Поправки в Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», принятые прошлым летом, существенно расширили полномочия регионов. Теперь республике предстоит разработать свой собственный законопроект в сфере обращения с безнадзорными животными. Очередная дискуссия на эту тему состоялась на круглом столе в Доме Госсобрания РБ: чиновники и зоозащитники обсудили проблемы и противоречия, касающиеся исполнения действующих и принятия новых норм и правил.
Председатель Госкомитета РБ по ветеринарии Азат Зиганшин рассказал, как в республике обстоят дела с безнадзорными животными. Последние три года на работу по регулированию численности бездомных кошек и собак выделяется по 78,8 миллиона рублей в год. Эти средства распределяются между муниципалитетами Башкирии, а те проводят торги и выбирают подрядные организации, осуществляющие отлов и содержание животных. В прошлом году этим занимались 25 организаций — вполне достаточное для республики количество.
По данным Госкомитета РБ по ветеринарии, за 11 месяцев прошлого года отловлено 17,4 тысячи бесхозных животных; 16,1 тысячи из них стерилизовано, 759 забрали старые или новые хозяева, 579 усыпили. Работа идет, но проблема пока далека от решения: за прошлый год в республике собаки покусали 5635 человек, и это чуть больше, чем в 2022 году.
— Мы должны заниматься снижением численности всей этой армии бездомных собак, причем гуманными методами, — отметил Азат Зиганшин. — Для этого необходимы идентификация, стерилизация, вакцинация от бешенства и выгул на привязи, а также создание приютов. И если по сельскохозяйственным животным принят федеральный закон об обязательной идентификации, то по домашним такого же четкого порядка нет. А ведь практика показывает: около 95% безнадзорных собак когда-то имели владельца.
Как оказалось, в республике до сих пор нет учета как домашних, так и бездомных животных. Ведомство располагает лишь приблизительными данными: в регионе около 100 тысяч собак и столько же кошек. Что касается домашних животных, подсчитаны лишь пациенты ветеринарных клиник и те, чьи хозяева обращались за вакцинацией от бешенства.
Бессменный организатор круглых столов по теме проблемы бродячих животных зампредседателя комитета Курултая по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Руфина Шагапова видит выход из тупика в активной и всеобъемлющей стерилизации животных.
— Раз мы находим средства каждый год на отлов и выпуск — должны находить и на стерилизацию, тогда собак будет становиться все меньше и со временем отлов вообще не понадобится, — в ходе круглого стола Руфина Шагапова многократно и настойчиво обращается к представителям регионального министерства финансов, но те безмолвствуют. — Это все равно проблема государства, без государственного серьезного вмешательства, особенно финансового, мы никогда не сдвинемся с места. Нужно бюджетное финансирование, и я уверена, что рано или поздно мы законодательно закрепим обязательную стерилизацию.
В последние годы по республике курсирует так называемый ветеринарный поезд — передвижная ветстанция, занимающаяся вакцинацией и стерилизацией домашних питомцев. Руфина Шагапова предложила министерству финансов выделить бюджетные средства на работу этого поезда на постоянной основе и по льготным ценам.
— В селах очень много пенсионеров, которые любят своих питомцев, но не имеют средств на их стерилизацию, и животные у них плодятся в геометрической прогрессии, — заметила она. — Такой поезд мог бы ездить по частному сектору и предлагать льготную стерилизацию.
Зоозащитники такую идею горячо поддерживают, они с ходу готовы предоставить список владельцев животных, нуждающихся в такой льготной услуге. Один из них, Евгений Матрос, приводит впечатляющие цены на стерилизацию: в частности, чтобы стерилизовать собаку, придется заплатить 8 — 11 тысяч рублей.
— Нужно заострить внимание именно на стерилизации вместо отлова, перенаправить бюджетные деньги туда, — уверен он. — Иначе ерунда получается: пока служба отлова за наши с вами деньги бегает за одной собакой, другая нестерилизованная собака рожает еще 12 щенков.
Однако председатель комитета Госсобрания РБ по аграрным вопросам, экологии и природопользованию Ильшат Вазигатов возражает: нельзя просто взять и перекинуть куда-то на свое усмотрение выделенные деньги. Пока что можно лишь обсуждать поправки, которые будут учтены при утверждении дальнейших бюджетов.
Министр природопользования и экологии республики Нияз Фазылов напомнил еще об одной проблеме: бездомных животных, оказавшихся за пределами городов и сел и несущих угрозу людям и лесным обитателям. Ведомство уже предлагало в 2022 году внести изменения в закон «О животном мире», объявив таких животных дикими, и его позиция остается неизменной. Министр представил и данные статистики, впрочем, не слишком впечатляющие: за 2021 — 2022 годы бродячие собаки 33 раза нападали на косуль и дважды — на лосей. Однако у зоозащитников нашлось резонное возражение: кто и каким образом будет определять грань, когда именно бродячие животные становятся дикими? Такой методики пока нет.
Природоохранный межрайонный прокурор Евгений Гуслов высказался за дополнительные требования к содержанию домашних животных, которые должен утвердить новый региональный закон, раз уж субъектам сейчас даны такие полномочия.
