Знаменитое здание «с фуражкой» настолько же поразило жителей республики, насколько пару лет спустя стало уже «невырезной» частью столичного пейзажа. Дебютировавший в Уфе смелый архитектурный проект Саломеи Гельфер цирковые строители повторили в конце шестидесятых — начале семидесятых еще в девяти городах СССР. В том числе и в Самаре, где в свое время знаковый для Уфы артист — великий Федор Шаляпин — громко заявил при взгляде на цирк-предшественник: «Я в конюшнях не пою». Но пел два с половиной часа, говорят, за такой гонорар, что «голосу империи» хватило бы на две американских автомашины.
Есть еще один юбилей, который выпал на нынешнюю осень, — 50 лет назад в Уфе дебютировала собственная цирковая труппа Башкирского цирка. Артистов того первого призыва, гремевших, без преувеличения, на весь мир, осталось совсем немного. Но каждый из них до мельчайших подробностей помнит восторг и удивление жителей Башкирии, открывших для себя уфимский цирк.
— Я учился в 10 классе школы-интерната № 1, и перед открытием нас посылали в цирк на субботник, мы там чистили крышу от мусора. Привыкали, так сказать. А когда загорелись огни на первом представлении, всех не покидало ощущение чего-то большого, грандиозного. Раньше-то в Уфе цирк был доступен только летом — в парке имени Гафури ставили традиционно цирк шапито. Деревянную конструкцию, где давали представления гастролирующие артисты. В стационарном же цирке за сезон сменялось четыре-пять программ, и все с аншлагами, — рассказал «Республике Башкортостан» заслуженный артист России, народный артист РБ Мидхат Султангареев. 71-летний мастер джигитовки, конечно, не питает надежды вернуться на манеж, где выступал в первой программе национальной труппы с номером «Охотники на аргамаках». Во-первых, годы уже не те, во-вторых, цирк-то в лучшем случае снова откроется через пятилетку.
— Память, конечно, странная штука, поэтому из программы открытия 1968 года я лучше всего помню то, чему потом посвятил свою артистическую жизнь. Приехал в Уфу сам Алибек Кантемиров, конечно, уже не скакал вихрем, но на арену на лошади выезжал (Алибеку Кантемирову на тот момент было 86 (!) лет, он — цирковой артист-легенда, дрессировщик и наездник, основатель отечественного конно-циркового жанра джигитовки. — Авт.). Как только цирк заработал, сразу пошли разговоры о том, что нужна своя республиканская цирковая труппа. В 1970-м провели первый набор с пристрастным кастингом, но коллектив сложился только со второго. Прибыли из Москвы педагоги по жанрам — жонгляжу, акробатике (сам Хоменко), эквилибристике, по воздушным номерам… Первый год проводили общую подготовку, потом уже стали определяться с номерами. И сложился у нас многожанровый коллектив — хватило на полноценную программу. В сентябре 1973 года дебютировали самостоятельно, хотя и до того некоторые номера башкирских цирковых вставляли в программы гастролирующих коллективов. На пробу, так сказать. Были такие счастливчики, — ностальгически улыбается, вспоминая, Мидхат Сайфуллович.
Дебют — это было что-то! По ощущению, вся Башкирия собралась в цирке на проспекте Октября. С выпуском собственного циркового коллектива, по сути, на несколько лет вперед были гарантированы аншлаги. А уже в ноябре 1968-го труппа, отработав дебют в Уфе, уехала в Тулу, и далее — по стежке судьбы гастролирующих цирковых.
Судя по имеющемуся в редакции письму замминистра культуры России, который откликнулся на обращение депутата Госдумы Дмитрия Певцова, денег на реконструкцию уфимского цирка в ближайшие три года в федеральном бюджете нет.
Обнадеживает, что финансирование стройки предусмотрено на 2026 — 2028 годы. Смущает только, что заложенная итоговая сумма в 1,986 миллиарда рублей заведомо ниже названной ранее сметной стоимости капремонта. Слабо верится, что к 2028 году цены на строительном рынке упадут.
— Окончательное утверждение реконструкции, одобрение главгосэкспертизой скорректированного проекта ожидаем до конца года. Там, правда, не раз недовольно говорили, мол, зачем вам корректировку делать, если нет источника финансирования. Теперь основания появились — просто напомню, что основная часть проекта была готова еще два года назад, — рассказала «Республике Башкортостан» директор уфимского госцирка Гузель Туктарова. В пустующем гулком здании все силы уходят на поддержание арены в полуживом состоянии.
И все-таки, глядя на официальные строки из минкультуры, не покидает ощущение, что и этого бы не произошло, не случись разговора президента России Владимира Путина и главы Башкирии Радия Хабирова в январе 2023-го. До этого региональные власти уже успели по третьему-четвертому кругу пройти раунды отношений с Росгосцирком: то проектную документацию переделать, то смету пересчитать, то главгосэкспертиза в своем неспешном ритме проект согласовывать не торопилась. Радий Хабиров в беседе с Владимиром Путиным оценил реконструкцию цирка в 2,5 млрд рублей. По словам главы региона, он «давно решил бы этот маленький вопрос, если бы объект был не федеральный. Мы сделали проект, нашли внебюджетные средства. Но зайти в экспертизу не можем, потому что нет источников финансирования из бюджета». Тогда президент согласился с тем, что цирковое искусство вполне заслуживает того, чтобы государство уделяло ему больше внимания, чем сейчас. И для этого необходима соответствующая материальная база. «Я в курсе этих проблем в целом. Но вы правы абсолютно, надо им помогать», — сказал он тогда.
Выходит, стронул лед этот разговор «последней надежды». Впрочем, по запущенной Росгосцирком в содружестве с минкультуры и минстроем федеральной программе модернизации цирков практически ни один стационарный объект не был отремонтирован в срок, и любые запланированные даты неоднократно переносились. Где-то к ремонту вообще так и не приступили. Цирки закрыты, манежи опустели, а артисты уехали туда, «где кто-то сказку ждет и верит в чудо».
Построенные массово в 60-х и 70-х стационарные цирки в СССР, продвигающем это искусство на мировых аренах как национальный бренд, практически повсеместно стали приходить в негодность, ведь капитальный ремонт до нулевых не делали практически нигде. Правопреемник Союзгосцирка, озабоченный другими, назовем их бюрократическими, проблемами, крайне неохотно вкладывал деньги в обновление капитальной недвижимости, зато активно сопротивлялся желанию регионов заняться этим самостоятельно. Между тем собственного лоббизма в правительстве ему явно не хватало, чтобы запустить финансово емкую реконструкцию в подведомственных цирковых филиалах.
В начале 2022 года проектами в Иркутске, Волгограде, Екатеринбурге, Воронеже и Твери анонсировалось открытие очередной федеральной программы реконструкции цирковых комплексов. К слову, о намерении модернизировать подведомственные цирки Росгосцирк громогласно объявлял еще осенью 2017-го. По замаху тогдашнего руководителя госкомпании Дмитрия Иванова, в течение максимум семи лет в надлежащее состояние должны были привести все цирки в России (на тот момент это 42 учреждения в разных регионах страны).
Фактически к началу двадцатых годов удалось с горем пополам открыть три-четыре цирка, и то там, где получилось «удачное сочетание желания местных властей и федеральных возможностей». Сегодня не работают цирки в Волгограде, Краснодаре, Красноярске и Челябинске, Екатеринбурге и Оренбурге, Кемерово и Твери. Пензенский цирк, реконструкция которого продолжается более 12 лет, планируется открыть в марте 2024 года. Пенза считается родиной российского цирка, поскольку здесь в 1873 году состоялось первое выступление братьев Никитиных.
А как же обстоят дела с цирками, построенными по аналогии с уфимским «с фуражкой»? Начнем с дальних российских рубежей. Донецкая арена в порядке, разве что представления там не дают по вполне понятной причине — обстрелы все еще не исключены, в Луганске принимают российские гастрольные труппы. Брянский цирк открыт для зрителей, там как-то стараются поддерживать арену в приемлемом состоянии, хотя тоже надеются на капитальный ремонт. В Самаре (помните Шаляпина?) цирк тоже в очереди на реконструкцию, но до сих пор эксплуатируется в том виде, в каком есть. Воронежская арена, которой повезло попасть в нацпроект «Культура», закрылась полтора года назад, окончание капремонта в тумане.
— На прошлой неделе разговаривала с директором новосибирского цирка (тоже гельферовский проект. — Авт.), у них козырек разрушился с двух сторон по полям «шляпы». Помните, говорит, что в Уфе такое в 1994-м произошло? Так что все цирки этого проекта запас прочности исчерпали. В Новосибирске всерьез задумываются о реконструкции, но пока вовсю работают, — рассказала Гузель Туктарова.
У генерального директора Большого Московского цирка, народного артиста России Эдгарда Запашного сугубо практический взгляд на проблему.
— По России цирков без проблем можно по пальцам пересчитать. Поскольку цирки не реконструируют, они не приносят прибыль. В результате у Росгосцирка возникли финансовые трудности, из-за чего отремонтировать здания, построенные полвека назад, в одночасье не получается. Это все негативно сказывается на ситуации в целом. В таких городах-миллионниках, как Уфа, цирки приносили прибыль, подсчитайте, сколько можно было бы накопить за шесть лет? — Эдгард Вальтерович предположил, что история с ремонтом цирка в Уфе быстрее благополучно завершится, если активность проявят республиканские власти.
Еще в прошлом году, отвечая на вопрос «Республики Башкортостан» о закрытом цирке, Эдгард Запашный привел примеры других регионов, где власти нашли способ отремонтировать арены.
— Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев даже вступил в конфликт с минфином, объясняя, что простые жители не понимают, где федеральное, а где региональное — они просто хотят ходить в цирк, и, сказав «Я могу», цирк отремонтировал. Управленческую волю проявили и на Дальнем Востоке, где местные власти договорились с «Газпромом» и вместе провели капитальную реконструкцию цирка. Сейчас он один из лучших в России, — объяснил Эдгард Запашный.
Цирковая империя, бывшая гордостью страны и усладой глаз для миллионов благодарных зрителей, за последние двадцать лет усохла, но возрождается. Хотя и с огромным трудом.