Юбилейный фестиваль «Малый Нуреевский» проходит в Уфе раз в два года и с каждым разом собирает все больше участников — учащихся хореографических колледжей, которые только начинают свой путь в мире танца, преподавателей и руководителей балетных школ, известных деятелей сцены из разных регионов России и зарубежья.
В свое время гостем «Малого Нуреевского» стал даже ученик Рудольфа Нуреева французский балетмейстер Шарль Жюд.
Организатором фестиваля уже традиционно был Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, на площадке которого прошли встречи и мастер-классы, а также Башопера, где состоялись торжественное открытие, первый концерт и гала-концерт фестиваля. В этом году он был посвящен 85-летию Рудольфа Нуреева.
— Нуреевский фестиваль хотя и назван малым, но вообще-то он большой и по количеству участников, и по своему значению. Это прекрасная возможность пообщаться, обменяться опытом. Программа компактная, но очень полезная и для педагогов, и для детей. Это большая организационная работа, за которую благодарю от всей души башкирский колледж. Кстати, его нынешние воспитанники блестяще исполнили «Русский танец» на открытии фестиваля. Я много раз была в Уфе, которую очень люблю. Приезжала сюда на все премьеры Григоровича и на «Малый Нуреевский», — отметила профессор петербургской Академии русского балета имени А. Вагановой, кандидат искусствоведения Ольга Розанова. Она рассказала участникам о том, как формируется репертуар для сценической практики и выпускных экзаменов в академии:
— Раньше на выпускные старались делать дуэты и па-де-де (номер для двух танцовщиков. — Авт.), а сейчас большое внимание уделяется массовым сценам. Николай Цискаридзе (ректор академии. — Авт.) находит и оживляет редкую, забытую классику. Сейчас очень интересная репертуарная политика.
Помимо классического балета, который танцевали на большой уфимской сцене совсем юные, но прекрасно подготовленные ученики начальных классов хореографических колледжей страны, в концертную программу фестиваля вошла современная хореография. Каждый номер — впечатляющий эмоциональный спектакль. Именно современную хореографию решил представить в этом году на фестивале московский колледж музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской. Заведующая хореографическим отделением колледжа — уфимка, выпускница Нуреевского колледжа, заслуженная артистка РБ Татьяна Краснова. Она прекрасно помнит волнение, с которым много лет назад, будучи ученицей первого класса колледжа, впервые вышла на сцену Башоперы. Окончив учебу, Краснова танцевала на сцене нашего театра ведущие партии. Потом Казань, Челябинск, Каирская опера и, наконец, Москва, где артистка получила высшее педагогическое образование и вот уже больше десяти лет работает преподавателем.
— Жизнь интересная штука, ты можешь оказаться в разных уголках земного шара, но родную сцену и своих педагогов не забудешь никогда. Я очень горжусь, что наше поколение выпускников сейчас работает преподавателями и передает все то ценное, что было вложено в нас. Благодаря нашим учителям мы несем через нашу жизнь большую любовь не только к профессии артиста балета, но и к педагогической деятельности, — говорит артистка.
В юном возрасте ей удалось репетировать с Зайтуной Насретдиновой, легендарной балериной, танец которой так впечатлил юного Рудика Нуреева и дал старт на его пути в балет.
— Мы были воспитаны на авторитете Нуреева, росли с большим уважением к личности человека, который очень много сделал для искусства. У детей должны быть авторитеты, мастера, на которых они могли бы равняться. Прежде всего должно цениться то, что артист сделал на сцене, чего достиг, что нового привнес, — считает Татьяна Краснова.
Кстати, о новом. Москвичи не случайно приехали на фестиваль с современной хореографией — недавно в колледже имени Галины Вишневской открылось первое в столице отделение, где дают фундаментальное образование именно в этом направлении.
— Классических балетных школ в России много, и они очень сильные. А современный танец пока ищет себя, хотя на периферии он достаточно развит. Наверное, поэтому желающих поступить на это отделение у нас даже больше, чем на классический балет. В этом году был первый выпуск, и могу сказать, у этих детей другая философия движений, философия взглядов. Джаз и модерн, степ и контемпорари, хип-хоп — наши выпускники владеют всеми стилями. Посещая европейские мастер-классы, они чувствуют себя комфортно, что говорит об уровне наших педагогов. Мы даем базу, с которой можно раскрыться в любом направлении, — говорит педагог.
А у «классиков» своя философия — стремление к образцу, установленному столетия назад. Базовый словарь, правила классического танца за последние 200 лет практически не изменились.
— Что проще в исполнении — классика или современная хореография? В последней больше свободы и нет такого количества строгих критериев. Поэтому классику танцевать сложнее, — говорит балетовед, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин, выпускник нашего хореографического колледжа, в прошлом танцовщик. Сергей часто бывает в альма-матер и с удовольствием общается с ребятами, всегда превращая «скучный» формат лекции в беседу с полезными «фишками».
— Есть некий образ идеального танцовщика и танцовщицы, образец движений, к которому мы стремимся. Но никто не танцует совершенно: ни Нуреев, ни Барышников, которые тоже шли к этому образцу. Это очень сложно и требует большой самодисциплины. Главное — всегда стараться быть немного лучше себя вчерашнего, каждый день танцевать чуть лучше, — говорит Сергей.
В зале училища у станка разминается для мастер-класса Вадим Сиротин, гость из Академии русского балета, доцент кафедры методики преподавания характерного танца. Признается, что с удовольствием принял приглашение уфимцев, тем более что давно мечтал побывать на родине Рудольфа Нуреева.
— Это один из лучших танцовщиков ХХ века, которого я боготворю. К сожалению, мы не можем избежать инсинуаций, связанных с его именем, но, мне кажется, во все времена были люди, которые могли очернить великих и всеми любимых, чтобы привлечь фокус на себя. Просто не нужно обращать на это внимание, — считает Вадим Анатольевич.
Недавно он занял первое место на конкурсе педагогического мастерства в Перми, поэтому мне захотелось расспросить его о профессии подробнее. Вадим Анатольевич сразу сразил наповал:
— Пришел в балет в 10 лет и занимаюсь им уже более полувека.
— Так сколько же вам лет!? — восклицаю я, удивленно разглядывая статного молодого мужчину.
— 66, — улыбается педагог, похоже, привыкший к подобной реакции. — Мне не нужно ходить в фитнес-зал, чтобы держать себя в форме, хватает ежедневной физической нагрузки на работе. Мы, педагоги академии, продолжаем выходить на сцену в спектаклях. Помнить ощущение сцены — это великое дело!
— Как вы считаете, то, что сегодня артисты балета не выезжают за рубеж, сказывается на их самореализации?
— Я не вижу в этом проблемы, у нас богатая страна — и на таланты, и на возможности. Если заниматься непосредственно своим творчеством и добиваться результата, тебя заметят. А что касается детей, то, по-моему, учиться сейчас намного легче, чем раньше. Есть много балетных школ в разных городах, Можно, не выезжая из города, посмотреть по интернету спектакли, которые ставятся в стране и за рубежом — я считаю, это здорово помогает. Но все-таки балет — это, в хорошем смысле этого слова, элитарное искусство. Как ни пытались одно время сделать его одним из видов массовой культуры, это не удалось. Как и классическая музыка, балет не может быть массовым.
— Сцена притягивает и людей, которые вообще никогда не танцевали, но мечтали об этом. И сейчас у них появилась такая возможность: открываются частные балетные школы, куда приходят домохозяйки и бабушки. Как вы к этому относитесь?
— Да, это так называемый боди-балет — я к нему очень хорошо отношусь: люди в возрасте хотят развиваться! Если у тебя когда-то не было возможности, но ты чувствуешь себя балериной в душе, то почему нет? Это не просто фитнес, а замечательная форма работы со своим телом и приобщение к прекрасному.