Все новости
Культура
15 Ноября 2023, 20:15

Как «Малый» стал большим

В столице прошёл V фестиваль хореографических колледжей и академий

Александр ДАНИЛОВ  Секреты характерного танца от Вадима Сиротина.
Секреты характерного танца от Вадима Сиротина.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Юбилейный фестиваль «Малый Нуреевский» проходит в Уфе раз в два года и с каждым разом собирает все больше участников — учащихся хореографических колледжей, которые только начинают свой путь в мире танца, преподавателей и руководителей балетных школ, известных деятелей сцены из разных регионов России и зарубежья.

В свое время гостем «Малого Нуреевского» стал даже ученик Рудольфа Нуреева французский балетмейстер Шарль Жюд.

Организатором фестиваля уже традиционно был Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, на площадке которого прошли встречи и мастер-классы, а также Башопера, где состоялись торжественное открытие, первый концерт и гала-концерт фестиваля. В этом году он был посвящен 85-летию Рудольфа Нуреева.

— Нуреевский фестиваль хотя и назван малым, но вообще-то он большой и по количеству участников, и по своему значению. Это прекрасная возможность пообщаться, обменяться опытом. Программа компактная, но очень полезная и для педагогов, и для детей. Это большая организационная работа, за которую благодарю от всей души башкирский колледж. Кстати, его нынешние воспитанники блестяще исполнили «Русский танец» на открытии фестиваля. Я много раз была в Уфе, которую очень люблю. Приезжала сюда на все премьеры Григоровича и на «Малый Нуреевский», — отметила профессор петербургской Академии русского балета имени А. Вагановой, кандидат искусствоведения Ольга Розанова. Она рассказала участникам о том, как формируется репертуар для сценической практики и выпускных экзаменов в академии:

— Раньше на выпускные старались делать дуэты и па-де-де (номер для двух танцовщиков. — Авт.), а сейчас большое внимание уделяется массовым сценам. Николай Цискаридзе (ректор академии. — Авт.) находит и оживляет редкую, забытую классику. Сейчас очень интересная репертуарная политика.

Помимо классического балета, который танцевали на большой уфимской сцене совсем юные, но прекрасно подготовленные ученики начальных классов хореографических колледжей страны, в концертную программу фестиваля вошла современная хореография. Каждый номер — впечатляющий эмоциональный спектакль. Именно современную хореографию решил представить в этом году на фестивале московский колледж музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской. Заведующая хореографическим отделением колледжа — уфимка, выпускница Нуреевского колледжа, заслуженная артистка РБ Татьяна Краснова. Она прекрасно помнит волнение, с которым много лет назад, будучи ученицей первого класса колледжа, впервые вышла на сцену Баш­оперы. Окончив учебу, Краснова танцевала на сцене нашего театра ведущие партии. Потом Казань, Челябинск, Каирская опера и, наконец, Москва, где артистка получила высшее педагогическое образование и вот уже больше десяти лет работает преподавателем.

— Жизнь интересная штука, ты можешь оказаться в разных уголках земного шара, но родную сцену и своих педагогов не забудешь никогда. Я очень горжусь, что наше поколение выпускников сейчас работает преподавателями и передает все то ценное, что было вложено в нас. Благодаря нашим учителям мы несем через нашу жизнь большую любовь не только к профессии артиста балета, но и к педагогической деятельности, — говорит артистка.

В юном возрасте ей удалось репетировать с Зайтуной Насретдиновой, легендарной балериной, танец которой так впечатлил юного Рудика Нуреева и дал старт на его пути в балет.

— Мы были воспитаны на авторитете Нуреева, росли с большим уважением к личности человека, который очень много сделал для искусства. У детей должны быть авторитеты, мастера, на которых они могли бы равняться. Прежде всего должно цениться то, что артист сделал на сцене, чего достиг, что нового привнес, — считает Татьяна Краснова.

Кстати, о новом. Москвичи не случайно приехали на фестиваль с современной хореографией — недавно в колледже имени Галины Вишневской открылось первое в столице отделение, где дают фундаментальное образование именно в этом направлении.

— Классических балетных школ в России много, и они очень сильные. А современный танец пока ищет себя, хотя на периферии он достаточно развит. Наверное, поэтому желающих поступить на это отделение у нас даже больше, чем на классический балет. В этом году был первый выпуск, и могу сказать, у этих детей другая философия движений, философия взглядов. Джаз и модерн, степ и контемпорари, хип-хоп — наши выпускники владеют всеми стилями. Посещая европейские мастер-классы, они чувствуют себя комфортно, что говорит об уровне наших педагогов. Мы даем базу, с которой можно раскрыться в любом направлении, — говорит педагог.

А у «классиков» своя философия — стремление к образцу, установленному столетия назад. Базовый словарь, правила классического танца за последние 200 лет практически не изменились.

— Что проще в исполнении — классика или современная хореография? В последней больше свободы и нет такого количества строгих критериев. Поэтому классику танцевать сложнее, — говорит балетовед, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин, выпускник нашего хореографического колледжа, в прошлом танцовщик. Сергей часто бывает в альма-матер и с удовольствием общается с ребятами, всегда превращая «скучный» формат лекции в беседу с полезными «фишками».

— Есть некий образ идеального танцовщика и танцовщицы, образец движений, к которому мы стремимся. Но никто не танцует совершенно: ни Нуреев, ни Барышников, которые тоже шли к этому образцу. Это очень сложно и требует большой самодисциплины. Главное — всегда стараться быть немного лучше себя вчерашнего, каждый день танцевать чуть лучше, — говорит Сергей.

В зале училища у станка разминается для мастер-класса Вадим Сиротин, гость из Академии русского балета, доцент кафедры методики преподавания характерного танца. Признается, что с удовольствием принял приглашение уфимцев, тем более что давно мечтал побывать на родине Рудольфа Нуреева.

— Это один из лучших танцовщиков ХХ века, которого я боготворю. К сожалению, мы не можем избежать инсинуаций, связанных с его именем, но, мне кажется, во все времена были люди, которые могли очернить великих и всеми любимых, чтобы привлечь фокус на себя. Просто не нужно обращать на это внимание, — считает Вадим Анатольевич.

Недавно он занял первое место на конкурсе педагогического мастерства в Перми, поэтому мне захотелось расспросить его о профессии подробнее. Вадим Анатольевич сразу сразил наповал:

— Пришел в балет в 10 лет и занимаюсь им уже более полувека.

— Так сколько же вам лет!? — восклицаю я, удивленно разглядывая статного молодого мужчину.

— 66, — улыбается педагог, похоже, привыкший к подобной реакции. — Мне не нужно ходить в фитнес-зал, чтобы держать себя в форме, хватает ежедневной физической нагрузки на работе. Мы, педагоги академии, продолжаем выходить на сцену в спектаклях. Помнить ощущение сцены — это великое дело!

— Как вы считаете, то, что сегодня артисты балета не выезжают за рубеж, сказывается на их самореализации?

— Я не вижу в этом проблемы, у нас богатая страна — и на таланты, и на возможности. Если заниматься непосредственно своим творчеством и добиваться результата, тебя заметят. А что касается детей, то, по-моему, учиться сейчас намного легче, чем раньше. Есть много балетных школ в разных городах, Можно, не выезжая из города, посмотреть по интернету спектакли, которые ставятся в стране и за рубежом — я считаю, это здорово помогает. Но все-таки балет — это, в хорошем смысле этого слова, элитарное искусство. Как ни пытались одно время сделать его одним из видов массовой культуры, это не удалось. Как и классическая музыка, балет не может быть массовым.

— Сцена притягивает и людей, которые вообще никогда не танцевали, но мечтали об этом. И сейчас у них появилась такая возможность: открываются частные балетные школы, куда приходят домохозяйки и бабушки. Как вы к этому относитесь?

— Да, это так называемый боди-балет — я к нему очень хорошо отношусь: люди в возрасте хотят развиваться! Если у тебя когда-то не было возможности, но ты чувствуешь себя балериной в душе, то почему нет? Это не просто фитнес, а замечательная форма работы со своим телом и приобщение к прекрасному.

Александр ДАНИЛОВ  Нынешние студенты уже могут показать мастерство на большой сцене.
Нынешние студенты уже могут показать мастерство на большой сцене.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: