Своими мыслями по поводу этого знакового события с корреспондентом «РБ» поделился председатель Конституционного совета Республики Башкортостан Хайдар ВАЛЕЕВ.
— Хайдар Арсланович, как лично вы воспринимаете основной документ республики, его связь с Конституцией страны?
— Абсолютно убежден в том, что мы можем и должны гордиться тем, что 30-летний путь конституционно-правового развития в качестве субъекта Российской Федерации Башкортостан прошел, что называется, с одним Основным законом «в руках», преодолев при этом масштабные преобразования в политической, социальной, экономической и культурно-ценностной сферах.
Конституция Башкортостана, принятая в один год с федеральной, отразила базовые ценности, закрепленные в федеральном Основном законе страны. Но они были конкретизированы с учетом значимости исторических закономерностей, тенденций, особенностей государственно-правовых традиций, характерных для развития и становления Башкортостана.
Наша республика имеет богатую историю и сильные традиции, связанные с подготовкой и принятием правовых актов самого высокого юридического уровня. Эта история берет свое начало с подписания Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии от 20 марта 1919 года и продолжается принятием всех последующих республиканских конституций, в том числе и Конституции 1993 года.
Конституция Башкортостана 1993 года вобрала в себя лучшее из практики за разные периоды прошлых лет, а также передового мирового опыта, и заложила прочные основы для политической стабильности нашей республики, закрепив международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина, принципы демократического правового государства, систему органов власти, основанную на разделении властей.
— Насколько тщательно в те годы, на ваш взгляд, прорабатывался региональный Основной закон?
— Процедура разработки проекта Конституции республики характеризовалась высокой степенью демократичности. Была образована специальная комиссия, в состав которой были включены депутаты Верховного Совета XII созыва, ведущие ученые различных областей знаний, руководители министерств и ведомств, а также представители трудовых коллективов. Обсуждение шло активно, и каждая норма, каждое слово было выверено путем тщательного осмысления, учета всех мнений и достижения приемлемой для всех правовой и политической позиции. Комиссией рассматривалось несколько альтернативных проектов Основного закона. Внесенный в Госсобрание РБ для принятия в первом чтении проект дважды публиковался в средствах массовой информации для всенародного обсуждения. В немалой степени этим был обусловлен значительный правовой потенциал Конституции 1993 года, рассчитанной на длительное применение, и высокая степень ее легитимности. Однако Конституция принималась в контексте переломных для России исторических событий, что не могло не отразиться на ее судьбе. И в дальнейшем, в ходе трансформации политической и управленческой системы в стране, текст претерпел существенные изменения.
Анализ показывает, что наиболее существенные изменения были вызваны необходимостью приведения в соответствие региональных законов с федеральным законодательством в рамках проводимых на общероссийском уровне правовых реформ, связанных в том числе с укреплением вертикали власти, созданием единого правового пространства на всей территории Российской Федерации, совершенствованием федеративных отношений.
Внесение изменений и дополнений в Конституцию Башкортостана 2021 года не стало исключением. Они были вызваны проведением на общефедеральном уровне конституционной реформы 2020 года, которая коснулась практически всех сторон государственно-правового, общественно-политического, социально-экономического и культурно-духовного устройства общества и привела к соответствующим обновлениям Конституции Российской Федерации.
— Вообще, обновление Конституции — это хорошо или плохо? Ей вроде бы необходима цельность и стабильность, независимость, если можно так сказать, от конъюнктуры момента?
— В современной науке конституционного права есть немало мнений по вопросу соотношения стабильности и обновления конституционных актов. Концепции, рассматривающие изменения и стабильность конституций как противопоставленные или даже взаимоисключающие явления, сегодня, на наш взгляд, не отвечают современным реалиям. Развитие общественных отношений и изменение ценностных ориентиров общества требуют актуализации законодательства самого разного уровня. Поэтому наиболее состоятельна точка зрения, согласно которой эффективное конституционно-правовое регулирование, обеспечивающее стабильное функционирование государства и общества, требует внесения в текст Конституции необходимых, продиктованных жизнью поправок с целью обеспечения поступательного развития общества и государства, недопущения роста социальной и политической напряженности, вызванных консервацией конституционно-правового регулирования общественных отношений. При этом сохраняется «ядро» Конституции как политико-правового программного документа, определяющего фундаментальные начала государственного строительства.
Кстати, масштабные преобразования в Башкортостане, последовавшие за реформой Основного закона в России, затронули конституционные положения о труде граждан, институте семьи и брака, охране и укреплении здоровья населения, правах на получение образования, сохранении и защите исторического и культурного наследия, полномочиях Государственного Собрания, главы и правительства республики, органов местного самоуправления и судебных органов.
— Здесь, видимо, нельзя обойти стороной и вопрос создания Конституционного совета в республике?
— Вследствие проведенной судебной реформы в субъектах Российской Федерации были упразднены конституционные (уставные) суды. При этом федеральный законодатель предусмотрел возможность образования конституционных советов субъектов РФ, действующих при региональных парламентах. Именно в Конституции республики первоначально появились нормы об образовании Конституционного совета Башкирии, где также определен конституционный статус Совета путем закрепления порядка представления кандидатур и назначения членов Совета, права законодательной инициативы Совета, присутствие членов Совета при принесении главой республики присяги.
И уже в развитие вышеназванных конституционных положений 21 ноября 2022 года был принят Закон «О Конституционном совете Республики Башкортостан», согласно которому новый орган приступил к полномочиям с 1 января этого года.
Нельзя не отметить, что в Башкортостане имеется значительный опыт организации и осуществления конституционного контроля. Впервые норма о Конституционном суде появилась в республиканской Конституции 1978 года в редакции 1992 года, которая провозгласила, что Конституционный суд Башкортостана избирается Верховным Советом республики сроком на десять лет в составе семи судей. Таким образом, у нас последовательно реализованы две модели осуществления конституционного контроля, получившие наиболее широкое применение в мировой практике, — судебный контроль, осуществлявшийся специально образованным Конституционным судом республики, и административный контроль, проводимый специализированным государственным органом — Конституционным советом Республики Башкортостан.
— Какие еще последние изменения в Конституции вы хотели бы отметить?
— В первую очередь блок изменений в республиканском Основном законе, который касается положений о социальных правах и гарантиях человека. Вслед за федеральной Конституция Башкирии защищает базовые семейные ценности и объявляет детей и их семейное воспитание важнейшими приоритетами государственной политики республики. Появилась новая статья о сохранении памяти предков и преемственности поколений, об обеспечении защиты исторической правды.
Впервые в республике учреждается Государственный реестр национального наследия РБ.
Отдельная норма в конституционном тексте говорит о принимаемых мерах, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Считаю важным обратить особое внимание на содержание и особую политическую миссию указанных конституционных нововведений.
В условиях агрессивного политического, экономического, информационного давления на нашу страну мобилизуются экономика, оборонно-промышленный комплекс, система государственного управления. Но не менее важным направлением государственной политики является укрепление духовно-нравственного потенциала многонационального народа нашей страны. И здесь роль и значение Конституции проявляются наиболее актуально. Конституционное закрепление в числе государственно значимых ценностей идей патриотизма, гражданственности, воспитания уважения и соблюдения традиционных семейных ценностей создает необходимую конституционно-правовую основу для консолидации общества, укрепления национальной солидарности в этот непростой для страны исторический период. И это мне видится важнейшим направлением государственной политики сегодня.
Турбулентность настоящего исторического момента и динамизм современного права способствуют тому, что действующие правовые институты подвержены корректировке и переосмыслению. Конституция реально должна проявляться и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Поэтому когда мы говорим о Конституции, мы, конечно, думаем о будущем.