Все новости
10
Культура
25 Марта , 20:15

Вейся, ниточка, душу радуй!

Коллектив Дома культуры стал хранителем старины

Вейся, ниточка, душу радуй!
Вейся, ниточка, душу радуй!

Пяльцы, веретено, деревянный ткацкий станок… Когда-то невозможно было представить без них крестьянскую избу. С малых лет девочки пряли, вязали, ткали, вышивали, наполняли сундук приданым, по которому судили, какова хозяйка, пришедшая невесткой в дом, и каков достаток у ее отца. Сегодня многие ручные орудия труда перешли в разряд музейных экспонатов. Бережно заботятся о них в этнографической комнате Краснознаменского сельского Дома культуры Белебеевского района. Не только собирают и хранят, но и проводят мастер-классы по работе на них.

Правильное воспитание

Вот что рассказала Надежда Зверева, руководитель клубного формирования центра национальных культур «Урал-батыр», возглавляемого Людмилой Джима, о своем увлечении старинными изделиями ручной работы:

— В Знаменку я приехала в начале 2000-х из Архангельского района. В 2010-м пришла работать в Дом культуры и встретила здесь единомышленников, искренне желающих сохранить историю села, традиции народного творчества. Библиотекари Наталья Якубовская и Зинира Ахмадуллина к тому времени уже начали собирать предметы старины. Вскоре я организовала кружок рукоделия «Рябиновые бусы» и примкнула к ним. Лидия Квашнина, Людмила Лазарева, Анна Шафикова, Нина Иноземцева помогали по крупицам собирать экспонаты для этнографической комнаты.

У каждой вещицы своя история. Людмила Сардина принесла полотенце, с которым мама ее свекрови выходила замуж, Лидия Коноплева — домотканый поясок, который ее дед подарил своей невесте. Зоя Имангулова передала палас — свадебный подарок тети. Яркие полотняные полотенца, украинский костюм (вышитые рубашка с жилетом), ночевки, подзоры, скатерти, паласы, старинная швейная машинка и другие раритеты пополняли экспозицию.

— Интерес к рукоделию у меня с детских лет. Мои бабушки Зоя и Анна, прабабушка Анастасия, соседка Валентина Андреевна будто и не учили ничему специально, но бесконечным женским трудом — прядением, вязанием, шитьем — воспитывали в детях твердое убеждение в важности этой работы. Мы учились серьезным вещам в обычных играх: баюкали кукол и шили им наряды, строили домики и украшали их, пытаясь плести коврики, вышивать накидки. Для кого-то, может, удивительно, но моя мама не ругалась из-за разрезанного крепдешинового платья, и папа не бранил за сломанные иглы в швейной машинке, — вспоминает она. — Видимо, понимали, что первые блины всегда комом.

У хорошего прошлого есть будущее

— Ткать я научилась благодаря случаю, — продолжает Надежда Николаевна. — Как-то на экскурсии, которую организовали для пенсионеров в Архангельском районе, в деревне Орловка моя мама познакомилась с талантливой ткачихой Фанисой Гольцовой и с восхищением рассказала мне о ней. Вскоре и меня судьба свела с этой мастерицей.

Попав на республиканский фестиваль лоскутного шитья «Корама туй», я нашла там единомышленников и решила побывать на фестивале-лаборатории «Народный календарь», который проходил в Архангельском районе. Здесь и встретилась с руководителем сообщества мастеров-ткачей Фанисой Гольцовой, которая стала моим наставником и вдохновителем в освоении ткачества. Она так щедро делилась знаниями и опытом, что в 2015 году у меня появились станок, бердо, а потом и полотенца, рушники, тканые дорожки собственного изготовления, — говорит рукодельница.

Через шесть лет профессионального роста Надежда Зверева была награждена дипломом второго республиканского фестиваля-конкурса современного народного творчества «Орловка».

— После участия в фестивале, который организовала Фаниса Фаритовна, я решила сама обучать этому ремеслу желающих. Приспособили простейшие ткацкие станки-рамы, которые когда-то приобрели для уроков труда в местной школе, сделали из подручных материалов берда, и дело пошло. Вот только пока кроме детей мало кто интересуется старинным ремеслом, — сокрушается Надежда Зверева. 

Первый вопрос, который задают после ее мастер-класса — вдохновенного рассказа о технологиях, показа старинных образцов ткачества и сотканных ею полотенец, сумки, ковриков: «Куда это? Для чего?» Молодым хозяйкам трудно представить, как вписать в современный интерьер непривычно яркие текстильные изделия. Не все могут почувствовать необыкновенную энергетику старины, оценить красоту ручной работы. Мастерица знает ответ на их вопросы: «Наши изделия для души…» Вместе с коллегами Гульнарой Ануфриевой, Олегом Макаровым она продолжает собирать и приводить в порядок экспонаты, хранящие тепло родного очага.

Частые посетители этнографической комнаты — учащиеся знаменской школы и детского сада «Золушка» — могут не только потрогать старинные вещи, но и крутнуть веретено, нащепать лучину, сделать из золы щелок, просеять муку в ночевке, узнать, каково это — достать с помощью верткого ухвата горшок из печки. С особым любопытством они останавливаются около самодельного ткацкого станка, который смастерил их односельчанин Урал Закиев. Станок, конечно, не такой внушительный, как его старинный собрат, привезенный из соседнего села после закрытия там школы, зато действующий. Надежда Николаевна со знанием дела объясняет, как работает его главная часть — бердо (приспособление в виде частого гребня).

Пока детям интересны старинные ремесла, у народного творчества есть будущее.

Автор:Гульнара МУРЗИНА
Читайте нас: