Все новости
Культура
4 Октября 2023, 11:15

Знакомство не по объявлению

В Уфе побывал на гастролях Брянский областной театр юного зрителя

Альберт ЗАГИРОВ  Спектакль «Поллианны» по мотивам одноименного романа Элинор Портер — одна из визитных карточек Брянского театра.
Спектакль «Поллианны» по мотивам одноименного романа Элинор Портер — одна из визитных карточек Брянского театра.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

На сцене этого театра со дня его открытия в 1981 году было поставлено более 130 спектаклей различных жанров для детей и взрослых — от сказок для самых маленьких до пьес высокого классического репертуара. Сегодня в театре более 70 постановок.

Коллектив из Брянска показал в Национальном молодежном театре РБ семь спектаклей для детей и взрослых. Малыши встретились с героями самых любимых сказок: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина, «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана, «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского, «Поллианны» Элинор Портер, а взрослой аудитории показали комедии «Тартюф» Мольера, «Человек и джентельмен» Де Филиппо и «Знакомство по объявлению» Бориса Рацера и Владимира Константинова. В это же время артисты Национального молодежного театра РБ сыграли свои спектакли в Брянске.

По словам художественного руководителя Молодежного театра Мусалима Кульбаева, федеральная программа «Большие гастроли», благодаря которой и стали возможны обменные гастроли, стала буквально новым дыханием для театра. Выезды в другие регионы для больших профессиональных коллективов слишком дорогое удовольствие. Теперь наш Молодежный показывает свои лучшие спектакли в разных регионах России, а первыми спектаклями в гастрольной афише Брянска стали «Чиполлино» Джанни Родари и «Радость нашего дома» Мустая Карима. «Радость нашего дома» — визитная карточка театра. Пьеса была поставлена 17 лет назад и восстановлена в этом году.

— Новая постановка также соответствует сути ослепительно прекрасных, сияющих своей чистотой произведений Мустая Карима. Зрители Брянска встретили спектакль очень тепло, — рассказал Мусалим Кульбаев. — В репертуаре нашего театра 75 спектаклей. В Брянск мы повезли те из них, которые считаем важными и значительными: сказку «Волшебная мельница» Мустая Карима, «Приключения Ходжи Насреддина» по произведению Леонида Соловьева, «Аладдин», музыкальную комедию «Ханума», а также мюзикл «Айболит и Бармалей» Корнея Чуковского и драму «Тополек мой в красной косынке» по повести Чингиза Айтматова.

Для Брянского театра возможность активно гастролировать сегодня очень актуальна еще и потому, что уже пятый сезон у него нет своей площадки. Театр, который был открыт больше сорока лет назад, находится на реконструкции. Несмотря на отсутствие собственной сцены, коллектив продолжает искать новые пути к юному зрителю.

— Мы участвуем в фестивалях, устраиваем творческие лаборатории. Например, провели очень интересный проект для подростков «Дети пишут пьесу». За пять дней под руководством взрослых семеро подростков написали пьесы, из отрывков которых мы сделали спектакль, — рассказывает главный режиссер театра Юрий Пахомов. — Дети написали о том, что их волнует, про отношения с родителями, в школе. И, вы знаете, меня поразило, что подростки так одиноки. Их произведения, конечно, нельзя назвать чернухой, но и светлыми их не назовешь.

Как привлечь молодого зрителя, воспитывать его, при этом не идя на поводу, не играя на низменных инстинктах? Популярность набирает иммерсивный театр, интерактив, когда зрителя «погружают» в разворачивающееся действие, как, например, в спектакле НМТ РБ «Дни Савелия», в котором зритель вместе с героями бродит по всему театру. Но сколько режиссеров, столько и мнений. Для режиссера Юрия Пахомова театр — это ассоциация, и в этом смысле иммерсивный театр, в котором все рядом и можно потрогать, слишком буквален:

— Для того чтобы выйти в зрительный зал, нужны очень веские основания, нужно иметь сказать что-то такое, чего нельзя сказать со сцены. Когда в спектакле про Есенина актер прямо рядом со мной, зрителем, читает его стихи, я скукоживаюсь. Я часто вижу спектакли, когда актеры выходят в зрительный зал, чтобы просто пробежать по нему, кого-то потрогать. Я не люблю, когда меня трогают... И когда мне говорят, что, мол, именно такие, интерактивные, спектакли получают «Золотую маску», я отвечаю, что этот факт меня давно ни в чем не убеждает, потому что фамилии, авторы, которые там возникают, для меня иногда очень сомнительны. Сегодня современная драматургия — это же не всегда и драматургия, а зачастую просто какие-то тексты. Чем спектакли двух наших театров для меня сильны: тем, что в них есть образность, есть притчевость, нет этой сегодняшней суеты, а есть философия, — говорит он.

— Зритель не всегда положительно относится к необходимости размышлять, — в свою очередь отмечает Мусалим Кульбаев. — Но у нас есть целый ряд спектаклей, которые я называю спектаклями-размышлениями. У нас есть современная драматургия, но при этом нет того, чего многие от нее ждут: скандала и чернухи.

В составе труппы Брянского театра в Уфу приехал народный артист России, наш земляк Владимир Аверин. Его семья была эвакуирована во время войны в Уфу с Рыбинским моторостроительным заводом.

— Я родился в 1957 году в Черниковке, жил на улице Интернациональной. Мама работала на УМЗ, ей дали квартиру, и мы переехали на Первомайскую. Учился в 87-й школе на Нежинской, после школы год отработал на УМЗ и время от времени играл в спектаклях в Русском драмтеатре. — После окончания Свердловского театрального училища и ГИТИСа я уехал в Брянск. Многие спрашивают, почему я не вернулся в Уфу. Мне очень хотелось работать в Уфе, здесь была мама и все родственники, но в Брянске мне сразу предложили квартиру, и это, конечно, было для меня важно. И в Уфе тогда не было ТЮЗа, а там он только открывался. Своими руками мы с коллегами прибивали кресла в зрительном зале. Я могу сказать, что Брянский ТЮЗ — это мое дело, моя жизнь, я это открыл, родил. Пока мама была жива, приезжал в Уфу в отпуск с семьей каждый год, но с 1995 года не был ни разу. Поэтому прилетел сюда на пять дней раньше труппы и побывал в местах своего детства и юности.

Альберт ЗАГИРОВ  История о радости, которая местами вызывает слезы.
История о радости, которая местами вызывает слезы.Фото:Альберт ЗАГИРОВ
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: