Кто такой Чичиков? У Гоголя это первый российский бизнесмен, который, придумав сомнительную схему обогащения, никому, кроме себя, при этом не навредил. Далеко не все знают, что к истории о мертвых душах обращался и Михаил Булгаков, в пьесе которого Чичиков обретает иные грани. Спектакль «Мертвые души» по пьесе Булгакова Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, чьи «Большие гастроли» завершились в Уфе, познакомил зрителя с булгаковским мистическим Чичиковым, и не только.
Пензенский театр, входящий в пятерку старейших театров России, уже показывал свои спектакли в Уфе, но на обменные гастроли с Государственным академическим русским драматическим театром Республики Башкортостан коллектив приехал впервые благодаря федеральной программе «Большие гастроли». Театр привез к нам пять постановок, которые были тепло встречены уфимцами. Русдрам, в свою очередь, показал в Пензе свои лучшие постановки: «Голубая камея», «Вредный элемент», «Метель», «Барышня-крестьянка», «Лес». Все спектакли проходили при аншлагах, около восьми тысяч зрителей стали гостями этих насыщенных обменных «Больших гастролей».
«Мертвые души» Булгакова, открывшие гастроли пензенского театра, конечно же, вызвали большой интерес у уфимцев, во-первых, потому что «Души» были не хорошо знакомые гоголевские, а булгаковские, во-вторых, к постановкам бессмертной классики современные театры подходят очень по-разному, и никогда не знаешь, какие сюрпризы тебя ждут на спектакле по произведениям, знакомым со школьной скамьи.
Михаил Булгаков обратился к сюжету о загадочном авантюристе, скупающем умерших крепостных крестьян, спустя почти век после выхода книги Гоголя. Специально для Московского художественного академического театра он создал пьесу, в которой существенно переработал гоголевскую поэму — изменил последовательность эпизодов, добавил фирменной булгаковской мистики, придумал роль «Первого в спектакле» (то есть автора) и неожиданно для всех начал действие в Риме, где, собственно, Гоголь и писал свое главное произведение. Но режиссер спектакля Константин Станиславский не принял многих находок драматурга, и постановка вышла слишком прямолинейной и иллюстративной (хотя была популярна у зрителей и прожила в репертуаре с перерывами более полувека). В спектакле Пензенского драмтеатра сделана попытка воплотить на сцене то из пьесы, что не было осуществлено во мхатовской постановке, и приблизить «Мертвые души» к первоначальному булгаковскому замыслу. Главную роль Павла Ивановича Чичикова исполняет народный артист России, художественный руководитель Пензенского драм театра Сергей Казаков.
Он отметил, что в отличие от тех, кто сегодня стремится переиначить классику, превращая спектакли в скандальные шоу, театр с 232-летней историей относится к ней бережно. Все, что сиюминутно, поставлено на злобу дня, очень быстро уходит из репертуара. А остаются в нем качественные спектакли на вечные темы, рассказывает на пресс-конференции перед спектаклем художественный руководитель театра. Человек невероятной харизмы и чувства юмора, Сергей Казаков с первых минут общения покорил журналистов. Такому очаровательному Чичикову и правда трудно не уступить то, что он просит. Казаков не согласен с теми, кто считает гоголевского Чичикова мошенником.
— Это, по сути, первый российский бизнесмен, который никого не ограбил, не убил, а просто придумал свою схему обогащения. А у Булгакова герой — провокатор, который забирает не мертвые души крестьян, а души тех, кто их продает, — считает артист.
Мистичности образу Чичикова придает и наличие, как у Воланда в «Мастере и Маргарите», необычного слуги Петрушки, которого играет воспитанник уникального пензенского инклюзивного проекта «Квартал Луи».
Максим, воспитанник детского интерната для детей с особенностями здоровья, был артистичным и принимал участие во всех мероприятиях, что проводились в интернате, но поверить, что он может играть на большой сцене, было трудно. Но верила мама, которая после восьмого класса отвела мальчика в «Квартал Луи», где как раз начинался совместный проект «Квартал Луи — Первая скрипка». «Первая скрипка» — детище Сергея Казакова — лаборатория актерского мастерства, которая помогает человеку стать первой скрипкой, лидером. В лаборатории есть группы для занятий с детьми с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра. Ее руководитель с гордостью отметил, что арт-терапия творит чудеса: если поначалу ребята не могли заниматься без родителей, которым приходилось выходить с ними на сцену, то сейчас они самостоятельно играют в мюзикле.
Практически сразу после знакомства с Максимом Борисовым народный артист Казаков, которого очень впечатлила светлая энергетика парнишки, «украл» его из «Квартала Луи» и попытался сделать из него артиста. И это ему удалось.
— Это пример, когда человек сделал себя сам. Еще несколько лет назад он боялся выходить на улицу. Когда мы поехали на первые гастроли, он рыдал и плакал от страха, а сейчас он известен в стране, о нем пишут центральные газеты, снимают передачи. Он окончил институт, поступил в магистратуру. Играет в двух спектаклях нашего театра. Ему все удалось, ведь на самом деле актерская профессия — это профессия души и преданности. Я всегда говорю, что в театре не работают, в театре служат, — говорит Сергей Казаков.
— Я впервые в Уфе, немного успел посмотреть, но вижу, что город красивый, интересный. Я полюбил гастрольную жизнь: сегодня один город, завтра — другой. Жизнь прекрасна! — поделился Максим Борисов — актер маленького роста, но с большой душой.
Арт-тренинги — это в чистом виде психотерапия, считает Сергей Казаков, который занимается арт-терапией много лет.
— Основной закон психотерапии такой: каждый человек играет в жизни свою роль, которую диктует ему социум. Люди несут на себе образы, навязанные им окружением. Нами легко манипулировать, потому что вашу реакцию на те или иные события легко предположить. Арт-терапия, которую я проповедую, учит человека играть сразу несколько ролей, — рассказывает Сергей Казаков. — Хороший актер, проживающий много ролей, знает много судеб, и в компьютер в его голове закладывается опыт не одной человеческой жизни и различных реакций. Поэтому я могу пылить и кричать на сцене, при этом получать удовольствие от игры и еще наблюдать за реакцией зрителя.
Однажды, чтобы проверить сердце, мне повесили холтер, с которым я играл Городничего. Когда врач снимал данные, он заметил, что в определенный момент они резко ухудшились. Меня спросили, что я делал в это время. Я это точно знал: я был на сцене, и плохо было Городничему, а не мне: у меня все было хорошо, мне аплодировали зрители!
Марина Влади писала, что, несмотря на страдания, которые она испытывала, стоя у гроба Высоцкого, она в то же время пыталась представить, как она выглядит со стороны, а также запомнить свое состояние и впоследствии использовать это в работе над ролью. Таковы настоящие артисты. А вообще, людям надо учиться не принимать свою роль близко к сердцу и относиться к себе с небольшой иронией.
Сохраняя уважение к классике, пензенский театр знакомит публику и с совсем новыми пьесами. В рамках уникального проекта «Из-под пера» специально для театра пишут самые известные современные писатели.
Сергей Казаков был назначен художественным руководителем театра после того, как в 2008 году в результате сильного пожара здание практически полностью сгорело и было снесено. Пока не построили новый театр, труппа базировалась в культпросветучилище, многие актеры ушли. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Во-первых, через несколько лет театр обрел новое шикарное здание, во-вторых, Сергей Казаков совершил возрастную революцию: он решил пополнить сильно поредевший коллектив молодежью и взял практически целый курс актеров-выпускников, построив на них репертуар.
— Я более десяти лет являюсь профессором Московского театрального института имени Кобзона. Думаю, если человек хочет стать хорошим артистом, ему легче реализоваться именно в провинции. В столице люди чаще разбазаривают свою энергию и деградируют. Молодые актеры уезжают из провинции покорять Москву, а в итоге работают аниматорами и теряют профессию. И, наоборот, москвичи, которые хотят стать хорошими актерами, едут к нам. У нас в коллективе несколько человек из Москвы. Например, москвич Николай Потапов, который много снимался в кино, уже 11 лет работает в нашем театре, — говорит Казаков.
Кстати, первые шаги в шоу-бизнесе популяризатор Пензы на телевидении Павел Воля и шоумен Тимур Родригес, который тоже родом из этого города, сделали не без помощи Сергея Казакова. Артист также подтвердил, что известный комик Азамат Мусагалиев тоже имеет отношение к Пензе, где он работал на стройплощадке, восстанавливая сгоревший театр.
Наверняка, у уфимцев, посетивших гастрольные спектакли театра — «Мертвые души», «Конец бессмертию!», «На бойком месте», «Ба», «Тетушка на миллион», — слово «Пенза» теперь будет ассоциироваться не только с известными российскими комиками, но и с замечательным театром.
В тему
Как рассказала журналистам заместитель художественного руководителя Академического русского драматического театра РБ Ольга Уланова, уфимский коллектив дважды принимал участие во Всероссийском театральном фестивале «МаскерадЪ», который проходит на пензенской сцене, и получал высокие оценки критиков и зрителей. В программе «Большие гастроли» Русдрам участвует давно, но самой большой театральной площадке республики нелегко найти театры-партнеры, соответствующие сценическому масштабу. Очень мало куда «помещается» любимый уфимцами мюзикл «Голубая камея». Поэтому процесс выбора сцены для гастролей очень долгий и тщательный, объяснила Ольга Уланова. Она отметила, что федеральная программа «Большие гастроли» стала важной финансовой поддержкой для региональных театров, потому что с каждым годом выехать на гастроли становится все дороже.
27 сентября на сцене Русдрамы состоятся «Большие гастроли» Московского государственного академического театра «Русская песня». Он покажет спектакль «Бедность не порок» режиссера Павла Сафонова. Автор идеи спектакля — художественный руководитель — директор театра Надежда Бабкина.