В конце августа в Уфе проходил Всероссийский фестиваль патриотической песни «Время героев», конкурсное жюри которого возглавила заслуженная артистка России Ольга Кормухина. Знаменитая певица посвятила одну из самых красивых и любимых публикой своих песен «Тянем руки в небеса» бойцам СВО и жителям Донбасса. Другую известную песню, написанную Ольгой вместе с мужем композитором и фронтменом легендарной рок-группы «Парк Горького» Алексеем Беловым, «Падаю в небо», выбрали своим гимном российские десантники.
Для Кормухиной тема патриотизма и того, что происходит «за ленточкой», сегодня важнее чего бы то ни было. В 2023 году она основала фонд «Остров жизни» для поддержки российских бойцов в зоне СВО, который работает с волонтерами по всей стране. Во время визита в Уфу артистка встретилась с поклонниками и поделилась своими размышлениями о жизни, смерти и музыке.
Концерты, преподавание, участие в конкурсах — да, это важно, но сейчас время и внимание поглотила СВО, говорит Ольга Кормухина:
— В Донбасс я езжу давно, это моя кровоточащая рана с 2014 года, когда я впервые увидела седых детей…
Нас с курскими девочками — волонтерами фонда «Остров жизни» бойцы прозвали трио «Ураган»: это я и знаменитая боевая двойка «Машаня» — Маша и Аня. Ребята даже сделали нам специальные шевроны, на которых изображена девочка с красными косичками с пистолетом и ножом — такая девчонка-разбойница. И надпись: «Меня обидеть может каждый, не каждый сможет убежать». Бывают периоды, когда мы спим по очереди: одну ночь они, другую я, потому что запросы идут постоянно, и много сил и времени уходит на то, чтобы найти, купить и переправить то, что необходимо на данный момент бойцам. В Уфе одна женщина, живущая в Донбассе, рассказала мне, что в трудные моменты ей и ее подругам помогали мои песни. Это для меня бесценно. Мне всегда волнительно, радостно и немного неловко общаться с жителями Донбасса, потому что я испытываю чувство вины за то, что ежечасно, ежесекундно не переживаю то, что переживают они.
Почему гибнут молодые, лучшие, ведь это бессмысленно, это как-то неправильно... Кто из нас не задавался этим вопросом?
— Я пыталась найти ответ на этот вопрос с 1993 года, когда побывала на баррикадах у «Белого дома». Это центральный момент моей жизни, который поделил ее на «до» и «после». Я увидела тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный, когда соседи вдруг становятся врагами и кто-то это использует, потому что ты видишь, как с крыши летят трассирующие пули в обе стороны. Мне это было трудно пережить, и в этот момент я повзрослела, хотя мне тогда уже было 33 года, — рассказывает певица. — Я очень много думала об этом, неделю не выходила из дома, и из меня просто лились стихи, некоторые из которых стали песнями. «93-й» — одна из песен, за которую мне не стыдно будет отчитаться перед Богом, в ней та суть, которую я поняла. Там есть такие слова: «На святой Руси нынче матерно, на святой Руси нынче мелочно. Что сказать мне вам, матери, что мне спеть для вас, девочки? Не чужие мы и не пришлые, просто выпало злое времечко. Вот и стали мы вдруг лишними на своей земле, девочки…» Я долго не могла написать припев к этой песне. Но однажды он как будто с неба упал, и я поняла, что в нем ответ на вопросы «почему», «зачем»: «Небо знает, небо пишет золотые письмена, небо видит, небо слышит, небо помнит имена». Господь сказал апостолам, гордитесь не тем, что духов изгоняете и что духи вам подвластны, а тому радуйтесь, что вы записаны в Книге вечной жизни. Это надо помнить, и тогда становится понятно, что на небе только лучшие нужны. И они никуда не уходят. Многие неверующие бойцы сегодня рассказывают о том, что с ними случаются нереальные вещи, люди чувствуют, что с ними рядом «еще кто-то воюет».
На встрече с уфимцами один из исполнителей, который ездит с концертами на передовую, признался, что когда они с группой возвращаются домой, то не сразу могут войти в нормальную жизнь. Он спросил Ольгу Кормухину, как ей удается уйти от этой «серой военной энергии».
— А я от нее не ухожу, она все время со мной. И потом, женщины, наверное, все-таки более выносливы, чем мужчины, — ответила Кормухина. — Я была в госпитале в Белгороде, куда привозят ребят с передовой, оказывают первую помощь и отправляют по госпиталям. Я попросила поухаживать за ранеными. Мой муж, мужчина, там просто рыдал. А у женщины первая мысль — как помочь. Если ты будешь рыдать, то не сможешь этого сделать.
Есть такой легендарный человек — «Батя», который пошел добровольцем на фронт за четырьмя сыновьями. Мы с ним очень подружились. И когда он зимой пришел на побывку, я пригласила его в Геликон-оперу на «Черевички» Чайковского, как раз были рождественские дни. Потом «Батя» признался, что несмотря на то, что он уже неделю пробыл дома, его все «не отпускало», и только после спектакля он вдруг очутился в мирной жизни. Эти слова до сих пор греют мне душу.
Наверное, меня тоже классика спасает, потому что в ней заложены глубины человеческих переживаний. Я не понимаю, как можно жить без «Реквиема» Моцарта. Моцарт очень боялся смерти. И это музыка не о смерти, а о жизни, о вечной жизни. Сейчас много говорят о том, как сделать так, чтобы люди обратились к классике. Я не думаю, что надо интегрировать классику в социум, людей надо в классику интегрировать. И это государственная задача, которую прекрасно выполняли в СССР: на ТВ и радио постоянно транслировали лучшие образцы классики.
На вопрос о том, как председатель жюри оценила уровень участников фестиваля «Время героев», Кормухина откровенно ответила, что не увидела на конкурсе ни одного артиста, про которого уже сегодня можно было бы сказать, что он готов для того, чтобы его начали продвигать в полный рост. «Большинству участников еще работать и работать, за исключением нескольких авторов, большей частью зрелых, пишущих на своем национальном языке и использующих в своем творчестве национальные мотивы. Вот это действительно было интересно, захватывающе. И, мне кажется, главная проблема не в том, что авторы не могут писать серьезные произведения, а в том, что они считают, что в них просто нет потребности. Я думаю, это ошибка: был бы товар, а купец найдется.
Я очень хорошо чувствую, когда человек перспективен. Тот же Шаман. Он попал к нам в 2015 году: я бегала с ним по радиостанциям, мы с мужем много работали с группой «Час пик», где он был солистом, помогали с аранжировками, тексты правили. Все профи удивляются: как ты смогла разглядеть его, а мы нет? А все проще простого: я слышу своих. Но бриллианту нужно дать правильную огранку. И еще: бриллиант не должна носить клуша. Я — за дорогое искусство, речь не о стоимости билетов, а о его долговечности. Вы не поверите, но когда мы ездим «за ленточку», то с молодыми ребятами, которые даже не знают, кто такая Зыкина, поем «Издалека долго течет река Волга». Мы поем «Темную ночь», хотя они не знают, кто такой Бернес. Потому что эти песни создавались не просто талантливыми, а профессиональными людьми. А профессиональный уровень сейчас зачастую не выше советской самодеятельности. В моем поколении многие вышли из самодеятельности, в том числе и я. И я, учась на архитектурном факультете, имела возможность посещать в институте вокальную студию, где с нами занималась педагог из консерватории. И хобби стало профессией. Это говорит о правильности советского подхода, когда человеку давали и инструменты для развития, и образование.
Я думаю, нам надо больше говорить о нашем будущем — о детях. На конкурсе «Время героев» было много детей — очень искренних, талантливых. Радостно было видеть, с каким воодушевлением они поют патриотические песни. Есть выражение: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Его очень превратно толкуют либералы. Я считаю, что эта фраза означает, что патриотизм — это последний спасательный круг, даже для негодяя. Потому что любовь к отеческим гробам — это то, что нас всех роднит, объединяет и делает выше. И нужно следить за состоянием корней дерева, чтобы и листочки, то есть наши дети, были здоровы.
Я очень люблю слушать лекции профессора Татьяны Черниговской о мозге. И своим опытом подтверждаю то, что она говорит: не нужно заниматься ребенком, дайте ему хороший пример. Мне никогда родители не говорили, что делать. Папа рисовал, мама создавала музей деревянного зодчества в Нижнем Новгороде (вы могли его видеть в фильме «Сибирский цирюльник»). Главное, что на меня повлияло, — общение с архитекторами, они все как на подбор были личностями, которым хотелось подражать: высокоинтеллектуальными, благородными. Я заметила, что люди искусства какие-то иные: необходимость соприкасаться с прекрасным очень красит человека изнутри.
Без родительского внимания ребенок может впитать то, что не нужно. Даже мимолетное общение накладывает отпечаток, который вам, возможно, потом придется соскабливать.
— Я очень люблю выражение «Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми — премудрые, а над премудрыми — святая простота». Только это не та простота, что хуже воровства, а «простость». Общение с великими людьми, с которыми мне пришлось в этой жизни встретиться, учеными, артистами, показало мне, что чем гениальнее человек, чем он выше и в профессии, и как личность, тем он проще. На самом деле великие вещи просты. Например, величайшее чувство любовь. «Я люблю тебя» — всего три слова. И все понятно, в каком бы контексте его ни произнесли.
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
— Какие события в вашей жизни вы считаете наиболее значимыми?
— Наверное, самым главным и потрясающим моментом в моей жизни стала встреча с моим духовным наставником старцем Николаем Гурьяновым, сейчас его весь мир почитает как современного Серафима Саровского. При общении с ним было очевидно, что это человек, для которого открыто прошлое и будущее. К нему человека приносили, а уходил он уже на своих ногах. Но главное чудо — что люди в его присутствии в мгновение преображались, у них менялось мышление.
— Как вы относитесь к идее, что каждый человек гениален?
— Мне кажется, все ответы в Евангелии. Мы же образ и подобие Божие. Как он может быть не гениален?
— Как бороться со страстями?
— Я не знаю, я просто стараюсь заполнить время, чтобы на них его не оставалось. Всегда стараюсь понять, для чего мне дается то или иное событие в жизни, даже когда заболеваю: во время болезни очень хорошо думать. Тело не может грешить, и ты становишься духом.
МЕДАЛЬ ЗА КИРКОРОВА
Ольга КОРМУХИНА:
— Когда мы с Алексеем писали песню «Я падаю в небо», то даже не могли предположить, что российские десантники выберут ее своим гимном. Сейчас я являюсь членом Союза десантников России и очень счастлива, что мои песни помогают ребятам в их настоящей, непростой мужской работе.
С этим связана одна смешная история. Сейчас я плохо вижу, поэтому в эстрадной тусовке улыбаюсь всем, даже тем, кому раньше, может, и в глаз бы дала. А Филя Киркоров настолько умный человек, что сам рассказывает о себе то, что другой человек попридержал бы. И он публично рассказал, что Кормухина его била, а он бегал к Пугачевой жаловаться. А тут как раз десантники России приняли меня в их Союз почетным членом и вручили медаль. И в «Московском комсомольце» выходит статья с заголовком: «Избившую Киркорова Кормухину приняли в Союз десантников» — как будто это именно та заслуга, за которую меня приняли в Союз. Читаю комменты к статье: «Молодец, Кормухина, она исполнила мечту десантников!»