Ведь, по сути, хоть федеральный закон и называется «Об ответственном отношении к животным», никакой ответственности владельцам кошек и собак он не добавил и ни к чему новому их не обязал.
— Рост числа бродячих животных происходит в первую очередь из-за недостатков их содержания. Поэтому такие требования позволят во многом решить проблемы и нападения на людей, и бесконтрольного размножения, — уверен он. — По этому пути уже неплохо отработали отдельные регионы России.
Природоохранный прокурор предложил изучить опыт Хабаровского края, где совсем недавно, в декабре, приняли местный закон по ответственному обращению с животными. Этот закон запрещает самовыгул кошек и собак на городских улицах и во дворах многоквартирных домов, а также обязывает хозяев контролировать поведение своих питомцев.
А один из зоозащитников, пенсионер из Уфимского района Салават Истамбаев, разложил по полочкам, почему не стоит торопиться принимать региональный закон по обращению с животными без владельцев. Общественник предлагает отложить его принятие на осеннюю сессию.
— Я считаю, у нас для принятия такого закона пока нет теоретической базы, — объяснил он. — Во-первых, нет методики подсчета бродячих животных, никто не знает, сколько их вообще. Во-вторых, нет данных о том, сколько людей укушено бродячими собаками и сколько — хозяйскими. В-третьих, нет точного определения, что такое агрессивная собака — сегодня это лишь субъективное мнение проверяющего. Необходимо соответствующим институтам республики провести необходимые исследования и определить эти моменты.
Как обычно, множество вопросов к различным ведомствам накопилось у приглашенных на круглый стол зоозащитников. Часть вопросов озвучила зоозащитница Елена Берникова: почему доступ волонтеров в пункты временного содержания животных строго ограничен? Почему в республике нет контроля за «биркованием» отловленных бродячих животных, чтобы каждый желающий мог отследить собаку по номеру бирки — где она отловлена и где выпущена?
Зоозащитники высказали и такую претензию: некоторые собаки, выпущенные после отлова с бирками, продолжают приносить потомство. Они делают вывод: либо стерилизация неэффективна, и тогда нужно менять методику, либо порой она вообще не проводится, а значит, идет отмывание государственных денег. Есть у них и множество вопросов к МВД республики по поводу того, что заявления граждан о жестоком обращении с животными часто остаются без должного внимания.
Руфина Шагапова пообещала организовать встречу с представителями МВД, чтобы обсудить конкретные факты.
Словом, дискуссия между чиновниками и зоозащитниками, как обычно, вышла горячей, однако к прорывным решениям не привела. Договорились работать дальше, впереди еще не одно обсуждение проблемных точек, прежде чем властям и общественности удастся прийти к консенсусу.
— Бродячие животные — это проблема социальная. И наша с вами задача — с привлечением всех ведомств выработать системный подход, который устроил бы абсолютно всех. На улицах безнадзорных животных быть не должно! Роль государства в этом очень велика, но от общества мы тоже ждем, что оно не останется в стороне, — подытожила Руфина Шагапова. — И учитывая резонанс этой проблемы, ответственность за любые изменения, которые будут приниматься в связи с новым законом, мы планируем поделить с обществом.
Точка зрения
Печальной истории с котом Твиксом, которого проводница поезда выгнала из вагона, можно было избежать, если бы животное было защищено законодательно. Так, по сообщению пресс-службы парламента Башкирии, считает председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев.
—Депутаты Госсобрания неоднократно предлагали внести изменения в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными». Один из наших законопроектов предполагал введение обязательной идентификации животных путем нанесения несмываемых или неснимаемых меток или другими способами при условии, что они исключают причинение вреда здоровью. Если бы кота визуально можно было определить как домашнего, вероятно, вся страна сейчас не обсуждала бы его гибель, — говорит Константин Толкачев.
Председатель Госсобрания считает, что история кота Твикса — повод вновь указать на важность законодательного регулирования отношений в области обращения с животными.
— К сожалению, наши инициативы в Госдуме не были поддержаны, но случившееся еще раз показывает необходимость комплексного решения вопросов защиты домашних питомцев на законодательном уровне, — отметил Константин Толкачев.
Прямая речь
Анна КАЗАК, руководитель управления Роспотребнадзора по РБ:
— Задача нашего ведомства — эпидблагополучие на территории республики, поэтому нас волнует в первую очередь не стерилизация и отлов, а проблема бешенства у бродячих животных.
И здесь мы сталкиваемся с тем, что граждане, обращающиеся по поводу укусов животными, часто не владеют никакой информацией по поводу содержания животных, профилактики бешенства. Поэтому необходима в первую очередь информационно-разъяснительная работа с населением, причем начинать ее нужно уже со школьного возраста.
Гузель БРОННИКОВА, заместитель председателя Госкомитета РБ по ветеринарии:
— Что касается программы учета животных, у нас каждая организация, занимающаяся отловом и стерилизацией животных, ведет учет самостоятельно. Чтобы создать единую для республики систему учета, мы должны приобрести программное обеспечение и внедрить его за счет средств республиканского бюджета.
Эта работа уже начата, сейчас мы совместно с минцифры республики выбираем программный продукт.
И конечно, все упирается в деньги.