Все новости
Культура
12 Июня , 20:15

Впечатления — это богатство человека

Их дарит нам в том числе и театральное искусство

Альберт ЗАГИРОВ  «Калечина-Малечина» Няганского театра юного зрителя. Режиссер — Сойжин Жамбалова.
«Калечина-Малечина» Няганского театра юного зрителя. Режиссер — Сойжин Жамбалова.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

В Уфе завершился XXI Фестиваль театров малых городов России, организованный Государственным театром наций при поддержке министерств культуры РФ и РБ. Для Уфы он стал одной из ярчайших страниц в культурной жизни этого года, а главное, познакомил с талантливыми коллективами и артистами, узнать которых иным образом нам бы, пожалуй, не удалось. А Россия, что и говорить, богата талантами, пусть и живут они в городках небольших и не столь известных. Чем же запомнился фестиваль уфимскому зрителю?

Уроки детства

Одной из самых ярких постановок фестиваля стала «Калечина-Малечина» Няганского театра юного зрителя (Ханты-Мансийский автономный округ) по повести Евгении Некрасовой в интерпретации самобытного режиссера Сойжин Жамбаловой.

Спектакль загодя задал высокую планку — в этом году он стал номинантом премии «Золотая маска».

«Калечина-Малечина» — история Кати, «невыросшей», как в произведении называют детей, будто заведомо ставя их на ступеньку ниже «выросших»-взрослых. Вот и живет она в Лилипутском городе, пока мама и папа ездят на работу в город Гулливерский. Это трагедия подростка, который, заведомо или по стечению обстоятельств, оказывается не нужным никому: ни находящимся на грани развода родителям, ни одноклассникам, устраивающим травлю, ни учителю, загоняющему всех в жесткие рамки. И у самой последней черты на помощь Кате приходит существо из потустороннего мира — кикимора, Калечина-Малечина, которая вместе с девочкой отправляется мстить обидчикам.

Спектакль «звучит» на разных уровнях, создавая сложную полифонию образов, художественный объем. Это песни и музыка, в которых переплетаются современные ритмы рэпа и фольклорные мотивы; сценическая пластика на грани танца. Постановка вообще очень музыкальна — сказывается музыкальное образование режиссера.

На школьниках — форма прямиком из советского детства, они прыгают через скакалку и играют в «резиночку». При этом пользуются компьютерами и смартфонами, а Катя в попытках быть услышанной родителями изображает стендап-комика.

В этом перекрестье времен рождается существо из мифа — альтер-эго героини. Калечина-Малечина — порождение боли отвергнутого подростка и в то же время метафора непростого (а у кого оно бывает простым?!) взросления.

А в художественную ткань драмы врывается реальная жизнь: актеры, как бы снимая с себя маски персонажей, рассказывают случаи из собственного детства, которые до сих пор «звенят» в душе натянутыми до боли струнами. И в то же время дают понять: пройдет и это. Мы вырастаем, учимся жить с этой болью и извлекаем из нее по-своему важные уроки.

Повернуться к человеку

Очень необычным получился спектакль «Платон» Новокузнецкого театра драмы (Кемеровская область) в постановке Максима Соколова. Главный его герой — нет, не Платон, как логично было бы предположить, а Сократ, древнегреческий философ, которого Платон прославил в своих знаменитых «Диалогах». В центре действия — суд над ним по причине непочитания богов и казнь, а также трагедия его супруги Ксантиппы, которая полюбила чудака и всю жизнь чувствовала себя на втором месте.

Как известно, Сократ разделил всю философию на «до» и «после». До него философы рассуждали о космосе, он первым заговорил о внутреннем мире человека, будто вырвавшись из оков мифологического мышления. В спектакле это воплощается буквально: все актеры, изображающие современников философа, обуты в ботинки, привинченные к тяжелым плитам. Они корчатся в попытках вырваться за пределы привычного, так что в прямом смысле дым идет из ушей и кровь течет из глаз, но тщетно. А над их головами нависли громоздкие камни, символизирующие ограниченность их сознания.

И только Сократ свободен от оков. Он восседает на камне. Но камень ему неудобен: он то ворочается с боку на бок, то пытается спуститься с него. Он только нащупывает пути, по которым двинется мысль человеческая в будущем: «Я знаю, что ничего не знаю». Но даже в таком положении он — пророк в своем отечестве, пытающийся найти выход из каменной пещеры, что представляет из себя сцена. А еще он вызывает ассоциации с Иисусом Христом, который гораздо позже будет так же не понят, отвергнут обществом и распят.

Немного о Золушке

Философская комедия для взрослых, как определил жанр спектакля «Алло, мама!» драматург и режиссер Глазовского драматического театра «Парафраз» (Удмуртия) Дамир Салимзянов, — это вариация на тему знаменитой сказки о Золушке.

Точнее, вариация вариации — пьесы Евгения Шварца, по которой был снят одноименный фильм. У героев появляются атрибуты современности: возлюбленную можно отыскать по навигатору в телефоне, дочери Мачехи одеваются, как героини аниме, а сама Золушка, как любая современная девушка, не готова безропотно сносить издевательства.

Но главное, что отличает театральную интерпретацию, — это фокус внимания, который смещается с Золушки и Принца, нашедших свою любовь, на переживания взрослых персонажей — Короля, Мачеху и Лесника, потерявших когда-то своих любимых. И когда королевский Волшебник придумывает телефонный аппарат, по которому можно поговорить с умершими, они этой возможностью пользуются. Правда, волшебство длится только до полуночи…

«Алло, мама!» — мудрое высказывание о том, как жить после смерти близких и как важно вовремя их отпустить. И одновременно — искрометная музыкальная комедия для взрослых, которым так хочется еще немного побыть детьми.

Герои дня

Восемь дней шли театральные показы, и, наконец, в минувшее воскресенье фестиваль завершился торжественной церемонией закрытия, которая прошла в ГКЗ «Башкортостан».

— Для нас было огромной честью принимать фестиваль театров малых городов России, — отметил заместитель министра культуры РБ Ринат Гайсин. — Каждый день был наполнен яркими событиями. Участники театрального форума, я уверен, уедут с хорошим настроением и будут вспоминать Уфу очень долго!

Конечно, все ждали подведения итогов конкурсной программы. Как отметили члены жюри, споры были жаркими и победителей выбирали голосованием, потому что прийти к единому мнению было ох как непросто.

Приз «Надежда» получил коллектив Камерного драматического театра «Доминанта» (г. Губаха, Пермский край) за спектакль «Тихий свет». В номинации «Лучшая женская роль» победила Софья Белова, актриса Серовского театра драмы имени А. П. Чехова (Свердловская область). Она исполнила роль Сони в чеховском «Дяде Ване». «Лучшая мужская роль» досталась Андрею Ковзелю, актеру Новокузнецкого драматического театра (Кемеровская область). Это тот самый Сократ из спектакля «Платон».

В главных номинациях — «Спектакль малой формы» и «Спектакль большой формы» — победителями стали, соответственно, Няганский театр юного зрителя (ХМАО) со спектаклем «Калечина-Малечина» и Альметьевский татарский государственный драматический театр (Татарстан) с постановкой «Не был женат». Кстати, театр из Татарстана уже в пятый раз становится обладателем Гран-при фестиваля театров малых городов России.

Кроме того, специальный приз главы РБ получил Глазовский драматический театр «Парафраз» (Удмуртия, спектакль «Алло, мама!»), министерства культуры РБ — Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола (Кемеровская область, «Фрекен Жюли»), губернатора Челябинской области (в прошлом году фестиваль проходил в Магнитогорске) — Башкирский драматический театр имени И. Юмагулова (Стерлитамак, «Гульнара»), Ассоциации театральных критиков — Новоуральский театр музыки, драмы и комедии (Свердловская область, «Старик и море»).

— Нынешний фестиваль стал для меня уникальным, потому что обычно театральные труппы приезжают, играют спектакль и наутро уезжают. А в этом году в течение восьми дней в Уфе оставались все — смогли посмотреть постановки коллег и познакомиться, — отметил на церемонии награждения председатель жюри, заслуженный деятель искусств России Адольф Шапиро. — Самое главное, что оставляет театр, — это впечатление. И именно впечатление — главное в жизни. На смертном одре ты не будешь вспоминать: «Ах, какую я сделал мизансцену!» Ты будешь вспоминать людей, деревья, море, реки, встречи, друзей. И я хочу поблагодарить фестиваль за то, что он дал возможность получить новые впечатления.

Это единственное, что у человека никто никогда не сможет отнять. Это его богатство.

А член жюри, народная артистка России Ольга Остроумова пожелала всем участникам, «пока есть силы и энергия, работать и не отличать поражения от победы, потому что мы вместе».

Прямая речь

Елена НОСОВА, куратор федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного театра наций:

— В этом году в фестивале приняли участие 16 театров малых городов России. Это более 500 участников. Каждый день в конкурсной программе было по два-три спектакля. Кроме этого, мы приготовили широкую образовательную программу: профильные дисциплины для артистов, лекционный блок для руководителей, режиссеров, художников. Была также специальная программа некоммерческих кинопоказов. И конечно, в таком большом городе, как Уфа, хотелось все посмотреть.

Наши участники с удовольствием посетили музеи города — этнографический, Нестеровский, Национальный музей РБ. А еще многие обращались к нам заранее, отмечая, что ни разу не видели балет и не слышали оперу в живом исполнении. И мы предоставили такую возможность: артисты Башкирского театра оперы и балеты представили для них балет «Барышня-крестьянка» и оперу «Евгений Онегин».

Айрат АБУШАХМАНОВ, член жюри фестиваля, главный режиссер-постановщик Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури:

— Фестиваль, как и всегда, прошел на очень высоком уровне. На него были выбраны самые сильные спектакли России.

И я очень рад за уфимских зрителей, которые смогли их увидеть. Ведь такие события создают особую атмосферу, повышают культурный уровень. К сожалению, был период, когда у нас вообще не проводились театральные фестивали, а теперь, посмотрите, один за другим. Как говорил великий татарский драматург Туфан Миннуллин, город, где нет театра, это не город, а населенный пункт.

Александр ЛЕБЕДЕВ, актер Нижневартовского городского драматического театра:

— С фестивалем театров малых городов России я знаком очень хорошо — приезжаю уже в третий раз. Каждый год отмечаю хорошую организацию, дружественную атмосферу. Постоянные участники уже сдружились между собой, встречаемся как родные люди. В этой возможности посмотреть друг на друга, обменяться опытом — вся прелесть театрального мира. А еще впервые познакомился с Уфой. Не ожидал, что она такая классная!

Альберт ЗАГИРОВ  Участники театрального фестиваля будут долго с теплотой вспоминать Уфу...
Участники театрального фестиваля будут долго с теплотой вспоминать Уфу...Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Мария СНЫТКИНА
Читайте нас: