Все новости
Культура
7 Февраля , 21:15

Слюбится — слепится

Однажды человек взял да и превратил свою жизнь в сказку. Из бетона

из архива Владислава Гуфа Владислав Гуф со своими мультяшками…
Владислав Гуф со своими мультяшками…Фото:из архива Владислава Гуфа

Раз уж выпало жить в эпоху перемен, надо ими управлять, решил Владислав Эдуардович Гуф из Октябрьского.

Из нефтяников переквалифицировался в антрепренеры.

А потом — в скульпторы. Теперь мечтает вылепить целую страну.

Не для себя, для детей.

Сибирская романтика

В 1987 году Владислав Гуф (с известным рэпером никак не связанный, так что фанатам просьба не беспокоиться) окончил Октябрьский нефтяной техникум и отправился по распределению в Западную Сибирь, в город Когалым, за полторы тысячи километров на северо-восток от дома.

Сибирская вахтовая романтика — вся такая внезапная, противоречивая вся… Природа — красотища. Но мошкара. Но лето зато короткое. Но зима зато долгая и холодная. Но платят хорошо. Но работа тяжелая и опасная. Но график удобный: месяц там, месяц дома.

Начинал Владислав помбуром. Обязанности — спуско-подъемные операции на буровой, пуск и остановка насосов, контроль их работы, участие в профилактическом ремонте оборудования и много чего еще. Если попросту — перемещаешь тяжелые и громоздкие железяки, орудуешь кувалдой, лопатой либо ломом, и 12 часов кряду ты на ногах, и часто по уши в буровом растворе. А нефть (точнее, смесь нефти, воды и газа), которую ты качаешь с глубины трех километров, имеет капризный характер и может устроить ГНВП, то есть газонефтеводопроявление — проблемы вплоть до серьезной аварии. Так что смотри в оба, помбур!

Владислав Гуф смотрел, старался, рос. Дорос до должности начальника смены центральной инженерно-технологической службы. Тут железки не таскаешь, тратишь не силы, а нервы. Собираешь данные с участков о добыче и транспортировке нефти, на ходу вникаешь в проблемы и решаешь их в рамках своих полномочий.

Может, он и дальше бы шагал по карьерной лестнице, но началась полоса преобразований. Была одна фирма, и вот ее нет, а есть другая, с новым начальством. Не успели притереться — опять какое-то слияние-поглощение и новые боссы.

Нервотрепка. Да и вообще… Где-то в глубине души нарастало смутное беспокойство: время идет, а у тебя все одно и то же, цифры, сводки, доклады… Рутина!

И вот в 2004 году…

Сборщики-передвижники

…И вот в 2004 году, после очередной вахты, сидит Владислав дома. А напротив — друг, с которым вместе учились в техникуме. Тот нефтяником работал недолго: поступил в БГПУ на худграф да и стал художником. И реализовался довольно неожиданным образом.

— Тогда началась мода на выставки восковых фигур, — рассказывает Владислав. — И друг освоил это дело, чуть ли не на коленке умудрился сделать выставку «Демоны Голливуда» — десятка два персонажей американских блокбастеров.

Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель и поехал с ними по городам России. Получился неплохой бизнес. Но вскоре интерес к восковым фигурам начал падать, потому что питерская фирма, которая стояла у истоков этой моды, заполонила ими всю страну. Ну и вот, сидим за чаем... Он в раздумьях о том, что делать дальше, и я тоже. «Хочу, — говорю, — заняться чем-то более творческим». И тут он предлагает идею: создать другую передвижную выставку.

Роботов! Тогда роботы были в кино, в мультиках, видеоиграх. А вживую — нет. Предложи — публика пойдет смотреть. Финансирование проекта он брал на себя, требовался человек, который разбирается в железках и электричестве. Я говорю: «Да!!!»

На воплощение идеи ушло два года. Владислав по-прежнему ездил в Сибирь, а возвращаясь с вахты, шел в мастерскую к другу. Четкого бизнес-плана у них не было, чертежей тоже. Образы роботов придумывали спонтанно, заимствуя из фильмов, мультиков, в магазине игрушек. На глаз прикидывали размеры элементов, а дальше руки сами резали, вставляли, соединяли… Автономность фигур в задачу не входила. Главное, чтобы они в определенном режиме (работа-отдых примерно по 15 — 20 секунд) могли топтаться-крутиться на месте, двигать конечностями и головой, гудеть, сверкать огоньками. Конечно, для перевозки все должны были легко разбираться-собираться. Для каждой требовалось множество деталей — электромоторы, редукторы, шарниры, микросхемы, провода, лампочки, аккумуляторы на 12 вольт (больше нельзя во избежание ЧП), а еще пластик и краска для корпусов.

Летом 2006 года было готово полтора десятка штук. Одна махина под три с половиной метра высотой имела огромные ноги и кабину наверху, в ней сидел человек (манекен), двигал рычаги, вертел головой и управлял огромными пушками. Еще был боевой робот-скорпион: размах лап — три метра, клешни клацают, лапы и хвост двигаются, пулеметы стрекочут, огоньки сверкают… Ну и остальные внушительного вида.

Выставку опробовали в родном городе, в краеведческом музее. Народу понравилось. Владислав понял, что дело перспективное, отбыл еще одну вахту и уволился из нефтедобывающей организации. Началась выставочная жизнь. Партнеры намечали город, находили там подходящее помещение, договаривались об аренде, нанимали фуру, загружали — и вперед. Ижевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Самара, Балаково, Владимир…

— В 2007 году приехали в Сочи, разместились в самом центре, в парке «Ривьера», — вспоминает Владислав. — Я обратил внимание, что наши роботы больше всего нравятся пацанам-подросткам и мужчинам. Как-то пришли бывшие военные, афганцы, суровые мужики — смотрю, радуются, как дети. А вот сами дети, особенно малыши… Бывает, посмотрит малыш на эту почти трехметровую громадину… А она такая грозная, начинает скрежетать да стрелять. Он пугается: «Домой…»

Ну, семья уходит. Приходилось возвращать деньги. И тут я подумал…

Крокодил Гена и его друзья

— …И тут я подумал: роботы — персонажи агрессивные, не для всех, — продолжает наш герой. — А если… Если бы у нас были мультяшные герои? На них пойдут всей семьей! Идея захватила меня, но не партнера: ему же надо было вернуть затраты на изготовление роботов. Ну и дальше я пошел своей дорогой, а он своей.

Владислав вернулся в Октябрьский и провел маркетинговое исследование: обзвонил родных-знакомых и поговорил с их детьми, чтобы выбрать самых популярных мультгероев. Один из друзей пустил его в свой гараж. Там все пошло по знакомой схеме: магазины, детали, материалы, работа, работа, работа. По ходу дела освоил основы ремесла скульптора.

— Мне обязательно надо было добиться узнаваемости героев, и я научился лепить из специальной массы (она после высыхания превращается в пластик) головы мультяшек и раскрашивать их. Не знаю, откуда это у меня, но на картинку посмотрю, беру материал — и плоское становится объемным.

Скелеты фигур трудностей не представляли: те же моторчики, аккумуляторы, микросхемы. А вот одежда… Как сшить пальто для Крокодила Гены, у которого нет плеч? Или шорты-комбинезончики для круглых, как мячик, смешариков? Выручила знакомая портниха Лена Журавлева, настоящий мастер, для нее не было невыполнимых задач.

Год Владислав безвылазно работал в гараже. Истратил все сбережения и еще занял денег у друзей. Наконец в декабре 2010 года было готово и протестировано около 25 фигур. Смешарики, Крокодил Гена и Чебурашка, Волк и Заяц из «Ну, погоди!», Губка Боб, Симпсоны и прочие.

— Теперь фигуры были более подвижны, — рассказывает Гуф. — Крокодил Гена, например, играл на гармошке, притопывал ногой, выбивая мотив, качал головой и водил туда-сюда глазами. Еще я подготовил много всего для антуража: лазеры, прожекторы, динамики, датчики движения (зритель подходит — мультяшка начинает пританцовывать), драпировки…

Он двинулся с новой выставкой в путь. Опять объездил почти полстраны, около ста городов от Владимира до Горно-Алтайска. Цены на билеты не задирал, и публика шла на выставку потоком.

— А через три года мы с женой Ириной (она присоединилась ко мне в поездке) решили: пожалуй, хватит кочевой жизни, — говорит Владислав. — Дочь вышла замуж, у нас в Октябрьском внук, надо домой. И тут как раз два знакомых бизнесмена из Сочи обращаются ко мне с одинаковой просьбой: «Продай выставку». Там, на юге, такие вещи востребованы. Ну, одному я продал все за хорошие деньги, помог смонтировать в Геленджике, показал, как обслуживать. А с другим еще интереснее складывалось. Он был готов приобрести несколько подобных выставок, около десятка. Одну я сделал за год, он купил. «Продолжай», — говорит. Лет на десять я был обеспечен работой! И тут он неожиданно умер… Ну, я еще делал мультяшек понемногу, но серьезных заказчиков больше не нашлось. Надо было найти что-то совсем новое…

Не бойтесь, это слон ломает стену

…Что-то совсем новое. Легко сказать. А как найти?

А так. Сидел дома, смотрел ролики в сети. И вдруг… оказался в сказке. Дом не дом, а какой-то игрушечный замок. Башенка в виде бочки, часы в виде улитки. Беседка с печкой, над ней парящий дракончик. Скамейка, забор, дорожка — все сказочно-игрушечное…

Хозяин замка и владелец канала Владимир Колесников объясняет: сказка делается из особого материала, артбетона. А попросту — из штукатурки: цемент марки 500 плюс немножко мыла и пластификаторы, чтобы замедлить процесс застывания. Штукатурка накладывается на проволочный каркас. Если есть вкус и умелые руки, можно слепить волшебство.

Дальше слово Владиславу Гуфу:

— Меня это видео просто ошеломило. А Колесников еще мастер-классы дает, я их тоже посмотрел… И чувствую: мое! С пластилином-то уже работал. А из этого артбетона можно делать и скульптуры, и вообще все что угодно: заборы, скамейки, камины, любые элементы. Тут выясняется, что моему давнему другу Александру Ухарскому (у него свой дом) нужен новый забор. Для начала я попробовал сделать для беседки умывальник в виде лешего. Слепил, покрасил — всем понравилось.

И главное, для меня это оказалось несложно. Потом мы сделали забор — такой, как в фильмах про гоблинов, и сказочные деревья. На ворота натянули проволочную паутину, повесили паучков, на крышу гаража посадили Бабу-Ягу в ступе и кота. Посмотреть на этот забор стали приходить люди, даже молодожены фотографировались на его фоне.

Потом меня попросили сделать две фигуры атлетов, мужскую и женскую, для фитнес-зала. Потом выполнил еще более интересный заказ: изобразить слона, который как бы входит в помещение, проламывая стену. Представляете, какая у этого зверя кожа? Как в песне — «все твои трещинки». Несколько недель примерялся-готовился. Вылепил! Ну и потихоньку пошли заказы.

Кажется, я нашел наконец дело по душе. Жаль, что это произошло в 55 лет. Но время на исполнение мечты еще есть. А мечта такая: сделать в родном городе детский парк со сказочными героями. Такую маленькую уютную детскую страну.

Может, ее назовут Гуфляндия… Понятно, что потребуется серьезное финансирование. Но это место может стать центром притяжения и для местных жителей, и для туристов. У маэстро артбетона Владимира Колесникова есть дочь Елена, вот она занимается подобным проектом в Ставропольском крае, неподалеку от Черкесска. Там строят Еленовку — экологическую деревню развлечений со сказочными героями, лавандовыми полями, прудом с золотыми рыбками, смотровой площадкой и музеем артбетона…

КСТАТИ

Движущиеся куклы (предшественники современных роботов) появились в далекой древности. В их числе:

IV в. до н. э. — летающий деревянный голубь древнегреческого ученого Архита Тарентского;

III в. до н. э. — металлическая служанка, разливающая вино, древнегреческого механика Филона Византийского;

1560 г. — монах из дерева и железа, способный креститься, поднимать Распятие и шевелить губами, созданный испанским инженером Хуанело Турриано.

1770-е гг. — заводные часы с движущимися фигурами павлина и петуха, созданные английскими мастерами. Были доставлены в Петербург в разобранном виде, отремонтированы и собраны Иваном Кулибиным в 1790-е гг. Это единственный крупный автомат ХVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.

из архива Владислава Гуфа …и с проходящим сквозь стену слоном.
…и с проходящим сквозь стену слоном.Фото:из архива Владислава Гуфа
Автор:Ирек САБИТОВ
Читайте нас: