Все новости
Культура
15 Марта , 13:15

Театр — место спасения

В Уфе в рамках гастролей МХТ имени Чехова побывал Константин Хабенский

Александр ДАНИЛОВ  Задавая вопрос Хабенскому, нужно быть готовым услышать в ответ: «А вы как думаете?»
Задавая вопрос Хабенскому, нужно быть готовым услышать в ответ: «А вы как думаете?»Фото:Александр ДАНИЛОВ

«Меня зовут Константин, фамилия — Хабенский...» — студенты театральных специальностей и актеры, с нетерпением ждавшие мастер-класс со знаменитым актером в фойе Русдрамы, засмеялись: разве нуждается в каком-то представлении Константин Хабенский! Актер подыграл публике: «Да, я тоже иногда над этим смеюсь». И сразу ограничил общение рамками: «Спрашивайте про себя, не про меня, и я, через себя, отвечу на ваши вопросы о себе».

От такой формулировки собравшиеся немного опешили, ведь очевидно, что всем хотелось спросить у кумира миллионов: «А как вы..?», «А как у вас..?» Но молодежь, а тем более театральная, привыкла импровизировать на ходу. И смогла вынести из мастер-класса много полезного в плане профессии, потому что те, кто сформулировал-таки вопрос «о себе», получили четкие ответы и профессиональные рекомендации. «Я не теоретик, я — практик», — объяснил Хабенский. — Вы, может быть, думали, что я буду рассказывать какие-то истории, планы на жизнь? У меня есть планы, есть истории, но я ими не делюсь. У меня для этого есть друзья. Я надеюсь, что у вас есть вопросы, которые и меня заставят подумать над какими-то вещами и помочь вам в чем-то».

Планами актер не стал делиться и с журналистами, которые, конечно же, поинтересовались, когда и в каких ролях его можно будет увидеть. Он отметил лишь один из последних фильмов с его участием — «Бременские музыканты»: «В новостях я услышал, что «Бременские музыканты» вошли в пятерку фильмов, которые собрали какое-то рекордное количество денег». На вопрос о том, какие фильмы или мультики актер сам любил смотреть в детстве и может ли современная детская продукция сравниться с советскими шедеврами, он рассказал, что любил рисованные мультфильмы: «Каждый день мы бежали с улицы домой в 16.15, когда по программе были мультфильмы. И либо очень радовались, если фильм был рисованный, либо очень расстраивались, если он был с вязаными куклами, но досматривали до конца. Насчет современной анимации: есть качественные истории, которые обволокли весь мир. Из того, что впечатлило меня… это вся анимация, которую я озвучивал. Она не могла не произвести на меня впечатление и потому, что требует еще больше работы, чем озвучивание художественного фильма».

Легендарный МХТ имени Чехова, художественным руководителем которого Константин Хабенский стал в 2021 году, в этом году отмечает свое 125-летие. И если говорить на «отвлеченные» темы артист, казалось, был не настроен, то о новых проектах, постановках и акциях театра, приуроченных к юбилейному сезону, рассказывал с удовольствием. Одними из неординарных проектов, по его словам, стали объявленные МХТ имени Чехова премия Художественного театра в области искусства, направленная на поддержку и популяризацию яркой молодежи, и конкурс короткометражного кино «Прилет Чайки».

— Когда-то синематограф начинался с прибытия поезда, а Художественный театр — с прилета «Чайки». Что это за чайка? Откуда она летела и куда следовала? Ответы на эти вопросы мы надеемся найти в работах студентов и выпускников киношкол, — говорит Хабенский. — Подобного никогда не было в художественном театре. Все-таки театр с большой историей, и мы можем себе позволить подхватить и подсветить тех, кто только начинает. Мы решили в традициях художественного театра создавать новые традиции.

Худрук похвастался также дружбой театра с Роскосмосом, которая завязалась в рамках празднования юбилея. В год своего 125-летия МХТ предложил космонавтам, традиционно смотревшим перед полетом в космос фильм «Белое солнце пустыни», новую традицию: посещение МХТ.

— Ребята, которые сейчас работают на орбите, пришли к нам с семьями, посмотрели спектакль «Не покидай свою планету», мы пообщались, передали им игрушечки — индикаторы невесомости, которые они забрали с собой: по этим индикаторам космонавты сразу могут понять, что корабль вышел на орбиту. Мы отправляем им записи спектаклей с английскими титрами, которые они могут посмотреть с зарубежными коллегами, — рассказал актер.

Константин Хабенский знаком многим уфимцам не только как актер, а и как основатель сети детских студий творческого развития. Если в 2008 году на всю Уфу была пара серьезных театральных студий, то после 2011 года, когда в одной из уфимских школ открылась творческая студия Фонда Константина Хабенского, в городе начался настоящий театральный бум. Можно сказать, что эти школы стали первой ласточкой программы министерства просвещения РФ по созданию школьных театров.

По мнению Хабенского, они должны открываться только при наличии грамотных педагогов, которые могут тонко работать с детьми, а не по указке сверху.

— В противном случае детей могут испортить шаблонными взглядами на то, что такое актер, — говорит Константин Хабенский. — Я поддерживаю связь со студиями. С кем-то из выпускников школ мы пересекаемся на театральных подмостках, с кем-то — на съемочной площадке, кто-то учится в театральных вузах. Изначально нашей задачей было объяснить детям, что актерская профессия не такая уж и радужная. Поэтому тот, кто пошел дальше, сделал это осознанно, понимая, что эта работа действительно тяжела и требует неимоверных душевных затрат.

КАК РОЖДАЮТСЯ ГЕРОИ-ЛЮБОВНИКИ

(Из диалога Константина Хабенского и студента театрального вуза)

— Мне дают играть героев-любовников, которыми я себя ни в жизни, ни на сцене не ощущаю. Не хватает личного опыта, чтобы сыграть.

— А кем вы себя ощущаете?

— А я ощущаю себя комиком!

— Значит, вам подвластны все амплуа. Значит, ваш герой — это герой-любовник, не имеющий никакого опыта, но считающий себя героем-любовником! Или — герой любовник, постоянно терпящий неудачи, но считающий себя мачо. Ведь таких людей много, любовники «на три копейки». Если ваш герой-любовник будет неоднозначным, вы сможете реализовать комика, который в вас сидит, Поэтому ищите в плохом хорошего, а в хорошем плохого.

БЛИЦ

— Как во времена жесткой конкуренции привлечь зрителя именно в свой театр, диктует ли время новые функции театру?

— Какие новые функции должен нести театр? Новые функции должны быть у микроволновки. В театр человек приходит, чтобы дать волю своим эмоциям. Он приходит, сидя в темноте, посочувствовать, может быть, перекреститься, что мимо него прошла ситуация, которая обрушилась на героя. Никаких новых функций... Новые буфеты, хорошие кресла — да, все делается для удобства зрителя, это важно. Но главное, что люди приходят сюда спрятаться от мира, хотя бы на два-три часа.

— Как вы справляетесь, если наступает выгорание, усталость?

— У меня так много объектов интереса на сегодняшний день: театр, кино, менеджмент, гастроли, что если я где-то начинаю выгорать или вошел в тупик, или тема мне стала неинтересна, оставляю ее и тут же переключаюсь на другую. А потом снова к ней возвращаюсь и понимаю, что просто выдохнуть было самым правильным.

— Часто ли вас критиковали? Помогало это или мешало?

— Есть люди, которые критикуют и рассматривают «тело», а не себя родимого по отношению к тому, что он увидел. Сегодня огромное количество критиков, особенно блогеров, которые считают себя мегакритиками просто потому, что много куда ходят, но пишут всякую дребедень. Такое было, есть и будет. Надо просто сказать им: «Дай Бог вам здоровья» и иметь базу коллег и критиков, которые занимаются делом, и опираться на них.

— Иногда не понимаешь, про что спектакль, что именно хотел сказать режиссер. Должен ли зритель обязательно считывать идею режиссера?

— Это серьезный вопрос. Мы, чтобы зрителю было легче, в программках всегда закладываем высказывание режиссера о том, что он хотел сделать, показываем зрителю направление.

— Не кажется ли вам, что из-за бешеного развития технологий скоро кино будет создаваться искусственным интеллектом и единственным местом, где останется настоящая, живая игра, останется театр?

— Может быть любой сценарий. Мы можем контролировать эту тему, пока находимся с искусственным интеллектом в диалоге и можем предлагать ему совершенно неожиданные задачи. Пока мы неординарнее. Пускай у нас нет столько знаний, но у нас есть фантазия, которая позволяет заставлять выкручиваться этого огромного кита знаний. Как только мы перестанем пользоваться своей фантазией для диалога с этим непонятно кем, нас сожрут. И да, театр — то место, где возможно спасение, потому что люди приходят сюда совсем за другим.

КСТАТИ

Во время гастролей, прошедших при поддержке главы РБ Радия Хабирова в рамках празднования 450-летия Уфы, МХТ имени Чехова показал два спектакля: «Истории любви» в постановке Георгия Ковалева и «Дом» в постановке Сергея Пускепалиса. Константин Хабенский отметил, что несмотря на то, что театр не был в Уфе более десяти лет, он помнит прошлый теплый прием уфимских зрителей.

— Мы хотели подарить уфимцам две абсолютно разные истории, но обе они о любви. Музыкально-литературная композиция «Истории любви» — это рассказы авторов, которые так или иначе причастны к истории МХТ: Чехова, Горького, Булгакова, Вампилова. Музыка, исполняемая музыкантами Юрия Башмета, была специально написана для этих рассказов.

Мы сложили все в единое дыхание. Спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца, как все его пьесы и как все спектакли, которые ставил Сережа Пускепалис, — о людях, — говорит Константин Хабенский.

По словам художественного руководителя МХТ, гастроли театра — своего рода знак любви и уважения уфимцам в преддверии юбилея Уфы.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: