. Двигаясь по дороге в Бурзянском районе, не справился с управлением и погиб. Ему было 16 лет.

Мало того, за тот же период инспекторы ДПС задержали 158 подростков, которые сели за руль в нетрезвом состоянии. А семеро из них попались повторно, и теперь им грозит уголовная ответственность (статья 264.1 УК РФ).

В связи с чем сотрудники дорожной полиции напоминают взрослым: каждый факт управления транспортом несовершеннолетними — повод для постановки их на учет в органах внутренних дел, а для самих родителей в таких случаях преду­смотрена административная ответственность за неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Также им придется ответить за передачу транспорта лицу, заведомо не имеющему права управления, и оплатить штраф — 30 тысяч рублей.

Некоторые родители считают особым шиком подарить своему чаду дорогую игрушку — мотобайк, квадроцикл, снегоход, мотоцикл или даже автомобиль, мол, через пару лет стукнет восемнадцать, получит права и будет батю возить. Или вовсе доверяют подростку руль своей машины, типа, пусть потренируется. И при этом никто даже не задумывается, знает ли их ребенок элементарные правила дорожного движения. Пока не случится трагедия.

Но есть выход даже из такой ситуации. О нем поведала завсектором отдела допобразования и воспитания регионального мин­образования Лира Хабибуллина. По инициативе родителей образовательная организация может заключить договор с любой автошколой, которая прошла проверку мин­образования, чтобы учащиеся старших классов могли пройти там курс обучения. Затем, если школьники успешно сдадут экзамены и пройдут тестирование, в 18 лет они получат водительские права.

В завершение встречи была развеяна фейковая информация, будто с января 2025 года штрафы за нарушения ПДД будут увеличены до 30 — 50 тысяч рублей. Как заявил представитель ГАИ, таких ужесточений не предвидится. Относительно всех законодательных новшеств госавтоинспекция РБ всегда заранее информирует водительское сообщество на своих официальных сайтах и в соцсетях, а также через государственные СМИ.

К СВЕДЕНИЮ

Сообщить о грубых нарушениях ПДД, нетрезвых водителях и пешеходах можно по круглосуточному телефону доверия МВД по РБ 8(347)279-32-92 или написать в чат-бот госавтоинспекции в ТГ-мессенджере.

Благодаря таким сообщениям в этом году ведомству удалось спасти 15 нетрезвых пешеходов. Также были задержаны и лишены прав за пьяное вождение 276 водителей.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Госдума предложила установить в такси тревожную кнопку для защиты пассажира от водителя и наоборот. Работать она будет приблизительно так: в приложениях такси появится кнопка SOS, после этого начнется запись разговора, а геолокация клиента отправится его родственникам. Опрошенные пассажиры идею поддержали.

Предложение рассматривается в МВД РФ. Депутаты объяснили свою инициативу тем, что в текущем году число сообщений в СМИ о конфликтах в такси возросло на четверть.

Автор:Нэдда ПУХАРЕВА
Читайте нас: