Знаменитый парижский собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) за смутные века, что пронеслись над французской столицей, оброс романтическими легендами, не давал покоя литераторам, художникам, режиссерам, стал персонажем фильмов, книг и даже балетов, оказавшись в результате главным героем своего собственного романа. Его химеры должны были охранять, быть может, самое легендарное сооружение французской столицы от злых духов, но — не уберегли: весть о разрушительном пожаре, случившемся весной 2019 года, потрясла не только французов, но и весь мир.
Легендарное здание неоднократно вдохновляло творческое мировое сообщество: не избежал его очарования и наш земляк художник Роберт Габитов, живущий и работающий в Петербурге. Большой поклонник творчества французского писателя Ромена Гари — дважды лауреата престижной премии братьев Гонкур, Антуана де Сент-Экзюпери, Виктора Гюго, он, как и многие другие, тяжело воспринял трагедию собора. Габитов создал картину «Химеры Нотр-Дам-де-Пари», которая пользовалась феноменальным успехом на престижных Осенних выставках в элитном культурном и выставочном центре Гран-пале в 2020 — 2022 годах. Все 22 члена жюри конкурса единогласно признали эту картину лучшей, заслуживающей золотой медали. Она была оценена в один миллион евро.
— Мои химеры на картине существенно отличаются от французских оригиналов. Они более детские, они цветастее и добрее, чем те, несколько жутковатые и роковые — на башнях собора. Они излучают любовь и харизму, свет и веру в счастливый исход судьбы. Таково мое видение, ведь недаром Виктор Гюго писал, что химеры больше всего похожи на нас самих, — отметил художник.
Мистика ли, нет ли, но со знаменитым собором Роберта роднят… пчелы! Они поселились на крыше Нотр-Дама давно, три улья успешно снабжали прихожан свечами и медом и пережили страшный пожар гораздо легче, чем сам собор. Кстати, пчеловодство — семейное дело Габитовых: этим занимались дед Роберта, отец, да и он сам.
Коллаж картины «Химеры Нотр-Дам-де-Пари» Роберта Габитова с изображением Ромена Гари и его супруги был выставлен в соцсети и заслужил самые добрые отзывы. Их много — особенно из Франции. Вот лишь один из них. Мэри Клэр Фироб написала: «Ромен Гари, гуманист, заслуживает быть представленным рядом с этой прекрасной картиной. Не забудем и про пчел: если однажды они исчезнут, это будет конец человечества! Да здравствует искусство, которое также является спасителем мира!»
Сегодня автор мечтает преподнести своих «Химер» в дар собору и французскому народу в знак любви и дружбы. К сожалению, в наше непростое время это сделать очень сложно, но всегда остается надежда, ведь искусство выше любых конфликтов!
К СЛОВУ
Работы Роберта Габитова хранятся в собраниях таких известных людей, как Дмитрий Лихачев, папа Иоанн Павел II, Валентина Терешкова, Евгений Примаков, Елена Гагарина, король Малайзии Туанка Джаафар, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Талгат Таджуддин, Муртаза Рахимов, королева Великобритании Елизавета II, Жак Ширак, Джейн Фонда, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Родион Щедрин и Майя Плисецкая.
КСТАТИ
Католический храм в центре Парижа фактически государство в государстве — со своими обитателями, вызывающими одновременно почтение, ужас и уважительное восхищение.
К ним относятся химеры — причудливые порождения страхов и человеческого воображения — животные с телом козла, головой льва и хвостом дракона.
Они — олицетворение человеческих пороков и сил зла. Поселились химеры в древнем соборе сравнительно недавно — всего лишь в сороковых годах XIX века, когда архитектор и скульптор Эжен Эммануэль Виолле Ле Дюк приступил к реставрации, а точнее, к созданию своей версии Нотр-Дама.