В последний раз прославленный коллектив был с гастролями в Уфе 15 лет назад. Теперь он привез три спектакля из золотого фонда театра: «Волшебная лампа Аладдина», «Конек-горбунок» и «Необыкновенный концерт», который стал самым известным в мире кукольным представлением ХХ века и вошел в Книгу рекордов Гиннесса как спектакль, который посмотрело самое большое число зрителей в мире. Долгое время роль конферансье в этом пародийно-сатирическом спектакле, поставленном аж в 1946 году, исполнял знаменитый Зиновий Гердт.
Для наших зрителей эти четырехдневные гастроли стали возможностью приобщиться к шедеврам театрального искусства, не выезжая из Уфы, а для коллектива уфимского Театра кукол они знаковые, потому что это первые гастроли в его реконструированном здании. И, как отметил директор театра Альберт Имамутдинов, очень приятно, что первым стал именно визит коллектива, который десятилетия считается эталоном для всех театров кукол страны. Творческие связи уфимского театра и театра имени Сергея Образцова уходят в 70-е годы прошлого века. Тогда главным режиссером нашего театра стал ученик Образцова Владимир Штейн, который вывел коллектив на существенно новый уровень, поставив легендарные спектакли для взрослых «Божественная комедия», «Белый пароход», «Галима» и другие. Это сделало башкирский Театр кукол известным не только в республике, но и далеко за ее пределами.
Заместитель директора ГАЦТК С. В. Образцова Наталия Афанасьева рассказала, что театр, который и раньше был очень популярен, в последние годы стал одним из самых посещаемых в Москве. Секрет такого успеха в том, что, сохраняя лучшие традиции Образцова, коллектив стремится быть современным и не боится экспериментировать.
— У нас много коллабораций. К нам стали обращаться драматические театры, которые хотят работать с куклой. Доверять им эту работу нам не хочется, потому что кукольник — это уникальная профессия. И вместо того чтобы долго учить их работать с куклой, мы сами стали участвовать в драматических и музыкальных спектаклях. В нашем багаже — работы с «Современником» и Большим театром, — рассказывает Наталия Афанасьева. — У нас постоянно происходит что-то необычное. Два года назад мы поставили мюзикл и выпустили спектакль «Кто убил Фриду Кало» в необычном для театра кукол формате мексиканского карнавала мертвых, который играем на открытой площадке в прилегающем к нашему зданию Образцовпарке. Во времена ковида мы стали проводить там «Новогоднюю экспедицию», которая была признана лучшей детской новогодней елкой Москвы, и мы эту историю продолжили. Необычная премьера у нас вышла этой весной. К нам пришел музыкант Евгений Маргулис, выразил свое восхищение и сказал, что хочет у нас играть. Почему нет? Мы сделали с ним совместный спектакль «Алиса в Стране чудес». Только Алиса в нем была не одна, их было восемь, и Маргулис с гитарой. Такой своеобразный джем-сейшн получился. Когда начинаешь делать спектакль, никогда не знаешь, что из этого получится, но мы рискуем, и у нас получается!
Но не зря в театре Образцова так дорожат золотым фондом.
— Наш зритель очень изменился, меняемся и мы, артисты, но, драматический ли это театр или кукольный, зрители, приходя в него, всегда ждут чуда. А наши классические спектакли вне времени, и они всегда будут удивлять и детей, и взрослых, — говорит заслуженная артистка РФ Александра Горбунова.
Фото Александра ДАНИЛОВА и пресс-службы Башкирского государственного театра кукол.