В Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова открылась выставка «От академизма к импрессионизму. Пейзаж и портрет второй половины XIX — начала XX века» из собрания Государственной Третьяковской галереи. Ее составили 49 картин известных русских художников, специально отобранных для показа в Уфе.
Даже не искушенные в искусстве жители Башкирии знают их имена: А. Саврасов, В. Поленов, И. Левитан, И. Шишкин, В. Перов, К. Коровин, М. Нестеров, В. Серов, И. Грабарь, Д. Бурлюк. Многие их картины мы видели на страницах учебников и книг. Это полотна, которые золотой тонкой вязью вошли в русский национальный код и неизменно отзываются в душе теплом и светом. Вглядитесь в «Московский дворик» Василия Поленова, который, кстати, украшает и афишу выставки; представьте себя под сенью шишкинской дубравы или на борту корабля, застывшего над прозрачной водяной бездной Айвазовского — и вы поймете, о чем я говорю…
Выставка шедевров Третьяковки стала подарком к 450-летнему юбилею Уфы. Причем руководство Башкирии, галереи и музея позаботились о нем заблаговременно. Как отметила на торжественном открытии главный хранитель музейных предметов Третьяковской галереи Татьяна Городкова, его специально разрабатывали для Уфы и художественного музея имени М. В. Нестерова.
— Для этого в Башкирию приезжали наши представители, обсуждали, в каких залах выставка будет проходить, — рассказала Татьяна Семеновна. — Куратор разрабатывал концепцию. Затем подобранные картины оценивали реставраторы и хранители и проводили профилактические или реставрационные мероприятия, чтобы полотна хорошо перенесли дорогу. Их транспортировали в фургонах в специальных климатических ящиках, где поддерживалась постоянная температура +19 градусов, в сопровождении вооруженной охраны как особо ценный груз. А затем четыре наших сотрудника уже в Уфе проверяли их сохранность. Могу сказать, что все прошло хорошо, и нам очень понравилось, как разместились наши картины в Нестеровском музее. Сама архитектура залов старинного особняка оказалась органичной для нашей выставки.
Татьяна Городкова добавила, что, по сути, в Уфу привезли 68 музейных предметов, поскольку из 49 картин 19 имеют исторические художественные рамы. И это тоже в своем роде произведения искусства. Теперь задача сотрудников уфимского музея сохранить это богатство в целости.
А куратор выставки доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века Третьяковской галереи Татьяна Юденкова пояснила, почему в качестве ее темы был выбран пейзаж и портрет.
— Мы решили, что в сегодняшние непростые времена нужно представить что-то светлое, жизнерадостное, услаждающее душу и сердце, — рассказала она. — Такой темой стал пейзаж. Но в русской ментальности пейзаж нельзя отделить от человека. Так появился портрет. С другой стороны, именно пейзаж и портрет позволяют проследить трансформацию стилевых тенденций в живописи от реализма к импрессионизму и авангарду. И в этом смысле выставка стала просветительским проектом.
Кстати, Башкирия не впервые сотрудничает с Третьяковкой. Последний раз работы из коллекции галереи выставлялись в Нестеровском музее в 2012 — 2013 годах. Да и в целом два культурных центра многое роднит. Это прежде всего имена уроженцев Уфы Михаила Нестерова и Давида Бурлюка. В уфимском музее хранится 120 работ Нестерова, в Третьяковской галерее — 350. В отношении Бурлюка пальма первенства — у нас: 37 работ против 26. Любопытные цифры привела заместитель генерального директора Третьяковки по научной работе Татьяна Карпова и добавила, что нынешняя выставка только укрепляет эти связи.
Так, в Уфу привезли портрет Екатерины Нестеровой за вышиванием, выполненный ее супругом, а в собрании Третьяковской галереи хранятся ее работы, вышитые по произведениям Михаила Васильевича. Она сама обладала тонким художественным чувством и покорила великого живописца внешностью, талантом и характером.
Есть в составе экспозиции портрет матери Давида Бурлюка, а также пять работ из коллекции основателя галереи Павла Третьякова, который другим жанрам предпочитал именно пейзаж.
Инициатором выставки стал глава Башкирии Радий Хабиров, а поддержала гендиректор Третьяковки Елена Проничева. На торжественную церемонию открытия кроме представителей художественной галереи пришли и первые лица республики.
— Третьяковская галерея — гордость всех жителей нашей страны, — отметила председатель попечительского совета благотворительного фонда «Территория счастья» Каринэ Хабирова. — Она занимает особое место и в жизни нашей семьи.
Когда мы приезжаем в Москву, обязательно идем туда, ведем детей. Говорят, что искусство элитарно, но я уверена, что оно должно быть доступно всем, чтобы у людей была возможность его прочувствовать. И сегодняшняя выставка — тому подтверждение.
КСТАТИ
Глава Башкирии Радий Хабиров поручил и. о. министра культуры Амине Шафиковой продлить работу экспозиции:
— На выставке представлены замечательные картины.
Знаю, что выкуплены все абонементы на экскурсии. Увеличивайте время работы.
Сделайте еще одну «Ночь музеев».
Надо, чтобы как можно больше людей увидели шедевральное собрание.
Из-за большого интереса жителей и гостей Уфы к выставке музей пошел на беспрецедентные меры.
График работы в новом режиме:
вторник — пятница, воскресенье: с 10.00 до 21.00,
суббота — с 11.00 до 21.00.
Понедельник — выходной.
Выставка будет доступна до 15 декабря.
Ее слова дополнила и. о. министра культуры Башкирии Амина Шафикова, которая отметила, что здесь можно прикоснуться к произведениям искусства, которые до этого многие видели лишь в книгах.
Для почетных гостей первую экскурсию по выставке провела Татьяна Юденкова. Было на открытии и много художников, искусствоведов и просто людей, неравнодушных к живописи. Но более всего организаторы ждут в гости маленьких посетителей и студентов, ведь именно в детстве и юности важно прививать чувство прекрасного, учить на высоких образцах искусства.
Посетителей ждут четыре раздела экспозиции, которые отражают эволюцию пейзажного и портретного искусства: «От академизма и реализма к пленэру. 1860 — 1880-е годы», «У истоков новых пластических исканий.
1880 — 1890-е годы»; «Живописные поиски в жанре портрета.
1870 — 1910-е годы», «Новизна художественной концепции: импрессионизм, дивизионизм, модерн. 1900 — 1910-е годы».
Фото Альберта ЗАГИРОВА.