«Слуга двух господ» — так называлась статья в прессе 1980-х о Диме Маликове, который, будучи профессиональным классическим музыкантом, возглавил все хит-парады эстрадного постсоветского пространства. Прошло больше 30 лет, а Дмитрий Маликов продолжает успешно балансировать между классикой и эстрадой. Несмотря на то, что своей широкой известностью он обязан именно поп-музыке, Маликов видит своей миссией пропаганду классики. На днях певец, композитор и пианист побывал в Уфимском среднем специальном музыкальном колледже, где он провел встречу в рамках своего социально-образовательного проекта «Уроки музыки».
Этот проект артист придумал в 2013 году, и его «Уроки» уже посетили более 50 тысяч детей из 200 городов страны.
— Моя задача — привлечь внимание детей к классической музыке. Такие встречи очень важны для молодежи, они мотивируют, и для кого-то могут стать судьбоносными, — рассказал музыкант. Я сам окончил музыкальную школу, музучилище, а потом и Московскую консерваторию. Но был период, лет в 16-17, когда я колебался, какой музыкой заниматься. И как раз в это время в Москву с концертом приехал Владимир Горовиц, великий пианист. Он уже был в достаточно преклонном возрасте, много лет прожил в Америке, дружил с Рахманиновым. Мне удалось попасть на его репетицию и концерт. После этого я продолжил классическое музыкальное образование и поступил в консерваторию. И вот все эти годы я — слуга двух господ. С одной стороны, эстрадный исполнитель, пишу песни, исполняю их, с другой — я классический музыкант и пропагандирую классическую, инструментальную музыку, — говорит Маликов.
В теплой, искренней манере он пообщался с учениками колледжа и рассказал, что, родившись в семье известных музыкантов, поначалу вовсе не хотел идти по стопам родителей. Мальчика отдали в музыкальную школу в пять лет, он занимался там без удовольствия и при любой возможности убегал играть в футбол и хоккей. Уезжая на гастроли, отец, Юрий Маликов, оставлял на рояле ремень, дабы в его отсутствие Дима помнил, что забывать о занятиях музыкой чревато. Дима сразу же скидывал ремень за рояль, в следующий раз перед отъездом отец клал на его место другой, который ждала та же участь. Так продолжалось до тех пор, пока ремни в доме не закончились, и сестренка Димы не рассказала родителям о тайнике. Справедливости ради надо сказать, что ремень в семье Маликовых использовался только для острастки. А когда Дима стал участвовать в концертах, то полюбил сцену, и это был самый лучший стимул для дальнейшего роста.
Выйдя на сцену концертного зала уфимского колледжа, артист отметил, что ему очень приятно выступать в храме искусства с «намоленными» стенами, из которых вышло много известных музыкантов. Он сыграл свою пьесу «Ночь в Мадриде» вместе со студентом первого курса, лауреатом всероссийских и международных конкурсов Данилом Губайдуллиным. Всем известный «Собачий вальс», который Дмитрий Маликов превратил в джазовое произведение, вызвал всеобщий восторг.
Учащиеся колледжа — лауреаты различных конкурсов — продемонстрировали гостю свое мастерство. Дмитрий Маликов отметил, что оно произвело на него большое впечатление:
— Я побывал во многих школах страны, и такой высокий исполнительский уровень далеко не везде встретишь. Это, конечно, в первую очередь заслуга педагогов. На этой сцене у меня сразу возникла ассоциация с Центральной музыкальной школой в Москве, где я учился. Правильная аналогия, потому что здесь действительно собрались одаренные музыканты, на мой взгляд, это федеральный уровень. Я очень вдохновлен и горжусь тем, что живу в России, где столько талантов именно в классической музыке. Для меня это очень важно, в этом и состоит моя миссия — быть мостиком между эстрадой и классикой.
Артист исполнил попурри из музыки, которая звучит еще в одном его просветительском проекте для молодежи, — «Перевернуть игру».
— Это драматический спектакль о жизни композиторов, в нем играют актеры, а я выступаю рассказчиком, который спорит с девочкой ди-джеем, абсолютно не воспринимающей классическую музыку. Она нацелена только на современную музыку, и я против нее ничего не имею, сам ею занимаюсь, просто хочу донести до детей, которые не ходят в музыкальные школы, что кроме рэпа и поп-музыки есть и великая музыка, созданная в течение последних 300 лет, и ее нужно знать. Хочется показать этот спектакль в городах Башкирии, — говорит Дмитрий Маликов.
Когда в 2013 году артист впервые приезжал в республику с проектом «Уроки музыки», министр культуры РБ подарила ему курай, и Маликов пообещал использовать его в своих произведениях. В пьесе «Робин Гуд», которой артист открыл нынешнюю встречу, слушатели услышали отголоски башкирского национального инструмента.
— Курай — непростой инструмент, но я его использую, потому что народные инструменты очень обогащают музыку, их обязательно нужно использовать. Я много раз приезжал в Башкирию и в который раз почувствовал, как вы бережно относитесь к своим корням. Сегодня в ресторане нас угощали блюдами, которые имеют отношение и к национальной традиции, и к современности. Мне понравилась колбаса из конины и кофе «Уфачино», — отметил гость.
Маликов поделился, что он большой любитель живописи, и везде, где бывает, старается посетить выставки картин. В этот приезд он побывал в Художественном музее имени Нестерова и впечатлен экспозицией. Также ему понравилось большое количество скверов в Уфе.
Дмитрий рассказал, что выпускает много инструментальных альбомов, у него есть альбом фортепианных прелюдий, которые часто исполняются в музыкальных школах, чем он очень гордится, но выступать его чаще приглашают все-таки как эстрадного исполнителя.
Журналисты попросили у звезды совета для молодежи: как стать известным, что делать, чтобы тебя заметили? Маликов ответил, что универсального рецепта нет: с одной стороны, сейчас с помощью технологий можно показать свое творчество многомиллионной аудитории, с другой — у тебя и конкуренция огромная.
— Музыкой нужно заниматься тогда, когда ты не можешь ею не заниматься, — говорит артист. — И надо учитывать, что ценится не только голос, но и когда человек сам сочиняет. И еще один момент, который я недооценивал, когда был молодым, — текст. Слово порой бывает важнее, чем музыка. Если тебе есть что сказать, если у тебя есть поэтический дар, то это очень сейчас ценится. Ну и, конечно, нужно уметь продвигать свое творчество. Например, у меня есть альбом, который называется «Панацея». Панацея — это универсальное средство от всех болезней, чем, по моему убеждению, и является музыка — когда у нас плохое настроение, что-то болит, мы включаем ее, и все чудесным образом проходит. Когда я выпустил этот альбом, то договорился с сетью аптек, и целый год «Панацея» продавалась в аптеках как лекарство — такой вот маркетинговый ход.
Чтобы расширить аудиторию, звезда 90-х не избегает сотрудничества с блогерами, считая это отличной идеей, дающей возможность обратиться к публике разных возрастов. При этом его образ остается светлым и незамутненным, и кажется, будто в душе он остается все тем же искренним романтичным мальчиком, чьи «Золотые косы» и «Брачный кортеж» когда-то погружали в мечты миллионы девчонок.
— Дмитрий, почему у вас такая светлая музыка? — спросили мы его.
— Это, наверное, свойство психики, личности. Стараюсь жить в гармонии. Ну и миссия такая: «Смех и радость мы приносим людям!»